Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

«Первая пятёрка»

17.08.2007 00:00:00
Наталья Горбунова
«Первая пятёрка»
Адресованная молодежи филармоническая программа «Музыкальный портал» не знает аналогов не только в России, но и далеко за ее пределами. Пять лет она отшлифовывает свой не общего выражения стиль, обретая новых приверженцев в лице критиков, прессы и неизменно благодарных слушателей. В 2007 году филармония представила «Музыкальный портал» на конкурс «100 лучших товаров (услуг) России».



Последняя программа сезона. Сетования на вечную круговерть не оправдание, но об этом обстоятельстве вспомнилось на бегу в совсем не филармоническом направлении. Круто изменив маршрут и по мере приближения к Дому Ленина обороты, вхожу в полутемный зал.

...На сцене витийствует Калужский. Момент не совсем обычен. Идет оживленное обсуждение со слушателями последовательности предстоящих выступлений филармонических коллективов. Их по традиции три. Но о традициях «Портала» узнаю позже. А пока пытаясь адаптироваться к залу, отмечаю неожиданное и парадоксальное — значительное количество лиц, отнюдь не молодых. Интересно. Но об этом тоже позже. Слушаем выступление. Согласно выбору зала, на сцене струнный квинтет...

Традиционная часть «Портала» — музыкальная — началась.
— По традиции, она очень сильная, — рассказывает Владимир Михайлович спустя несколько месяцев. — Тот же зал, но надолго опустевший. Концертный год завершен. Музыканты в отпуске или на гастролях.

Художественный руководитель Новосибирской филармонии Владимир Михайлович Калужский продолжает интервью: «Конечно же, она ключевая. Но новизну проекта определяет не она...»

Главная задача этого проекта — в синхронизации различных методов воздействия на молодежную аудиторию с помощью звуковой, текстовой видеоинформации. Постепенно осваиваются интеллектуальные игры. Начало начал — игра дореволюционной поры буриме — сочинение стихов. Из них основатели «Портала» уже могут составить антологию.

С течением времени появилась музыкальная викторина, которая отпочковалась от детских программ симфонического оркестра.

Еще один способ внедрения информации — показ специально подготовленных видеосюжетов по той или иной теме. Но то, к чему устремлены замыслы, что собственно и является «Порталом», пока не состоялось. Это возможность контакта устроителей «Портала» и публики через интернет, собственный сайт.

...Но вернемся в зал, на «Портал». Ведь здесь ажиотаж высочайшего накала. Десять молодых людей ищут ответы на вопросы в тестовом варианте. В их распоряжении веер ответов. Их задача — отыскать верный. Сидящие в зале заняты тем же.

Чудно: во время «Портала» можно кричать что-то из зала, хлопать, казалось бы, не вовремя... И при этом никакой дидактики, взрослого нашего занудства. Калужский ведет игру более изящно и выверенно. И потому поведенченский инстинкт сформирован четко, и до того, чтобы ноги класть на стол, дело не доходит.

Но вот наступает знаковый момент — Владимир Михайлович озвучивает правильные ответы. Нужно видеть реакцию на это. Кто-то огорчен, кто-то выкрикивает: «Мы правильно сказали!» и... получает награду.

В прошлом году начали проводиться конкурсы художников. Они рисуют в антракте за сценой на предоставленных им листах бумаги. Потом эти рисунки вывешиваются на заднике сцены на обозрение зала. Все это награждается. Легкие, наивные подарки, но даже они все равно радуют.

Объединяющая сила и социальная значимость «Портала» велики. И с точки зрения компенсации чувства одиночества, нередко в подростковом возрасте переживаемого обостренно, и в плане прививки «высокой» культуры.

— Ведь бесприютность детей — это серьезная проблема. Они приходят туда, где находят контакт. Именно поэтому в планах то, чего очень хочется достичь, — общение в антракте. Ведь в это время человек может чувствовать себя более одиноким, чем во время концерта. Еще и поэтому нужны интернетовские связи, способствующие совершенно неожиданной форме проведения досуга. Но пока нет технической возможности обеспечить это.

Представим... Во время концерта или в антракте любой может на мониторе или в ноутбуке написать письмо, высказать свое отношение к происходящему, задать вопрос. Все это сразу же появляется на экране сцены. Не случайно ведь «портал», «форум» — это же термины, ставшие преимущественно интернетовскими...

— Владимир Михайлович, часы «Портала» — время сверхнагрузок. А вам-то «Портал» дает что-либо?

— Безумно много. Кроме хлопот и боли в голове, самое главное и неповторимое — возможность общения. Причем активного, обоюдного, которого ни я, ни музыканты ни в одной аудитории не имеем. Корни тому разные. Вот музыканты. Они гастролируют за рубежом, обласканы публикой. Но они знают одну только форму реакции — аплодисменты. А ведь для человека искусства нет ничего более приятного, как поговорить о себе. Я вижу, что наши филармонические музыканты просто млеют от непосредственности, откровения вопросов, задаваемых мальчишками и девчонками.

Что касается меня, я рос и воспитывался в замкнутой профессионально среде — музыкальной. Учился в спецшколе и ужасно стеснялся, что я хожу туда. К тому же это была смешанная школа — мальчики и девочки учились вместе, в то время, когда в обычной среде бытовало раздельное обучение. Потом работа в консерватории. Мы создавали много прожектов в ту пору, но это были проекты кабинетные. Переворот произошел по воле ее Величества — судьбы. Именно она свела меня с Эдуардом Шорником, основателем центра «Смайл». Мне довелось писать либретто к первому советско-американскому мюзиклу, с которым в составе творческого коллектива я, как автор либретто, поехал в Америку. Так уж сложилось, что именно там мне довелось очень много общаться с детьми. И вдруг я открыл для себя: они мне очень интересны и... дороги.

Я глубоко убежден, что человек в культуре — существо многофункциональное. Это ненормально, если подросток не ходит на дискотеки. Значит, у него какие-то глубокие проблемы — физические или внутренние. Но ненормально, когда он ходит только на дискотеки, когда он ни разу не бывает в театре — драматическом, музыкальном. Он должен понимать весь мир, он должен общаться с живыми книгой, кино...Это очень важно. Вот мы и пытаемся в меру своих сил приобщить подростков к этому. Задача очень сложная...

И тут пошло-поехало. Я понял, что это — каторга, а срок — пожизненный. Потому что одной вещи я не смогу сделать никогда — я не смогу их бросить.

— Владимир Михайлович, на одном из «Порталов» вы затронули тему: музыкант на сцене и в жизни. Согласно вашим воззрениям это разные люди. А применительно к вам? На сцене вы — движущая, направляющая сила, а в жизни — интраверт, экстраверт?..

— Конечно, экстраверт... Это музыканты могут быть разными. Они с помощью звуков передают чужие мысли, настроения. В отличие от человека, играющего на скрипке, рояле, я имею дело со словом, и потому все более органично. Хотя в свое время из-за условий замкнутого общения, образования мне безумно не нравилось работать на сцене, выходить к незнакомым людям. Дело еще и в том, что выступать мне приходилось в самых разных аудиториях начиная с детской, солдат-ракетчиков где-то на Таймыре до заключенных в тюрьмы... И всех нужно было увлечь музыкой. Это страшно тяжелая, но интереснейшая работа. Она есть на Западе, и там она называется красиво — аниматор — воодушевитель, у нас это более сухо — лектор, ведущий...

Для того чтобы чувствовать себя хорошо на сцене, мне нужны периоды почти полной изоляции. Неделя, дней десять. Лучше — месяц...

Сейчас я вместе с камерным оркестром еду на неделю во Францию, в небольшой курортный городок. Я уже был там два раза. Неделю эту лелею. Живешь один в домике, ходишь по Альпам. А потом... Возвращение сюда, и все начинается сначала...

... Мой инструмент — рояль. Если нужно, я за него сажусь и делаю то, что могу делать. Я научился играть и даже немного преподавать блок-флейту. Мне приходилось на наших концертах играть на литаврах. Но главная мечта на сегодня — освоить гитару. Без нее я себя чувствую плохо. И еще я знаю, если я выйду на «Портал» с гитарой в руках, — это все!

— Владимр Михайлович, нас познакомил не совсем характерный для филармонии конкурс «100 лучших товаров (услуг) России». Как он воспринимается музыкантами?

— Нормально. Хотя люди не совсем понимают, что это такое. Они убеждены, что занимаются высшим творческим парением... Но я им часто говорю: «Президент включил посещение концертов в потребительскую корзину. С этих пор вы — ее составная часть. Мы создаем продукт, ребята. Этот продукт либо покупают, либо нет».

Какая-то часть понимает это, какая-то — нет. Но все любят получать награды. Поэтому отношение к конкурсу доброжелательное. Что касается «Портала», независимо от того, как сложатся итоги конкурса, мы решили нашу программу, посвященную итогам первого пятилетия, назвать «Первая пятёрка». Ведь это замечательно, на мой взгляд, когда на «Портал» ходят люди разных вкусов и разных поколений. У нас есть уже свои фанаты. Человек двадцать. Я знаю мальчишек, которые, придя впервые, были метр с кепкой. Теперь они в два раза выше меня, учатся где-то в десятом. Когда-нибудь они будут приводить сюда своих детей...

Часто вспоминаю первый концерт. Декабрь. Давно забытый нами мороз за минус тридцать. Опасения, что никто не придет. Но фанаты были и в ту пору. В зал пришли приблизительно двадцать подростков. Теперь их нередко более двухсот. Это иллюстрация перехода качества в количество. И это внушает оптимизм!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
21.10.2021 фото
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

29.09.2021 Видео
Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.