Новосибирск 4.9 °C

Сибирский Колумб воздушного океана

16.06.2007 00:00:00
Сибирский Колумб воздушного океана
Спустя два века мечта великого Ломоносова осуществилась. Пионеры трансарктического беспосадочного перелета Валерий Чкалов, Георгий Байдуков и Александр Беляков, восхитив своим героизмом и мужеством весь мир, пронеслись над ледяной крышей Северного полюса, покрыв за 63 часа 16 минут свыше 10 тысяч километров земного пути, пройдя над океанами и льдами 5900 километров.



Это был дерзкий, фантастический, беспримерный подвиг. Как первый полет в космос. Экипаж самолета «АНТ-25», вылетев из Москвы 18 июня 1937 года в 4 часа 5 минут, 20 июня в 19 часов 30 минут по московскому времени приземлился на аэродроме Баракс, пригород Ванкувера, штат Вашингтон.

Путь в небо
Георгий Филиппович Байдуков. Герой Советского Союза. Генерал-полковник авиации. Национальный герой времен легендарных довоенных перелетов. Летчик-испытатель. Видный военачальник Великой Отечественной войны. Один из создателей зенитных ракетных войск страны. Лауреат Государственной премии. Член Союза писателей СССР.

18 — 20 июня исполняется 70 лет со дня уникального перелета. А 26 мая в Новосибирской области прошли торжества, посвященные 100-летию со дня рождения славного земляка. Георгий Байдуков родился на разъезде Тырышта, близ станции Татарская. Его отец Филипп Капитонович был мастером на железной дороге. Постоянно же семья проживала в селе Бурково Татарского района, ныне — Новопокровка. Позже родители Байдукова переехали в Новосибирск и жили на улице Широкой, 94.

В юности Георгий, как отец и многочисленные родственники (33 человека — династия железнодорожников Байдуковых! — Прим. авт.), тоже работал костыльщиком, кровельщиком, плотником на станциях Омской, Томской, Забайкальской железных дорог, учась в Омской железнодорожной профтехшколе. В 1925 году добровольцем уйдя в Красную армию, вскоре был зачислен курсантом в Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС РККА. Уже в следующем году он заканчивает Качинскую военную школу летчиков под Севастополем. Младший, старший летчик отдельного авиаотряда и авиабригады. Командир авиазвена. Его блестящий талант заметили, и в 1930 году Байдуков — летчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС РККА, командир эскадрильи.

Позже, в 50 — 70-е годы, он окончит Военную академию Генерального штаба, станет заместителем начальника Главного штаба Войск противовоздушной обороны по специальной технике, начальником 4-го Главного управления Министерства обороны СССР и научным консультантом главнокомандующего Войсками ПВО. А тогда, в 1935 году, учебу в академии имени Жуковского пришлось прервать. Стране нужен был опыт и талант летчика Байдукова. По заданию правительства в 1936 году он вместе с Чкаловым и Беляковым совершает трансполярный рейс, летит по «Сталинскому маршруту» из Москвы на Камчатку. Беспосадочный перелет через Северный Ледовитый океан на остров Удд близ Николаевска-на-Амуре. 20 июля с подмосковного аэродрома Щелково взлетел 11-тонный «АНТ-25» — последнее достижение авиационной техники, детище конструктора Андрея Николаевича Туполева. 9374 километра за 56 часов 20 минут. Это был мировой рекорд по дальности и продолжительности полета. Имена героев стали известны всему миру. Чкалову, Байдукову и Беляеву присвоили звание Героя Советского Союза. Ставшие знаменитыми острова залива Счастье — Удд, Лангр, Кеос, отделяющие его от Охотского моря, — названы в честь бесстрашных покорителей воздушного океана. А через год — новый подвиг: перелет через Северный полюс в Америку.

Война
Дыхание будущей грозной войны становилось все ощутимее. Оставив работу летчика-испытателя на заводе, мечту облететь без посадки вокруг земного шара, Байдуков ушел добровольцем на Финскую, где командовал авиаполком особого назначения, группой летчиков — «охотников-слепачей». В ноябре 1941 года он пишет заявление Сталину с просьбой отправить его на фронт. Командует 212-й штурмовой дивизией. Бои под Ржевом, Калининский фронт. Штурмовики генерал-майора Байдукова вели бои за освобождение Белгорода, Харькова, Полтавы, Киева. Участвовали в Бобруйской наступательной операции на Белорусском фронте. Сражались в Восточной Пруссии, освобождали Гданьск, форсировали Одер.

Георгий Байдуков награжден 22 правительственными наградами. Его именем названы улицы в городах России. Есть улица Байдукова в Новосибирске. Его имя высечено в граните на аллее Героев-сибиряков мемориала Славы. На родине, в селе Новопокровка, установлен памятник. В Новосибирском краеведческом музее хранятся документы, вещи, копия бортового журнала легендарного перелета в Америку — личный дар Байдукова. Это одна из лучших персональных коллекций музея.

Июнь, 1937 год. Хроника полета
* Высота 2000 метров. Вдруг белая, таинственная облачная муть настолько плотно окутывает самолет, что не видно концов ярко-красных крыльев. Слепой полет — моя обязанность. Лопасти винта из-за обледенения стали разновесны, и это привело переднюю часть самолета в лихорадочное состояние.

— Полезу вверх за облака! — кричу я командиру. Лишь через 500 метров стали тускло просвечивать лучи солнца. Самолет, освобождаясь от чужеродных наростов, успокоился, продолжая держать курс на север.

* Чернели воды Баренцева моря. Наружная температура упала до минус 24 градусов. Погода ухудшается. Снова предстоит слепой полет. На высоте 4000 метров, скорчившись в три погибели — не так легко в тесноте пробраться на пилотское место, — мы сменились с Валерием.

— Подыши кислородом... — прокричал я ему. Но Чкалов остался рядом. Плоскости, стабилизатор и антенна самолета леденели бешеными темпами. Лезть выше или спускаться к земле?

— Нет, Егор! Только вверх! — кричал командир мне над самым ухом.

«АНТ-25» буквально скреб высоту метр за метром, и казалось, вот-вот, как обессиливший альпинист, вдруг сорвется с крутого подъема и полетит в пропасть. 20 минут набирали 150 метров, и — о радость! — нас обдают щедрые лучи солнца.

* А в самолете становится все прохладней — термометр сполз до минус 6 градусов.

— Земля! Земля! — услышал я громкий голос Чкалова. Пробираюсь к Белякову и вижу запись в бортжурнале: «20.00 (по Гринвичу) — мыс Баренца на острове Норбрук архипелага Земли Франца-Иосифа. Через окно кабины блестят, ослепляя, ровные и чистые снега и ледяные поля, из которых таинственно и молчаливо вылезают острова архипелага. Валерий качает «АНТ-25» с крыла на крыло, привлекая наше внимание к редкостной красоте первозданной природы Арктики.

* Полюс должен быть вот-вот. С высоты 4150 метров мы оглядывали гигантские ледяные пустыни, испещренные в различных направлениях малыми и большими трещинами и разводьями. Компасы стали еще более чувствительными и при малейших кренах бешено вращались вокруг любой оси. Лишь гироскопы работали так, как будто бы и нет здесь никакой оси вращения нашей старушки планеты.

Взглянув вниз, мы с Сашей с теплотой вспомнили четырех советских ученых, которые сейчас борются на благо Родины и мировой науки за овладение полюсом. Они где-то совсем рядом. Саша старается по радио связаться с Эрнестом Кренкелем и передать ему, Папанину, Ширшову и Федорову наш привет и огромное спасибо за те сообщения с полюса, которые позволили центру разрешить нашей тройке полет. Счастливого вам плавания в полярном море на льдине! Прощай, Северный полюс!

* Экипаж вступил в пространство между полюсом и Канадой. Предстоит путь над «полюсом недоступности» по маршруту, где белые медведи еще не слышали гула самолета и не видели полярников на льдах. На высотомере уже 5 километров. После 30 часов полета на такой высоте не только работать, но даже лежать в спальном мешке становится трудно.

* К 11 часам «АНТ-25» шел на предельной его высоте — 5700 метров, и от малейшего колебания просаживался вниз, цепляясь за вершины бурлящих кучевых облаков. Мы врезались в темные шевелящиеся пары жидкости с температурой минус 30. Самолет терял высоту. Я еле справлялся с полетом вслепую.

* Под нами земля Банкса. Беру мешки с путевым довольствием. Ведь мы за 40 часов полета только раз приступали к еде. Достаю розовое яблоко. Оно промерзло, но очень сочное. Даю Саше и Валерию по яблоку и сам начинаю уплетать. Как же хорошо лететь на высоте трех с половиной километров — дышится легко, настроение великолепное, все неудачи и несчастья быстро забываются!

* В 20 часов справа к маршруту круто подошла извилистая река Маккензи, выносящая свои воды в Ледовитый океан. С каждой минутой обстановка обостряется. Антиобледенительная жидкость для винта закончилась. Запасы кислорода иссякают. Впереди — ночь.

* 22 час 50 минут. Высота 6 километров. Похолодало. После 46 часов полета на 4 — 5 тысячах метров лететь на высоте до шести километров не шутка даже для таких закаленных летчиков-испытателей, как Чкалов. Он сильно побледнел, из носа пошла кровь. У меня закружилась голова, и я долго отлеживаюсь на баке, за спиной летчика.

* Штурман принес карту со вторым вариантом маршрута — пересечь скалистые горы поперек, достигнуть Тихого океана до наступления ночи и следовать вдоль берега, держа курс на Сиэтл, Сан-Франциско.

— К Тихому пробивайся, Егор! А мы с Сашей ляжем, чтобы все остатки кислорода тебе...

— А как вы-то без кислорода?..

— Лежа выдержим…

* 15 часов 20 июня. Под нами территория США. Мост через реку Колумбия в туманной мгле вырисовывался высоченным небоскребом. Отворачиваю от моста к городу Портленд, подхожу к аэродрому. Но откуда взялись тысячи людей, махающих руками и шляпами? Неужели они что-либо знают о нас?

— Егор! Не надо садиться сюда! Распотрошат самолет на сувениры… Пойдем на другой берег! — кричит командир. — В Ванкувере есть военный аэродром!

* Штурман Беляков делает последнюю запись в бортовом журнале: «20 июня 1937 года. 16.20 по гринвичскому времени посадка в Ванкувере. Всего пробыли в воздухе 63 часа 16 минут. Израсходовано горючего 7933 литра, или 5658 килограммов. Остаток горючего 77 килограммов».

Из книги Георгия Байдукова «Первые перелеты через Ледовитый океан»

В Америке
Америка восторженно встречала героев перелета. Атаковали настойчивые представители прессы. «Чей мотор у вас стоит? — спрашивали корреспонденты. — Американский? Английский?». И сконфуженные, отчаянно фотографировали раскрытый для них мотор и самолет советской конструкции. Следовали многочисленные встречи, на которые собирались десятки тысяч людей. В конце одного из митингов в Нью-Йорке публика прорвалась к трибунам и вынесла героев на руках. Киносъемки, радиопередачи, интервью газетам. Имена Чкалова, Байдукова, Белякова на устах всей Америки. Крупнейшая радиокомпания приглашает героев выступить, передав через полпреда Трояновского, что их будут слушать не менее 12 миллионов американцев. Пачки телеграмм из разных стран мира и из Советского Союза с поздравлениями. Отважных летчиков принял президент США Франклин Рузвельт. Пожелав им дальнейших успехов, он просил их быть гостями Америки.

Их встречали крупные города, представители деловых, научных, культурных, промышленных кругов Америки. В их честь устраивались торжественные приемы, банкеты. Каждый день месяца, проведенный в Америке, был расписан по часам. Они посетили авиамоторные заводы фирмы «Райт», авиационные заводы «Боинг», «Дуглас», конструкторскую фирму Сикорского, автомобильные заводы Форда. Встречались со знаменитыми путешественниками, географами, военными и гражданскими летчиками, научными деятелями. А в 1975 году Байдуков и Беляков были приглашены в Ванкувер на торжественное открытие монумента в честь исторического перелета советских асов.

На Родине
Руководство нашей страны прислало экипажу телеграмму: «США. Штат Вашингтон. Город Портленд. Экипажу самолета «АНТ-25» Чкалову, Байдукову, Беляеву.

Горячо поздравляем вас с блестящей победой! Успешное завершение геройского беспосадочного перелета Москва — Северный полюс — Соединенные Штаты Америки вызывает любовь и восхищение трудящихся всего Советского Союза. Гордимся отважными и мужественными советскими летчиками, не знающими преград в деле достижения поставленной цели. Обнимаем вас и жмем ваши руки.

И. Сталин, В. Молотов, К. Ворошилов, М. Каганович, М. Калинин, А. Жданов, Н. Ежов, А. Микоян, А. Андреев».

Ликованием встречала Родина героев. Море людей на Белорусском вокзале Москвы. Пурга листовок на митингах, сбрасываемых с балконов и окон домов: «Слава победителям воздушной стихии! Слава Героям Советского Союза товарищам Чкалову, Байдукову, Белякову!»

Триумфальные поездки по стране. И, конечно, визит на родину. На митинге в Омске в первом ряду стоит изможденный старик. «Ты что же отца не признаешь?» — сердито пеняет Байдукову родственник. А Филиппа Капитоновича специально отыскали в одном из лагерей на болотах, где он как «враг народа» провел несколько страшных лет. И было ему приказано: навсегда хранить молчание о годах заключения. Так слава сына-героя вырвала его из лап смерти.

Памяти брата
В Новосибирске живет двоюродная сестра Георгия Филипповича Надежда Александровна Байдукова-Бичикова. Многие годы она посвятила увековечению памяти брата-героя. Работая в государственных архивах, собрала богатейший материал: уникальные фотографии, ценные исторические документы. Встретилась и записала на аудиокассеты воспоминания десятков людей, знавших Георгия Байдукова. Благодаря Бичиковой в Новосибирском областном аэроклубе РОСТО «Сиблет» создан музей, для экспозиции которого она представила много личных вещей брата, одна из них — куртка, в ней Байдуков летел через Северный полюс. Упросила жену Байдукова Евгению Сергеевну, и та подарила бесценные награды мужа Новосибирску — родине героя.

Надежда Александровна поддерживает дружеские связи с детьми Валерия Павловича Чкалова. Они были близкими друзьями, Чкалов и Байдуков жили в одном доме. Можно сказать, дружба эта досталась ей по «наследству». Семьи Покрышкиных, Марины Попович и многие люди, в том числе и за границей, причастные к «крылатому» сообществу, составляют близкий круг ее общения. Поэтому, не считаясь со временем, делает все, чтобы жила память о ее героическом брате. Она рассказала о трагическом уходе его из жизни. В декабре 1994 года Георгию Филипповичу позвонил Ястржембский и сказал: «Вас примет в Кремле Ельцин. Мы подадим машину, будьте готовы к встрече». Байдуков ждал. Второй звонок: «Ельцин заболел. Встреча отменяется». Расстроенный, 86-летний ветеран российской авиации пошел гулять. Поскользнулся, упал, ударившись головой об асфальт. Ночью скончался от инфаркта. О чем хотел говорить президент? Возможно, предполагает Надежда Александровна, о присвоении Байдукову второго звания Героя. Ведь совершив свой второй перелет, он его не получил, в те довоенные годы не было такой практики. Может, хотел восстановить справедливость. А возможно, присвоить ему звание маршала. Кто знает?.. Похоронен Георгий Филиппович на Новодевичьем кладбище в Москве. Стела и огромная полусфера земного шара. На ней — маршрут легендарного перелета через Северный полюс. Первого в мире.

Есть заветная мечта у сестры: чтобы будущей станции метро на площади Станиславского присвоили имя Георгия Байдукова. Безусловно, наш прославленный земляк достоин такой чести.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: