Новосибирск 3 °C

Кадры и рынок

20.06.2007 00:00:00
Кадры и рынок
— Сейчас пришло время, — рассказывал ректор крупнейшего в Новосибирске вуза — технического университета (НГТУ) — профессор и доктор наук Николай Васильевич Пустовой, — когда высшее образование снова, как на заре давно прошедших пятилеток, стало потребностью, необходимостью для молодежи, экономики и всей страны.



Растут объемы производства, промышленность не просто поднимается с колен, как было еще недавно, а развивается и обновляется. Без кадрового пополнения и усиления это движение вперед невозможно. Словно вдруг выяснилось, что сегодня нужны специалисты самые разные и всех уровней: слесари, станочники, строители, конструкторы, проектировщики, металлурги, математики, химики, исследователи и управленцы…

Больше того: острая нехватка квалифицированных кадров становится тормозом дальнейшего развития на современном этапе. Эта проблема стала едва ли не самой злободневной, а в некоторых случаях и вопиющей. Да еще когда формируется рынок труда с определенной культурой и системой взаимоотношений. Но пять, а то и десять лет назад внимания на него обращали мало. Считали, что рынок, мол, сам себя отрегулирует. Не вышло. В итоге сложившийся в наших условиях рынок имеет много ям и провалов. Сейчас некоторых специалистов днем с огнем не сыщещь. Например, проектировщиков, токарей, инженеров по сварке, конструкторов, крановщиков и т. д. Нужных специалистов наш свободный рынок труда уже отобрал, а замены не получил. Вот и стали одна за другой появляться кадровые ямы. Теперь этот «дикий» рынок, в сущности, прекратил своё существование. Его потенциальные возможности исчерпаны, что Россия заметила, как обычно, с запозданием.

Взаимодействие — единственный путь
В наши дни единственный путь решения кадровой проблемы — это взаимодействие предприятий и других звеньев производства с образовательными учреждениями разного уровня. Нормальному рынку должна быть свойственна определенная этика и культура и верно установившийся порядок взаимодействия. Вроде бы такой рынок ныне формируется.

— Его главные элементы, с моей точки зрения, — продолжал рассказ председатель совета ректоров и ректор НГТУ Николай Васильевич Пустовой, — это уважение к молодым специалистам, умение их ценить…

— Простите, а что, раньше этого не было?

— Да, многие годы не было. Молодой специалист, закончивший вуз, придя на производство, слышал нечто такое: тебя выучило государство, и ты обязан работать там и на таких условиях, о которых я тебе скажу. Это совершенно ошибочная точка зрения.

Между тем молодой специалист, даже выучившийся за счет бюджета, получил приобретенные знания как личную собственность и волен с ней поступать по своему усмотрению. Приобретенный им интеллектуальный потенциал он вправе реализовать на рынке труда на соответствующих условиях. Право выбора за ним. Рынок просто обязан уважать подготовленного специалиста. Это мировая практика. Никто не спрашивает у выпускника Кембриджа, на средства какого фонда он учился. Рынку, грубо говоря, это все равно. Лишь бы он был хорошим специалистом. Он продает свои знания, а рынок покупает или нет. И в этом нет ничего оскорбительного.

— Нашему поколению, — говорю Николаю Васильевичу, — это немного странно слышать. Я свои знания никому не продавал. Меня послали после института работать в город Великий Устюг, за тысячи километров от моего родного города, и я туда поехал.

Знания продаются, как товар
— Да, так было. Но сейчас другое время. Знаю как ректор и многолетний преподаватель, что нынешние молодые люди уже понимают законы рынка. Возможно, что их оценки самих себя не всегда объективны, порой гипертрофированы, завышены или занижены, но они это осознают. И большинство сегодняшних студентов прекрасно понимают, что чем багаж знаний будет больше, тем у них больше шансов найти на рынке хорошую, устраивающую их работу. Рынок стимулирует приобретение глубоких знаний.

Второй участник рынка труда — это университеты. С учетом, конечно, их имиджа, авторитета, брэнда. Вузы проиграют на рынке, если не будут постоянно заботиться о повышении качества подготовки специалистов. Прогрессивные, а сейчас еще говорят инновационные, университеты понимают, что перечень компетенций, которыми должен владеть специалист, то есть объем знаний и их уровень, — это продукт самого университета и его научных школ и предприятий, то есть потребителей специалистов, а также рынка труда. У нас был период, когда университеты с рынком труда не считались. Полагая, что сами все знают. Это тоже была ошибка вузов. Высшая школа — достаточно консервативная система. Но время заставило поменять точки зрения.

Но нельзя и преувеличивать значение рынка. Особенно когда говорят: «Нам нужны вот такие специалисты и только с такими знаниями». Мы принимаем и учитываем заказы рынка, но девальвировать систему высшего образования не будем. Рынку, возможно, и не нужны теоретические знания некоторых специалистов, но мы не можем выпускать инженеров «с флюсом», узких спецов ремесленного толка, без знания, положим, математики или физики. Тогда это не специалисты с высшим образованием. Мне совсем недавно приходилось доказывать на одном предприятии, что разработчик нового оборудования должен разбираться и в физике, и в математике. Словом, университет обязан, реагируя на рынок труда, предложить студентам такой объем знаний, за который выпускник будет благодарен своему вузу на самой разной работе. Важно, чтобы он оказался востребованным на современном рынке труда.

Теперь давайте поговорим о потребителях специалистов. То есть о предприятиях, производстве. Они сейчас, в поисках нужных им кадров, тоже стали другими. Уже, например, не говорят: «Нам не нужны ваши студенты на практику, будут только болтаться…» А если соглашались, то требовали за практикантов оплаты.

Совсем другое отношение
Нет, сейчас совсем другое отношение. Предприятия создают практикантам нормальные условия для работы. Они участвуют в формировании компетенций выпускников, в которых они заинтересованы, предоставляют возможность студентам и учиться, и работать на уникальном оборудовании, чего раньше почти никогда не было. Нам, конечно, не нужно ставить в университет, допустим, ускоритель для проведения четырех или пяти лабораторных работ. Но нашим студентам и аспирантам дают возможность работать на ускорителе в Институте ядерной физики СО РАН. Так же, как и на уникальных станках на крупных заводах. Эта по старым понятиям «роскошь» теперь доступна при обучении студентов и начинающих специалистов. Кроме того, это и прицел для них как для будущих работников производства, институтов и крупных фирм.

— Известно, Николай Васильевич, что НГТУ и сам имеет солидную производственную базу. У вас работают различные центры, хорошо оснащенные лаборатории, вы приобретаете уникальные приборы и другое оборудование.

— Это верно. Все это нужно для учебного процесса, для подготовки кадров на современном уровне. Мы в университете чуть ли не ежегодно открываем новые центры. Например, открыли станкостроительный центр с помощью известной фирмы «DMG». Открываем центр по пневмосистемам. Вскоре «Симменс» откроет у нас два своих центра по автоматизации производства и по энергетике. Это принципиально важно для нас. Здесь будет работать студенчество. А известно, что лучший способ дилерства — популяризация изделий и оборудования через молодых специалистов. Когда они знают и ценят это оборудование. И не с чужих слов, а по собственному опыту работы. Если у каждого стоит персональный компьютер определенной фирмы и он высокого качества, то заверяю вас, что студент, ставший специалистом, плохой компьютер уже никогда не купит. Так что, по сути, открытие новых центров нужно не только для обучения, но и для пропаганды знаний и передовой техники.

В триединой нашей задаче совершенствования рынка труда главное заключается в том, чтобы каждый ее элемент был, как говорится, на своем месте, где бы профессионально решались задачи своего уровня и круга. Это как раз то самое, что сейчас называется культурой рынка труда. Она едва ли возникнет без взаимодействия предприятий области, администрации области, вузов и других учебных заведений. Именно оно, взаимодействие, привело, например, к решению «запустить» около 70 наших студентов на завод имени Чкалова, чтобы они стали специалистами по технологии металлообработки. Мы также по настоянию фирмы Сухого увеличили на сорок мест набор на самолетостроительный факультет. Постановление на этот счет уже получено вузом. Сейчас решается вопрос, правда, с трудом, об увеличении заявки на подготовку 70 специалистов в области нанотехнологий для СО РАН.

Должен вам признаться, что мне как ректору вуза прилагать усилия для увеличения набора специалистов по этическим соображениям не очень удобно, да и нет необходимости. Хотя очевидно, что такое увеличение по новым направлениям науки и специализации необходимо. Но сейчас это решается не ректорами, а представителями отраслей в соответствии с востребованностью на рынке труда. Например, изменяющаяся ситуация в Новосибирске, где создается технопарк, сама уже подсказывает, что придется расширять набор на физтех НГТУ с упором на прорывные технологии и инновационную деятельность. В этом заинтересованы бизнес и новосибирские институты теплофизики, лазерной физики, ИТПМ, физики полупроводников и некоторые другие.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: