Новосибирск 9 °C

До вокзала без «базара»

01.08.2007 00:00:00
До вокзала без «базара»
Ни для кого не секрет, что в городах гораздо больше таксистов-нелегалов, чем официальных перевозчиков. Первые работают на свой карман и не платят налогов, зато возят дешевле. Вторые работают честно, но выкладывать за поездку в цивилизованном такси приходится в полтора-два раза больше, чем «бомбиле». Вопрос безопасности двух категорий извозчиков остается открытым, хотя в первом случае риска больше.



С кем красотке покататься?
Вообще негласных видов такси существует множество даже среди официальных таксопарков. Последняя тенденция — такси для женщин и такси, за рулем которых сидят исключительно женщины. Перевозчика можно выбрать и по маркам автомобилей, и по цене. Среди так называемых нелегалов (они же шабашники, они же бомбилы) в последнее время стали выделять «джихад-такси». За рулем таких машин, как правило, сидят выходцы из разных республик Кавказа, как российского, так и ближнезарубежного. Сами же авто — это старенькие, видавшие виды «Жигули», которые уже давно отслужили верой и правдой своему хозяину. А уж манера езды таких извозчиков оставляет желать лучшего. Пять минут страха — и вы дома. Так можно оценить их поведение на дороге.

Есть, конечно, среди нелегалов и другие, более надежные и цивилизованные водители. Встречаются такие извозчики на относительно новеньких «Тойотах» и «Ниссанах». Кто-то ищет дополнительный заработок, для кого-то таксование — единственный источник дохода, а кто-то подбирает по пути, чтобы подзаработать на ежемесячно дорожающий бензин. Не гнушаются таким способом заработать на топливо даже представительницы слабого пола, которым приятно и в компании проехать, и дорогу до ночного клуба или другого места отдыха окупить.

О различных плюсах и минусах легалов и нелегалов говорить можно долго. Возьмем несколько из них. Например, цена. Приведу ситуацию из собственной практики. Не так давно ушел последний автобус. Пешком до дома не близко, да и страшно идти одному. На остановке стоят несколько извозчиков. Пара с шашечками на крыше машины и пара без. У них коалиция, ездят по очереди и за определенную цену. Редко кто из такой компании согласится поехать дешевле — коллеги не поймут. Так вот. За 10 минут езды (по расстоянию пять остановок на автобусе) берут 100 рублей. Отхожу от них на пару метров, поднимаю руку и уезжаю за цену в два раза меньшую, с кем бы вы думали? Да, именно с «джихад-такси». Плюс очевидный.

Однако такие извозчики хороши на близких расстояниях. Поедешь подальше — заблудишься, если сам не знаешь, куда ехать. Тут впору вызывать такси по телефону и заранее говорить, куда и откуда ехать. Но сотней тут не обойтись, минимальная поездка в нашем городе — 120 — 150 рублей, даже если ехать пять минут. И еще один факт, который не красит ни тех, ни других. Всегда можно нарваться на наркомана. Даже при заказе такси по телефону в крутой фирме с машинами «Рено» можно попасть в машину с марихуаной или героином.

С ветерком и безопасно
Первыми порядок на таксомоторном рынке решили навести его непосредственные участники. В мае этого года была создана ассоциация таксомоторных перевозчиков, которая объединила 11 ведущих компаний новосибирского рынка. Совокупный автопарк участников ассоциации насчитывает порядка 500 автомобилей. По оценкам самих таксистов, это примерно четверть от общего количества легальных такси в городе. Еще около 2000 (хотя озвучивается и цифра 3000) новосибирских такси владельцы крупных компаний называют нелегалами. Новое профессиональное объединение позволит перевозчикам более уверенно общаться с автоинспекцией и местными властями, а также даст им мощный рычаг для вытеснения с рынка нелегалов. Пассажирам ассоциация даст надежду на появление единого стандарта качества перевозок, ввод единой диспетчерской службы, а также, уверяют активисты ассоциации, застрахует их от «обкуренных» водителей. Кроме того, члены ассоциации планируют выйти с инициативой к органам местного самоуправления принять закон, в котором будут четко регламентированы понятие «такси», отличительные признаки автомобилей, внешние и технические стандарты.

— В первую очередь необходимо определиться с понятием «такси». Сейчас ни в одном законе не прописано, что под этим подразумевается, — пояснил инициативу директор одной из крупных таксомоторных фирм Андрей Заворин. — Как только это будет сделано, можно будет выдвигать определенные требования к тем, кто занимается извозом. Надел на машину шашечки — будь добр эти требования выполнять. В первую очередь это прохождение техосмотра. Как только будут жесткие требования к состоянию автомобилей, с улиц исчезнут разваливающиеся машины. Второе — медицинский осмотр. Это позволит не допускать на линию водителей «обкуренных» или с похмелья. Когда эти требования начнут выполняться, пассажир будет уверен в качестве обслуживания. Другая проблема — вопросы финансовые, в частности налогообложение. Главное в этом вопросе — как отрегулировать оборот наличных средств в такси. Как водитель должен брать деньги и что дальше с ними делать.

По мнению Андрея Заворина, принятие такого закона позволит избавиться от частных нелегальных извозчиков. «Как только будет принят закон, они сразу станут легальными. Иначе им будет невыгодно работать», — заверил представитель ассоциации. Кроме того, закон о такси, по мнению его инициаторов, позволит избежать коррупции, поскольку к таксомоторным перевозчикам будут предъявляться не субъективные, а законные, объективные требования. «Сейчас нам приходится каждому по отдельности договариваться с каждой структурой. Мы же хотим договориться вместе со всеми сразу и навсегда», — пояснил Андрей Заворин.

В Новосибирской области в этом году был принят закон о транспортном обслуживании населения. В нем депутаты и специалисты областной администрации попытались урегулировать транспортные проблемы. Отдельно в законе сказано о муниципальных и коммерческих перевозчиках, железнодорожном и водном сообщении, пригородных, межмуниципальных и межобластных маршрутах. Таксомоторные перевозки обозначены лишь на уровне организации постоянных маршрутов в связи с социальной необходимостью. О такси в их обычном виде ничего не сказано. Хотя проблем в Новосибирске не меньше, чем в столице. Городские власти пока не комментируют необходимость этого закона, ссылаясь на то, что это не их зона ответственности. А вот контролирующие органы в лице ГИБДД одобрительно отнеслись как к образованию самой ассоциации таксомоторных перевозчиков, так и к инициативе принять отдельный закон о них.

Переговоры с местными властями о написании и принятии закона о такси начнутся уже этой осенью, после политических каникул. Однако и после подписания закона проблемы еще останутся, поскольку нужно будет обеспечить механизм его работы. Необходимо, чтобы все контролирующие органы следили за его исполнением. Только тогда будут реальные результаты.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: