Новосибирск -5.7 °C

«Танец — это свобода!»

28.06.2007 00:00:00
«Танец — это свобода!»
Лариса Петровна Карпинская — человек в Коченево известный. Как и ансамбль бального танца «Современник», которым она руководит. Коллектив и вправду уникальный — единственный в области ансамбль бального танца. Не студия, не школа, не кружок, а именно ансамбль, то есть коллектив, ориентированный на синхронное выполнение танца несколькими парами. Ребята из «Современника» — частые гости на праздничных мероприятиях районного и областного масштаба.



Но понятно, что их выступления — лишь вершина айсберга. То, что на виду. Что же в таком случае скрывается «под водой»? С чего все начинается? В чем секрет их успеха?

Ответ в общем-то очевиден — в собственных способностях и в учителе, который умеет эти способности раскрыть и преумножить. У каждого — от совсем малюток (среди артистов «Современника» немало дошколят) до старшеклассников и даже взрослых (проект, появившийся в ансамбле около года назад, так и назвали — «Танцы со взрослыми»).

— Лариса Петровна, а кем вы себя все-таки ощущаете? Вы педагог, любящий свой предмет, или «человек танца», передающий свой опыт другим? Что первично?

— Знаешь, наверное, все-таки педагог. Я очень рано поняла, что хочу стать именно учителем бальных танцев. Буквально с первого-второго класса школы. Мне даже непонятно былo, как это другие сегодня хотят заниматься одним, завтра — другим. Я же просто не представляла себя где-то еще. Конечно, преподавать стала не сразу. Сначала очень долго выступала на сцене — до 25 лет танцевала... Да, это считается долго. Ну а потом... Потом — «Современник».

— Ансамблю, насколько я знаю, уже больше десяти лет...

— Да, в этом году будет тринадцать.

— И, насколько я знаю, желающих заниматься в нем всегда хватает. В чем, по-вашему, секрет? Ведь считается, что нынешние дети с большой неохотой занимаются тем, что требует определенных усилий, упорства. Много других соблазнов — мультики, компьютер. Да и родителям тоже требуется определенный стимул для того, чтобы отдать ребенка именно в танцевальный ансамбль.

— Сейчас, конечно, очень большую роль играет тот авторитет, те традиции, что успели накопиться за годы существования ансамбля. И самое главное — сами дети видят перед собой живой пример. С этого обычно все и начинается: увидели на сцене — захотелось попробовать — начали заниматься.

— Есть такие, кто так втянулся, что решил пойти по вашим стопам?

— В смысле — не пора бы мне задуматься о наследнике? — смеется Лариса Петровна. — Да, пожалуй, пора. И ребята способные есть. Просто пока что я не задавалась такой целью — вырастить профессионала. Хотя в принципе во всем остальном — в требованиях, в отношении к тому, что делаешь, — в ансамбле, я считаю, царит профессиональный дух. То есть я никогда не делала скидок на то, что коллектив самодеятельный. Я вообще это слово не люблю. Уж лучше — любительский.

А кто пойдет по моим стопам... Есть в ансамбле девочка, Анжела её зовут. Одна из тех, кто заниматься начал очень рано, с детского садика. И вот однажды, когда ей было лет пять, у неё спросили: «Кем ты хочешь стать?» И она ответила: «Лаисой Петловной!» И не исключено, что она ею станет! Сейчас ей уже двенадцать, она продолжает заниматься и теперь уже точно знает, как называется профессия, которая ей еще тогда приглянулась.

— У вас таких историй, наверное, немало? Есть ученики, которыми вы гордитесь, которых часто вспоминаете?

— Конечно, и таких много. Правда, не хочется называть имена, фамилии. Чтобы остальных не обидеть. Очень трудно выделить кого-то одного... Хотя, пожалуй, из последних моих учеников можно рассказать о Кирилле. Его можно смело заносить в Книгу рекордов «Современника», если бы такая была. Мальчишке 12 лет, занимается он всего три месяца, но за это время освоил всю программу и вошел в основной состав ансамбля. Вот такой вот вундеркинд. Это притом, что мальчик с детства очень болезненный, вплоть до того, что в обмороки падал. Как он при этом выдерживает нагрузки во время занятий — а в танцах они немаленькие — для меня самой загадка.

— То есть талантливых ребят в коллективе хватает?

— Знаешь... — Лариса Петровна всерьез задумывается. — Может, тоже покажется странным, но я не люблю, когда детей называют талантливыми. Это пришло после того, как однажды я услышала, как преподаватель хореографического училища отвечал на похожий вопрос. И он сказал, что в бальных танцах мы пока не добиваемся высоких результатов как раз потому, что в училища приходит, к сожалению, очень мало талантливой молодежи. Это говорил преподаватель профессионального училища. У нас и вовсе любительский коллектив.

— Как же вы тогда называете детей?

— Способными. У одного средние способности, у другого — хорошие, у третьего — слабые и так далее. Я не то чтобы стремлюсь умалить их заслуги. Просто талант — это категория уже совершенно другого уровня. Но, к сожалению, само это слово сейчас очень сильно обесценили. А оно вообще не из тех, что стоит употреблять слишком часто.

Да, нынче и солистов очередных «Фабрик» называют талантливыми и чуть ли не гениальными, хотя понятно, что они — «однодневки». Не артисты, а ходячие коммерческие проекты, причем кратковременные. Не говорю уже про шоу типа «Минуты славы». Там-то и вовсе: сыграл пальцами ног «Собачий вальс» или выпил носом тарелку супа, и всё — талантище!

— С кем проще работать — с малышами или с ребятами постарше? Или, может, со взрослыми? Это я так плавно перехожу к проекту «Танцы со взрослыми»...

— Понятно, что к разным возрастным группам и подходы разные. Мало того — к каждому человеку стараешься подходить индивидуально. Так что даже не скажу, с кем сложнее, с кем проще. Со всеми интересно.

А «Танцы со взрослыми»... Да, проекту уже год. Родилась идея под впечатлением от телевизионного шоу. Но на телевидении уже все закончилось, а мы — продолжаем. Конечно, многие, позанимавшись какое-то время и выступив пару раз перед зрителями, ушли. Но осталась довольно большая группа людей, которым это по-прежнему интересно, и мы регулярно встречаемся, готовим новые выступления.

«Танцы со взрослыми» стали для Ларисы Петровны настоящим испытанием. Идею подхватили люди самых разных возрастов, комплекций и профессий. Говорят, приходил даже дедушка лет за семьдесят, интересовался.

Самыми «солидными» артистами в этом проекте стали супруги Прохоровы, которым уже крепко за пятьдесят. Глава семейства говаривал: «Мы — танцоры в минус третьем поколении. Дочка занимается, внучка, а теперь и мы подтянулись».

Понятно, что учить танцевать взрослых, сложившихся людей, да еще порой с неподходящей «фактурой», было проблематично. Но результаты превзошли все ожидания. Как шутили сами участники проекта: «У Ларисы Петровны даже тумбочки танцуют!» И не просто танцуют, а выходят на сцену.

— Насчет выступлений... Предвижу, каков будет ответ, но все-таки: больше волнуешься, когда сам выступаешь или когда наблюдаешь за своими учениками?

— Ой, да конечно легче самой выйти станцевать! Я всегда очень волнуюсь вместе с ребятами. Причем неважно — выступаем мы в «Глобусе» или в местном Доме культуры. Это всегда испытание.

— А какой у вас главный критерий успешности выступления? Реакция зрителей? Безупречность исполнения?

— На зрительскую реакцию я уже давно не ориентируюсь. Главный показатель — это насколько ребята справились сами с собой, что смогли преодолеть, насколько им удалось выразить себя в танце... В общем, все-таки некие внутренние критерии. А зритель, если честно, порой бывает... странный. Вот, например, мы уже несколько раз выступали перед спортсменами, прямо во время соревнований. Это, конечно, что-то. Выходишь на одну половину спортзала выступать, а на второй в это время вовсю с мячиком разминаются. Но ничего, научились работать и с таким зрителем.

Конечно, как и в любом деле, не обходится без проблем, подводных камней. Что же за ложку дёгтя судьба приготовила для «Современника»?

— А чего не хватает для полного счастья, Лариса Петровна?

— С одной стороны — некоторых чисто бытовых вещей. Например, специально оборудованного зала для занятий — с паркетным полом, с зеркалами по периметру. Хотя, учитывая, что мы все-таки находимся «на селе», у нас еще приемлемые условия.

Мы ни разу не выезжали выступать за пределы области, да и вообще вне поселка выступаем не так часто, как могли бы. Здесь все, конечно, упирается в финансирование. У нас в районе в этом плане больше внимания все-таки спорту уделяют, культура пока на вторых ролях. Стараемся с этим бороться, конечно.

Ну и иногда беспокоят отношения с общеобразовательными школами. Это проблема не только «Современника», но и вообще всей системы дополнительного образования. Часто в школах вообще не считаются с тем, что ребенок занят где-то еще, и поэтому бывает трудно выстроить график занятий и выступлений так, чтобы они не пересекались со школьными мероприятиями.

— Ну и напоследок... Занимаясь танцами столь длительное время, вы наверняка сделали для себя какое-нибудь открытие. Может, поделитесь? Что дали вам танцы?

— Знаешь, наверное, сейчас не совсем то скажу, но... В какой-то момент я поняла, что у меня одна из очень немногих профессий, которая оставляет очень много свободы. Ведь я правда чувствую себя совершенно свободной! Нет такой ситуации, когда нужно каждое утро себя ломать, идти в какую-нибудь контору, отсиживать от сих до сих, занимаясь одним и тем же из года в год. Я на работу каждый день бегу. И каждый день у меня что-то новое, причем то, что я сама захочу. Я экспериментирую, учу и сама учусь.

При этом передо мной никогда не стояла проблема нехватки времени для собственных детей. Свободное время они в основном проводили вместе со мной, младшая дочь серьезно занималась танцами. Я в этом плане очень счастливая мама.

Пресловутыми «творческими планами» Лариса Петровна делиться не стала — как все творческие люди, она немного суеверна. Хотя все знают: уж если она что-то задумала — обязательно своего добьется!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: