Новосибирск 2.5 °C

Надзор за бюджетной «копеечкой»

07.07.2007 00:00:00
Надзор за бюджетной «копеечкой»
На прошлой неделе в Новосибирске незаметно для широкого круга общественности прошло несколько важных событий. Одно из них — совещание руководителей территориальных управлений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Сибирскому и Уральскому федеральному округу с участием сотрудников центрального аппарата — напрямую вроде бы не касается жизни каждого из жителей нашей области (хотя как посмотреть!).



А вот два других торжественных мероприятия — подписание соглашения о принятии единых стандартов в сфере государственных финансов между территориальным управлением Росфиннадзора по Новосибирской области и областной администрацией и подписание аналогичного соглашения о введении единых стандартов в сфере государственных стандартов с муниципалитетом города Новосибирска — заставляют задуматься.

Пресс-конференция руководителя Федеральной службы финансово-бюджетного надзора Сергея Юрьевича Павленко (и что еще очень приятно — нашего земляка, родившегося, учившегося и работавшего до 1992 года в Новосибирске) началась как раз с ответа на этот вопрос.

— Насколько важно подписание соглашений о принятии единых стандартов?

— Это 9-е соглашение подобного рода, подписанное Росфиннадзором с региональными властями, но первый случай такого соглашения с муниципальными властями. Для нас это действительно очень важно!

Конкуренция между городом и субъектом Федерации — факт жизни большинства субъектов Федерации. Возникают очень сложные ситуации, когда мы буквально попадаем между молотом и наковальней города и региона.

Но в Новосибирской области сложилось так, что и муниципальная, и региональная власть проявили государственную мудрость. Мы считаем, что это первый случай, когда в Российской Федерации созданы хорошие базовые предпосылки для возникновения того, что носит название: интегрированная система государственного финансового контроля.

В истории нашей страны такая ситуация была только в советское время, когда разделения по уровням власти не существовало в принципе. Через 16 лет мы пришли не к унифицированной вертикально выстроенной системе, а к интегрированной, где у каждого свои полномочия, у каждого свои права, но по добровольному согласию все уровни власти координируют свои действия. Что здесь особенно важно, так это то, что: во-первых, мы избегаем пересечений; а во-вторых, избегаем ситуаций, когда возникают «серые» зоны, которые находятся вне поля зрения всех уровней власти.

Особенно это важно сейчас, когда в нашей бюджетной системе произошли существенные новации, связанные с реализацией Законов № 122 (о монетизации льгот) и № 131 (о передаче полномочий муниципалитетам), реализацией национальных проектов, а также разворачиванием в стране инвестиционных программ со смешанным финансированием.

Это означает, что средства федерального бюджета идут теперь транзитом через счета региональных бюджетов на муниципальный уровень, а также до конкретного человека. В процессе реализации этих трех направлений мы столкнулись с тем, что наши полномочия заканчиваются на уровне муниципалитетов. Полномочия передаются вместе с финансированием, а это уже полномочия регионального уровня. И регион может сказать: «Знаете что, а это не ваше дело, это уже мы сами решим!»

Конечно, можно решать вопросы правовыми и неправовыми методами, можно давить, но лучше договориться. И в этом смысле новосибирский опыт может оказаться совершенно уникальным.

— Расскажите хотя бы кратко о стратегических задачах, которые решались на совещании руководителей территориальных управлений в Новосибирске.

— Главная задача Росфиннадзора не контроль, а надзор за соблюдением финансово-бюджетного законодательства. Нашей целью не является накачка бюджета штрафами! Наша задача добиться того, чтобы все работали в рамках законодательства, которое не всегда бывает полноценно.

Именно поэтому мы надеемся реализовать наши стратегические задачи в новой редакции Бюджетного кодекса, который будет вноситься в Государственную думу в конце этого года. Одно из нововведений — создание реестра недобросовестных бюджетополучателей.

Это крайне сложная технически задача. Хотя бы только потому, что Росфиннадзор ежегодно проводит порядка 35 тысяч проверочных мероприятий. Но мы считаем, что такой реестр должен быть, точно так же, как и реестр недобросовестных поставщиков (что вытекает из Закона «О государственных закупках»).

Все понимают «цену этого вопроса» и что это будет означать для конкретного человека. Попав в реестр, он больше никогда ничего не сможет продавать государству. Да и вряд ли хоть кому-то сможет что-то продавать, потому что предполагается доступность реестра для всех!

Мы думаем, что за исключением спецслужб, может быть, части Министерства обороны, все остальное в нашем реестре недобросовестных бюджетополучателей должно быть открыто и служить базой для принятия кадровых решений. Для информирования общественности, в конце-то концов!

— Вы сказали о существенных новациях в бюджетной системе, связанных с реализацией национальных проектов. С какими сложностями сталкивается здесь Росфиннадзор?

— Национальные проекты пока не слишком тяжелы для нас. Реальные проблемы начнутся в следующем году в муниципалитетах, потому что заканчивается гарантийный срок оборудования, заканчиваются расходные материалы, оплаченные федеральными структурами. По-видимому, будет софинансирование программ из регионов и понадобится разбираться.

Здравоохранение в части финансирования первичного звена выглядит похуже. Написано, что «это решение распространяется на муниципальные учреждения здравоохранения». И в городе Новосибирске из финансирования сразу же выпала сеть учреждений Российской академии медицинских наук...

С образованием та же история. Написано: муниципальные. В городе Новосибирске православная гимназия получила федеральный грант. Она не муниципальная, работает по воскресеньям. Когда существующая система правового оформления федерального бюджета опускается на землю в регионы, а в регионах в муниципалитеты — то в процессе взаимодействия между этими звеньями все как-то начинает утрясаться: договариваются и находят решения.

Поправки в Бюджетный кодекс меняют систему финансового контроля и доставляют достаточно много головной боли. Помимо того, что не всегда четко и ясно прописан регламент, много противоречий, проблема еще и в том, что народ у нас готов спокойно взирать на миллиарды, которые ушли из госказны неизвестно куда, но когда до него лично не доходит 5 тысяч рублей, он начинает устраивать политические митинги.

Когда дело касается граждан, ох, как же видны провалы и противоречия! Граждане не понимают, когда им говорят: «Да, мы недоработали, поэтому денег вы не получите!» Как так? Президент обещал! Православной гимназии не обещал. И пишут, и обращаются в суды.

Потихоньку начинают проявляться проблемы еще в двух национальных проектах. В сельском хозяйстве, где население плюет не просто на законы, а на само предположение о том, что если тебе дают деньги, то их нужно возвращать. А ведь еще хорошо бы деньги использовать по назначению! Я думаю, что у нас будет существенный невозврат средств.

Что касается второго проекта — строительства, то это отдельная песня. Там будет происходить много чего интересного. Просто потому, что там огромное количество инфраструктурных проблем. При реализации этого проекта выяснилось, что в стране не хватает бетона. Выяснилось, что как только вы начинаете покупать землю, оказывается, что купить ее невозможно: подводы; площадки; монополия строительного комплекса... И пошло-поехало. Пока что по этому национальному проекту идет подготовка.

— Расскажите об основных финансово-бюджетных нарушениях.

— Такая «любимая» тенденция, как нецелевое использование средств — уходит на второй план. В абсолютных показателях сокращения нет, а в относительных (так как на самом деле бюджет пухнет) происходит снижение, хотя и не обвальное.

Понятно, что это связано с исчезновением давления на руководителя, когда для того, чтобы в учреждении не отключили свет, он решал перебросить деньги со счета на оплату авторучек на счета за оплату электричества. Но сейчас это (даже оставайся бюджет дефицитным) было бы уже не незаконно, потому что резко расширены права руководителя бюджетного учреждения. Этот сюжет из жизни уходит.

Зато мы видим, что переход на новые формы бюджетного учета, на новые правила бухучета привел к росту нарушений. Закон о бухгалтерском учете нарушают повсеместно и регулярно!

Кроме того, мы констатируем, что обилие денег (как в анекдоте: электричество есть, а счастья все равно нет!) не привело к росту уважения к закону. Боятся, сильно не нарушают, но по мелочам — запросто и ежедневно.

Больше всего напрягают нарушения Закона «О государственных закупках». Здесь масштабы нарушений фантастические! Проблема в том, что ФАС (Федеральная антимонопольная служба) увидеть этого не может, потому что контролирует процедуру тендера. А в тех случаях, когда тендер должен был бы проводиться, а не проводился, или что произошло, когда началось расходование государственных средств, какие дополнения стали писать к договорам, меняя цены, — они нарушений увидеть не могут, потому что это вне зоны их полномочий.

Весной этого года Росфиннадзор подписал соглашение с ФАСом о взаимодействии. Они будут информировать нас, а мы будем информировать их. И те тендеры, которые после проведения начинали быстро «штопать» и менять, ФАС будет отменять.

— Выделяется ли Сибирский федеральный округ какими-то особо «любимыми» финансовыми нарушениями?

— Нет. В России есть два проблемных региона. Это Южный федеральный округ и Дальний Восток. На юге России стало элементом местной культуры и образа жизни вольное использование средств всех бюджетов. Но жители этого округа предпочитают сохранять букву закона, в экономических интересах нарушая дух закона...

Дальневосточные бюджетополучатели откровенно игнорируют и букву закона.

С южанами мы уже начали выстраивать новую модель работы, с помощью энергичного Полномочного представителя президента Дмитрия Николаевича Козака.

Другой крайний, но уже положительный пример — это Северо-Западный округ. Там действительно отлажена система надзора за соблюдением финансового бюджетного законодательства.

В Центральной России в смысле нарушений бюджетного законодательства все нормально. Проблема в том, что это пустыня, где расположены отдельные преуспевающие островки. Там и денег-то особо нет... Если там нарушения и происходят, так по незнанию.

Поволжье — это крайне богатый регион, где имеется необходимое количество здравомыслящих руководителей. Выстраивание финансового контроля в этом регионе — интерес самих губернаторов. Они считают, что это инструмент экономического развития: чем меньше нарушений, тем выше рост экономического развития. Этот регион самый сбалансированный по доле машиностроения, химии, продуктов питания — то, что мы хотели бы иметь по всей территории страны.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: