Новосибирск 11.7 °C

Искусство налаживать связи между всеми людьми

08.06.2007 00:00:00
Искусство налаживать связи между всеми людьми
В этом году социальной защите населения Новосибирской области 15 лет. В связи с этим событием и Днем социального работника руководитель департамента труда и социального развития области Сергей Иосифович ПЫХТИН поделился мыслями о сегодняшних задачах социальной защиты.



Обеспечивая социальную безопасность
Социальной защите области всего 15 лет. Однако наш профессиональный праздник — свидетельство высокой оценки государством роли работников, которые ежедневно обеспечивают, не побоюсь сказать, социальную безопасность в стране и являются по своей сути координаторами межведомственного взаимодействия.
Нам приходится сталкиваться с разными сферами жизни человека и общества: физическим и психическим здоровьем, личными конфликтами, планированием семьи, с проблемами трудоустройства, трудностями профессиональной и социальной адаптации разных категорий населения, профилактикой асоциального поведения, различного рода реабилитацией. Социальная работа — это искусство налаживать связи между людьми. И наши специалисты владеют им в совершенстве.

Сегодня можно твердо сказать, что система социальной защиты признана населением и является высоковостребованной сферой услуг.

В условиях передачи полномочий
В последние несколько лет с целью совершенствования отношений между федеральным центром, субъектами Федерации и местным самоуправлением был принят ряд федеральных законов, сосредоточивших на уровне субъектов Российской Федерации основные исполнительно-распорядительные полномочия.

К сожалению, не все в них нас устраивает. К примеру, социальное обслуживание, как и социальные выплаты, должно соответствовать государственным стандартам по объемам и качеству социальных выплат и социальных услуг, порядку и условиям их оказания. Что же происходит на самом деле? До 2005 года установление государственных стандартов социальных выплат и социального обслуживания было исключительно компетенцией Правительства РФ, что гарантировало в первую очередь их единство для всех категорий граждан вне зависимости от территории проживания. Теперь государство, гарантируя гражданам право на социальные выплаты и социальное обслуживание в государственной системе социальных служб по основным видам, в порядке и на условиях, предоставляет устанавливать эти стандарты законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации.

На практике это означает, что законодатель сделал шаг в сторону потенциального снижения качества уровня социальных выплат и социального обслуживания, так как оно напрямую зависит от возможностей регионов. Соответственно, это породило многообразие подходов к организации данной работы на местах. Как итог в большинстве регионов эта сфера ведения только субъекта Федерации, в ряде регионов работает смешанная система.

Значительное увеличение числа полномочий вызывает необходимость формирования эффективного механизма их реализации.

В связи с этим мы постепенно внедряем технологию бюджетирования, ориентированную на результат. Будем переходить от текущего содержания учреждений к непосредственному финансированию услуг, оказываемых населению (по принципу покупки услуг), созданию конкурентной среды на рынке социальных услуг, обеспечению партнерства как с общественными, так и с коммерческими организациями.

И снова о реформах
С 2005 года органы социальной защиты населения городов и районов области находятся в состоянии реформирования, и процесс продолжается. Принято два закона Новосибирской области по передаче полномочий на муниципальный уровень. Это в корне изменило характер межбюджетных отношений. Органы местного самоуправления, с одной стороны, получили широкие права. С другой стороны, на них возложена огромная ответственность. При этом с департамента не слагается ответственность за реализацию возложенных на муниципалитеты государственных функций.

Кроме областных законов по передаче полномочий, на местах осваивались вновь принятые федеральные законы по материальной поддержке семей с детьми до 1,5 лет, по компенсации части родительской платы за содержание детей в дошкольных учреждениях. Хочу поблагодарить социальные службы области, руководителей и специалистов за большую проделанную работу. Около 8 тысяч семей с детьми реально ощутили эту поддержку. Продолжалась реализация мер социальной поддержки: выплата ЕДВ, обеспечение льгот по услугам ЖКХ.

Работа с семьей и детьми
Социальная работа с семьей и детьми признается одной из наиболее важных и масштабных сфер социальной работы в целом. В настоящее время основная организация работы по вопросам демографии возложена на наш департамент. С участием всех ведомств, учреждений, ученых-демографов разработан дополнительный комплекс мер по улучшению демографической ситуации.
Меры, принимаемые органами государственной власти, позволили решить некоторые конкретные вопросы поддержки семьи и детей. Среди них дополнительные пособия при рождении ребенка, государственная поддержка по оплате содержания детей в дошкольных учреждениях молодым семьям, в которых оба родителя учатся, положительная динамика в материальной поддержке многодетных семей. В настоящее время на выходе постановление губернатора Новосибирской области, в котором предусматривается увеличение со второго полугодия текущего года размера ежемесячных выплат семьям с детьми-инвалидами и детям с онкогематологическими заболеваниями. Средств на эти цели достаточно.

Сейчас социальные работники могут оказывать помощь семье преимущественно на этапе ее кризиса, в момент конфликта или распада. По мере улучшения социальной ситуации, с ростом благосостояния населения, на первый план постепенно выходят вопросы профилактики семейных дисфункций, налаживание семейных коммуникаций в предкризисном состоянии. Это одна из важнейших задач социальной работы в стабильном обществе, и к этому мы практически подходим. Пик детской беспризорности прошел. Задача сегодняшнего дня — дать детям не только крышу над головой, а обеспечить им возможность жить и воспитываться в семье. При этом помещение ребенка в государственное стационарное учреждение каждый из нас должен рассматривать как крайнюю меру.

О пожилых и инвалидах
Актуальными остаются вопросы совершенствования и развития социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов. В последнее время принят ряд нормативных правовых документов по упорядочению этой работы, развитию платных услуг, набирает силу волонтерское движение, увеличивается количество клубов общения пожилых людей.

Но не все вопросы решены. Острой для пожилых людей остается проблема обеспечения медицинской помощью, лекарствами, жильем, не ликвидирована очередность в отделения и дома милосердия, дома-интернаты малой вместимости. Актуальна проблема одиночества и невостребованности пожилых граждан.

Одной из приоритетных задач на этот и последующие годы мы считаем дальнейшее развитие различных форм социального обслуживания по месту проживания пожилых граждан как наиболее эффективных и оптимальных. В прошлом году открыты отделения милосердия в Каргатском и Чистоозерном районах, расширены отделения милосердия в Здвинском, Колыванском и Черепановском районах, открыт дом-интернат малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов на 25 мест в Купинском районе. Введены в строй дома для ветеранов в Убинском, Черепановском, Здвинском и Чановском районах. Работа в этом направлении будет продолжена.

Сегодня почти 700 человек ждут очереди на получение надомного обслуживания, а планом социально-экономического развития Новосибирской области в 2007 — 2009 годах планируется полностью решить эту проблему и выйти на 100-процентное обеспечение потребностей данной услугой. В этом, конечно, поможет развитие новых технологий социального обслуживания. Одна их них — приемная семья для пожилого человека. Сегодня 150 человек преклонного возраста проживают в 143 приемных семьях. Проживание пожилых людей в приемных семьях комфортно для них и экономически выгодно для бюджета.

В настоящее время свыше 7% населения области — инвалиды (более 188,6 тысячи). Эти люди нуждаются в реабилитации, постоянной поддержке и помощи. Главная задача здесь была и остается прежней — создание условий, позволяющих людям с ограниченными возможностями как можно эффективнее интегрироваться в общество.

С августа 2006 года 2 областных центра социальной реабилитации и социокультурной реабилитации инвалидов переведены на выполнение государственного социального заказа услуг в форме государственного задания, что, я надеюсь, позволит поднять реабилитационные услуги на более высокий качественный уровень.

С введением Федерального закона №122, к сожалению, ухудшилось обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе протезно-ортопедическими изделиями. До 1 января 2005 года такой проблемы практически не было. Все вопросы были отработаны и решены как в финансовом, так и организационном аспектах. В настоящее время в связи с передачей полномочий по этому направлению Фонду социального страхования многие инвалиды такой возможности лишились. Они не могут своевременно получить протезно-ортопедическую помощь, а значит, стали социально неадаптированными. Так, свыше 1000 инвалидов ждут получения кресел-колясок. Незрячие и слабовидящие инвалиды практически лишились возможности получить тифлосредства согласно федеральному перечню.

Указанные проблемы — основная тема обсуждений на встречах руководства департамента с представителями общественных организаций инвалидов, а также на заседаниях комиссии по делам инвалидов. Приказом по департаменту утверждено положение о дополнительном перечне технических средств реабилитации, предоставляемых бесплатно инвалидам в Новосибирской области. Планируем в ближайшие 3 года во всех отделениях реабилитации внедрить новую модель реабилитации инвалидов.

О льготах по оплате услуг ЖКХ
Нужно отметить, что эта работа организована в соответствии с действующим законодательством. У департамента нет сейчас задолженности денежных средств за предоставленные меры социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг.

Если говорить о сегодняшних проблемах, то одной из самых актуальных является реализация закона Новосибирской области о льготах специалистам, проживающим в сельской местности. Учитывая, что некоторые положения этого закона не имеют однозначного толкования, а также то, что отдельные категории граждан, имевшие ранее право на льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг, после принятия данного закона это право утратили, нашим департаментом совместно с департаментом по тарифам подготовлены предложения по внесению изменений в действующий закон.

В этом году департамент является бюджетораспорядителем средств, предусмотренных на предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг. В настоящее время это полномочия органов местного самоуправления, но в соответствии с Федеральным законом № 258-ФЗ с 1 января 2008 года эти полномочия переходят к субъекту Федерации. Ими будет заниматься департамент.

Стационарное обслуживание
В этом направлении решаем вопросы также комплексно, учитывая возникающие потребности и возможности социальных служб на местах. Только за счет реорганизации двух стационарных психоневрологических учреждений, без привлечения дополнительных финансовых ресурсов, расширен в них коечный фонд на 57 мест. Кроме того, фактически ликвидирована численность низкооплачиваемых работников.

В результате комплекса проведенных работ удалось решить одну из приоритетных задач — ликвидировать очередность в дома-интернаты общего типа и дома-интернаты для умственно отсталых детей, а также значительно снизить очередность в дома-интернаты психоневрологического профиля. Решив проблему очередности, мы ставим перед собой следующую задачу: повысить комфортность проживания за счет предоставления отдельных комнат семейным парам, ветеранам, а также за счет размещения в одной комнате не более двух человек.

Должен сказать, что система социального обслуживания претерпевает очень серьезные изменения. Подготовлена концепция об оптимизации системы социального обслуживания и программа по ее реализации. В основе — модернизация всей системы социального обслуживания. Некоторые учреждения будут объединены и будут действовать как межрайонные. Во всех подведомственных учреждениях будут пересмотрены уставы и будут исключены виды деятельности, не относящиеся к полномочиям субъекта РФ. Это касается как подведомственных департаменту учреждений, так и учреждений, переданных для выполнения государственных полномочий. Важно при этом не снизить качество обслуживания.

О празднике и людях
Надо сказать, что за прошедшие годы наша отрасль не потеряла свою привлекательность для молодых творческих кадров, способных выдержать большой объем напряженной работы и эмоциональных нагрузок. Есть новички среди руководителей социальных служб районов, учреждений, да и в департаменте много молодых специалистов. У них есть образование, работоспособность, а главное — современный подход к решению современных задач. Сегодня средний возраст работников отрасли — 38 — 42 года.

Я придаю большое значение самоотдаче социальных работников своему делу, поскольку для меня как руководителя важно продолжение тех традиций, что были заложены в начале нашего пути. У истоков образования социальной защиты стояли люди, чьи имена всем известны. Это Наталья Николаевна Краснова, Любовь Михайловна Зябрева, Анна Степановна Петухова. На первом этапе становления органично влились в когорту профессионалов Марина Юрьевна Эллерт, Галина Нифантьевна Стекачева, Лидия Андреевна Горева, Валентина Ивановна Станкова, Нина Михайловна Зайцева, Геннадий Николаевич Меньшенин и другие не менее уважаемые люди. При их настойчивости, умении видеть перспективу создана сеть учреждений социального обслуживания пожилых людей, ветеранов, инвалидов, детей и всех, кто попал в трудную жизненную ситуацию. Я и сегодня постоянно чувствую поддержку этих людей и полагаюсь на их профессионализм.

Главной опорой для меня были и есть те, кто работает в районах и городах области. Именно они являются проводниками и исполнителями государственной социальной политики на местах. Это Вера Викторовна Дерябина, Галина Семеновна Фоминцева, Вера Викторовна Чередова, Валерий Александрович Ткач, Галина Михайловна Верещагина, Татьяна Николаевна Пинкина, Галина Ивановна Лысова, Татьяна Алексеевна Орехова, Анатолий Георгиевич Шерин, Лидия Ивановна Бормотова, Владислав Николаевич Холкин, Ольга Васильевна Коженкова, Олег Михайлович Лыков и многие-многие другие. В Новосибирске с самого первого дня в службе социальной защиты населения работают Тамара Михайловна Шабалина, Нина Тимофеевна Масальская, Нина Андреевна Свищева, Александра Герасимовна Карпова, Елена Вячеславовна Юмашова. Стала начальником управления социальной поддержки мэрии Тамара Васильевна Колдина, достойно сменив на этом поприще Веру Николаевну Серикову.

Большой объем работ лежит на коллективах областных учреждений социального обслуживания. Все без исключения достойны уважения и благодарных слов. Это Людмила Яковлевна Видякина, Юрий Алексеевич Гужов, Алексей Иванович Кирьянов, Анатолий Михайлович Алабин, Сергей Васильевич Евстифеев, Маргарита Ивановна Половинкина, Виктор Викторович Эллерт, Любовь Николаевна Присмакина и другие. Мне импонирует то, что каждый из наших руководителей старается работать в своем индивидуальном стиле, со своим почерком. Надо сказать, что за каждым руководителем стоит работоспособный коллектив профессионалов. Каждый своим трудом повышает престиж нашей профессии и составляет золотой фонд отрасли. Их вклад — сотни молодых специалистов, обученных навыкам работы, и тысячи граждан, получивших необходимую поддержку в сложных жизненных ситуациях.

Огромное спасибо за работу всем социальным работникам, всем специалистам!

От редакции: Мы поздравляем органы социальной защиты населения и отделения Пенсионного фонда РФ по Новосибирской области с профессиональным праздником и желаем дальнейших успехов в их нелегком труде!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: