Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Танец — это свобода!»

28.06.2007 00:00:00
Владимир Василенко
«Танец — это свобода!»
Лариса Петровна Карпинская — человек в Коченево известный. Как и ансамбль бального танца «Современник», которым она руководит. Коллектив и вправду уникальный — единственный в области ансамбль бального танца. Не студия, не школа, не кружок, а именно ансамбль, то есть коллектив, ориентированный на синхронное выполнение танца несколькими парами. Ребята из «Современника» — частые гости на праздничных мероприятиях районного и областного масштаба.



Но понятно, что их выступления — лишь вершина айсберга. То, что на виду. Что же в таком случае скрывается «под водой»? С чего все начинается? В чем секрет их успеха?

Ответ в общем-то очевиден — в собственных способностях и в учителе, который умеет эти способности раскрыть и преумножить. У каждого — от совсем малюток (среди артистов «Современника» немало дошколят) до старшеклассников и даже взрослых (проект, появившийся в ансамбле около года назад, так и назвали — «Танцы со взрослыми»).

— Лариса Петровна, а кем вы себя все-таки ощущаете? Вы педагог, любящий свой предмет, или «человек танца», передающий свой опыт другим? Что первично?

— Знаешь, наверное, все-таки педагог. Я очень рано поняла, что хочу стать именно учителем бальных танцев. Буквально с первого-второго класса школы. Мне даже непонятно былo, как это другие сегодня хотят заниматься одним, завтра — другим. Я же просто не представляла себя где-то еще. Конечно, преподавать стала не сразу. Сначала очень долго выступала на сцене — до 25 лет танцевала... Да, это считается долго. Ну а потом... Потом — «Современник».

— Ансамблю, насколько я знаю, уже больше десяти лет...

— Да, в этом году будет тринадцать.

— И, насколько я знаю, желающих заниматься в нем всегда хватает. В чем, по-вашему, секрет? Ведь считается, что нынешние дети с большой неохотой занимаются тем, что требует определенных усилий, упорства. Много других соблазнов — мультики, компьютер. Да и родителям тоже требуется определенный стимул для того, чтобы отдать ребенка именно в танцевальный ансамбль.

— Сейчас, конечно, очень большую роль играет тот авторитет, те традиции, что успели накопиться за годы существования ансамбля. И самое главное — сами дети видят перед собой живой пример. С этого обычно все и начинается: увидели на сцене — захотелось попробовать — начали заниматься.

— Есть такие, кто так втянулся, что решил пойти по вашим стопам?

— В смысле — не пора бы мне задуматься о наследнике? — смеется Лариса Петровна. — Да, пожалуй, пора. И ребята способные есть. Просто пока что я не задавалась такой целью — вырастить профессионала. Хотя в принципе во всем остальном — в требованиях, в отношении к тому, что делаешь, — в ансамбле, я считаю, царит профессиональный дух. То есть я никогда не делала скидок на то, что коллектив самодеятельный. Я вообще это слово не люблю. Уж лучше — любительский.

А кто пойдет по моим стопам... Есть в ансамбле девочка, Анжела её зовут. Одна из тех, кто заниматься начал очень рано, с детского садика. И вот однажды, когда ей было лет пять, у неё спросили: «Кем ты хочешь стать?» И она ответила: «Лаисой Петловной!» И не исключено, что она ею станет! Сейчас ей уже двенадцать, она продолжает заниматься и теперь уже точно знает, как называется профессия, которая ей еще тогда приглянулась.

— У вас таких историй, наверное, немало? Есть ученики, которыми вы гордитесь, которых часто вспоминаете?

— Конечно, и таких много. Правда, не хочется называть имена, фамилии. Чтобы остальных не обидеть. Очень трудно выделить кого-то одного... Хотя, пожалуй, из последних моих учеников можно рассказать о Кирилле. Его можно смело заносить в Книгу рекордов «Современника», если бы такая была. Мальчишке 12 лет, занимается он всего три месяца, но за это время освоил всю программу и вошел в основной состав ансамбля. Вот такой вот вундеркинд. Это притом, что мальчик с детства очень болезненный, вплоть до того, что в обмороки падал. Как он при этом выдерживает нагрузки во время занятий — а в танцах они немаленькие — для меня самой загадка.

— То есть талантливых ребят в коллективе хватает?

— Знаешь... — Лариса Петровна всерьез задумывается. — Может, тоже покажется странным, но я не люблю, когда детей называют талантливыми. Это пришло после того, как однажды я услышала, как преподаватель хореографического училища отвечал на похожий вопрос. И он сказал, что в бальных танцах мы пока не добиваемся высоких результатов как раз потому, что в училища приходит, к сожалению, очень мало талантливой молодежи. Это говорил преподаватель профессионального училища. У нас и вовсе любительский коллектив.

— Как же вы тогда называете детей?

— Способными. У одного средние способности, у другого — хорошие, у третьего — слабые и так далее. Я не то чтобы стремлюсь умалить их заслуги. Просто талант — это категория уже совершенно другого уровня. Но, к сожалению, само это слово сейчас очень сильно обесценили. А оно вообще не из тех, что стоит употреблять слишком часто.

Да, нынче и солистов очередных «Фабрик» называют талантливыми и чуть ли не гениальными, хотя понятно, что они — «однодневки». Не артисты, а ходячие коммерческие проекты, причем кратковременные. Не говорю уже про шоу типа «Минуты славы». Там-то и вовсе: сыграл пальцами ног «Собачий вальс» или выпил носом тарелку супа, и всё — талантище!

— С кем проще работать — с малышами или с ребятами постарше? Или, может, со взрослыми? Это я так плавно перехожу к проекту «Танцы со взрослыми»...

— Понятно, что к разным возрастным группам и подходы разные. Мало того — к каждому человеку стараешься подходить индивидуально. Так что даже не скажу, с кем сложнее, с кем проще. Со всеми интересно.

А «Танцы со взрослыми»... Да, проекту уже год. Родилась идея под впечатлением от телевизионного шоу. Но на телевидении уже все закончилось, а мы — продолжаем. Конечно, многие, позанимавшись какое-то время и выступив пару раз перед зрителями, ушли. Но осталась довольно большая группа людей, которым это по-прежнему интересно, и мы регулярно встречаемся, готовим новые выступления.

«Танцы со взрослыми» стали для Ларисы Петровны настоящим испытанием. Идею подхватили люди самых разных возрастов, комплекций и профессий. Говорят, приходил даже дедушка лет за семьдесят, интересовался.

Самыми «солидными» артистами в этом проекте стали супруги Прохоровы, которым уже крепко за пятьдесят. Глава семейства говаривал: «Мы — танцоры в минус третьем поколении. Дочка занимается, внучка, а теперь и мы подтянулись».

Понятно, что учить танцевать взрослых, сложившихся людей, да еще порой с неподходящей «фактурой», было проблематично. Но результаты превзошли все ожидания. Как шутили сами участники проекта: «У Ларисы Петровны даже тумбочки танцуют!» И не просто танцуют, а выходят на сцену.

— Насчет выступлений... Предвижу, каков будет ответ, но все-таки: больше волнуешься, когда сам выступаешь или когда наблюдаешь за своими учениками?

— Ой, да конечно легче самой выйти станцевать! Я всегда очень волнуюсь вместе с ребятами. Причем неважно — выступаем мы в «Глобусе» или в местном Доме культуры. Это всегда испытание.

— А какой у вас главный критерий успешности выступления? Реакция зрителей? Безупречность исполнения?

— На зрительскую реакцию я уже давно не ориентируюсь. Главный показатель — это насколько ребята справились сами с собой, что смогли преодолеть, насколько им удалось выразить себя в танце... В общем, все-таки некие внутренние критерии. А зритель, если честно, порой бывает... странный. Вот, например, мы уже несколько раз выступали перед спортсменами, прямо во время соревнований. Это, конечно, что-то. Выходишь на одну половину спортзала выступать, а на второй в это время вовсю с мячиком разминаются. Но ничего, научились работать и с таким зрителем.

Конечно, как и в любом деле, не обходится без проблем, подводных камней. Что же за ложку дёгтя судьба приготовила для «Современника»?

— А чего не хватает для полного счастья, Лариса Петровна?

— С одной стороны — некоторых чисто бытовых вещей. Например, специально оборудованного зала для занятий — с паркетным полом, с зеркалами по периметру. Хотя, учитывая, что мы все-таки находимся «на селе», у нас еще приемлемые условия.

Мы ни разу не выезжали выступать за пределы области, да и вообще вне поселка выступаем не так часто, как могли бы. Здесь все, конечно, упирается в финансирование. У нас в районе в этом плане больше внимания все-таки спорту уделяют, культура пока на вторых ролях. Стараемся с этим бороться, конечно.

Ну и иногда беспокоят отношения с общеобразовательными школами. Это проблема не только «Современника», но и вообще всей системы дополнительного образования. Часто в школах вообще не считаются с тем, что ребенок занят где-то еще, и поэтому бывает трудно выстроить график занятий и выступлений так, чтобы они не пересекались со школьными мероприятиями.

— Ну и напоследок... Занимаясь танцами столь длительное время, вы наверняка сделали для себя какое-нибудь открытие. Может, поделитесь? Что дали вам танцы?

— Знаешь, наверное, сейчас не совсем то скажу, но... В какой-то момент я поняла, что у меня одна из очень немногих профессий, которая оставляет очень много свободы. Ведь я правда чувствую себя совершенно свободной! Нет такой ситуации, когда нужно каждое утро себя ломать, идти в какую-нибудь контору, отсиживать от сих до сих, занимаясь одним и тем же из года в год. Я на работу каждый день бегу. И каждый день у меня что-то новое, причем то, что я сама захочу. Я экспериментирую, учу и сама учусь.

При этом передо мной никогда не стояла проблема нехватки времени для собственных детей. Свободное время они в основном проводили вместе со мной, младшая дочь серьезно занималась танцами. Я в этом плане очень счастливая мама.

Пресловутыми «творческими планами» Лариса Петровна делиться не стала — как все творческие люди, она немного суеверна. Хотя все знают: уж если она что-то задумала — обязательно своего добьется!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Резонанс
Новости
Рыбак Антон Курдюмов похвастался трофейным уловом. Мужчине удалось поймать восьмикилограммового сазана.


13.05.2021 НАУКА
В прошлом году кровопийц в регионе было немного. Энтомолог, старший научный сотрудник лаборатории паталогии насекомых Института систематики и экологии животных СО РАН Юрий Юрченко рассказал VN.ru о предстоящем «комарином» сезоне.  
Количество бюджетных мест  в вузах Новосибирской области выросло почти на 8 сотен. В следующем учебном году оно составит 14 тысяч 847 мест. Об этом на встрече с журналистами 18 мая рассказал министр образования региона Сергей Федорчук.