Новосибирск 1 °C

«Социальные стандарты должны стать основой финансирования регионов»

21.07.2007 00:00:00
«Социальные стандарты должны стать основой финансирования регионов»
Вопрос о разделении полномочий между федеральным центром и регионами полноценно до сих пор не решен. Многие финансовые обязательства были переданы на места, но денег на их реализацию явно недостаточно. Об этом на пресс-конференции говорил член Совета Федерации (СФ) от Новосибирской области, заместитель председателя комитета по делам Федерации и региональной политике СФ Виктор Леонов.



Тема беседы с журналистами была определена так — «О состоянии федеральных отношений и региональной политики в России».

Свой разговор с представителями прессы Виктор Васильевич начал с истории вопроса и рассказал, как строились взаимоотношения между центром и регионами в нашей стране. Несмотря на то, что с 1993 года действовала Конституция, основной закон, где всем субъектам давались равные права, каждый регион пытался добиться для себя особого отношения. С 1992 года федеральные власти и местные подписывали договоры, в которых и оговаривалось особое положение региона. Кроме того, каждый местный парламент старался принимать свои законы, порой противоречащие общероссийским. С приходом к власти Владимира Путина этот процесс разобщения регионов прекратился. В это время были созданы федеральные округа во главе с полномочными представителями президента, которые следили за порядком в подшефных субъектах. Это позволило стабилизировать и экономическую, и политическую, и социальную жизнь на местах. А к 2005 году были аннулированы все договоры между центром и регионами, и началось разделение полномочий по 131-му закону.

— Путину удалось решить две задачи одновременно. С одной стороны, ему удалось объединить страну. С другой стороны, заложить хорошую основу для будущего развития государства, — так оценил преобразования последних лет Виктор Леонов.

Однако, несмотря на укрепление вертикали власти, политическую и экономическую стабилизацию страны, проблемы остались. Виктор Леонов выделил две из них: межбюджетные отношения и неравномерность развития территорий, хотя, по его словам, проблем гораздо больше. Их сейчас наиболее широко обсуждают, готовят нормативно-правовые акты. Особенное внимание эти вопросы получают в Совете Федерации, органе, где работают представители регионов. По словам Виктора Васильевича, первые полтора года работы нового состава ушли на то, чтобы «повернуть центр лицом к регионам». Проводились различные конференции, «круглые столы», открытые заседания комитетов. А теперь уже центр и сам открыт для общения.

— Каждый субъект может напрямую обратиться к министру или его заму, которые ведут какое-либо направление или курируют федеральную целевую программу, — отметил Виктор Леонов.

Взаимоотношения центра и регионов сейчас стали для Виктора Васильевича главной темой. В Совете Федерации он работает заместителем председателя комитета по делам Федерации и региональной политике, который как раз и занимается рассмотрением законов, связанных с разграничением полномочий между Федерацией и субъектами.

— Мы передали массу полномочий, но они не подкреплены реальным финансированием из федерального бюджета. Вот конкретный пример. Переданы функции по обеспечению жильем отдельных категорий граждан — инвалидов, ветеранов, детей-сирот. Когда мы рассмотрели финансирование и реальные потребности, даже в абсолютных цифрах, а не процентах, получились показательные результаты. Калининградской области для решения этих проблем необходимо 350 миллионов рублей, а в этом году выделили всего один. Мы прекрасно знаем, что сейчас за 1 миллион и однокомнатную квартиру купить сложно, не то что решить всю проблему.

С 1 января 2008 года на регионы переложат еще ряд полномочий в здравоохранении, образовании, охране культурного наследия. Однако в бюджете не заложено ни копейки. Тем не менее, принимая бюджет, мы получили заверение от правительства, что до конца 2007 года будут внесены изменения в бюджет, чтобы эти полномочия субъекты смогли выполнять.

По словам Виктора Леонова, не менее печальна картина и с финансированием полномочий, которые всегда были у субъектов. Сейчас 67 процентов доходов регионов уходят в бюджет Федерации и оттуда могут возвращаться в виде субсидий и субвенций. Остальные 33 процента остаются в регионе. Виктор Васильевич считает, что в этом вопросе федеральные власти не совсем правы:

— На мой взгляд, центр опять слукавил в том, что поставил субъекты в позу просителей. Эти дополнительные средства для выполнения всех полномочий они должны выпросить, аргументируя, доказывая. Это ущемление прав регионов. Хотя международная практика показывает, что в разных странах по-разному. В Канаде центр забирает только 30 процентов, а в Австралии — 80.

Виктор Леонов коснулся и законодательных инициатив регионов. По его словам, 25 — 30 процентов всех законопроектов, которые поступают в Федеральное собрание, исходят от субъектов Федерации, однако до принятия доходят единицы.

— Нам надо изменить эту ситуацию путем формирования новой законотворческой политики. Совет Федерации является инициатором и готовит три новых закона, которые позволят изменить существующее положение и отрегулировать взаимоотношения субъектов и Федерального собрания. В большинстве случаев эти предложения, как крик души, отражают несовершенство действующего законодательства. Если мы не изменим эту ситуацию, у нас субъекты Федерации так и будут ходить в роли просителей, что неприемлемо для нормальных федеративных отношений.

Сейчас комитет, в котором работает Виктор Леонов, готовит аналитический доклад о состоянии взаимоотношений между центром и регионами. По его итогам появится и закон, который наконец урегулирует эти отношения.

— Несмотря на стабильность в экономике и социальной сфере, регионы и местное самоуправление, которое финансируется на 20 — 25 процентов, остальное субвенции и дотации, не смогут выполнить посредническую функцию между государственной властью и теми, кто от нее зависит.

Однако пока не принят закон, который будет регулировать эти вопросы, членам Совета Федерации приходиться бороться с правительством за права регионов. По мнению Виктора Леонова, по каждому субъекту относительно распределения доходов должно быть принято отдельное решение, потому что в каждом регионе и своя инфраструктура, и свои природно-климатические условия. Должен быть специальный расчет.

— Социальные стандарты должны стать основой расчета. Разговор уже идет лет пять, но дело не движется. В Минфине говорят, что, если это произойдет, разбалансируется вся система нашего государства. Я говорю, хорошо, давайте посчитаем, что нам нужно, сколько нам нужно отдать субъектам, запишем за единицу и каждый год будем к этому стремиться. Сначала 0,6 от желаемого, потом 0,7 и так до 1, чтобы обеспечить полноту реализации полномочий в регионах. Есть варианты решения, но мы не можем сломать позицию Министерства финансов. Процесс это не сиюминутный.

Кроме того, по мнению Виктора Васильевича, необходимо всем членам Совета Федерации работать сообща. Сейчас каждый из них пытается выбить что-то для своего региона. «Один сходил, другой сходил в Минфин, при этом большая часть регионов остается ни с чем», — посетовал Виктор Леонов. К тому же, чтобы эффективно представлять свой регион в Москве, необходимо знать все его проблемы, жить в нем.

— Я не могу сказать, где больше провожу времени, в Новосибирске или в Москве. Стараюсь работать 50 на 50. Чем чаще бываешь в субъекте, тем больше знаешь и тем больше сможешь для него сделать. Не знаешь регион — не рвись в Совет Федерации. Сейчас там примерно 70 процентов тех, кто либо давным-давно уехал из своего региона и уже не в курсе дел, либо вообще коренные москвичи. Они могут исполнять поручения губернаторов и председателей заксобраний, но не отстаивать интересы субъекта. У таких регионов нет зубов, которые можно показать правительству.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: