Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Какой ты будешь, столица Сибири?

22.08.2007 00:00:00
Владимир Василенко
Какой ты будешь, столица Сибири?
Одной из тенденций последнего времени стала ориентация государства на долгосрочное планирование. Все регионы, в том числе и Новосибирская область, разрабатывают стратегии развития до 2025 года, бюджеты начинают планировать на три года вперед, запущены долгосрочные программы — так называемые «национальные проекты». Вот и у города Новосибирска, впервые с 70-х годов прошлого века, появился полноценный и подробный генеральный план развития аж до 2030 года.



В силу он вступит ближе к зиме, после необходимых процедур согласования и публичного обсуждения. Что он будет собой представлять, в общих чертах рассказывают главный архитектор города Валерий АРБАТСКИЙ, главный инженер собственно генплана Владимир ЕРМИШКИН и заместитель генерального директора ОАО «СИАСК» Михаил ЕЛЬСКИЙ.

Понятно, что разработчикам проекта пришлось нелегко. Новосибирск — город во многом уже сложившийся, имеющий свою структуру, свои особенности, свою историю, пусть и не столь продолжительную по сравнению с более старыми городами. И именно на основе развития характерных для города индивидуальных черт разработчики и постарались выстроить свою стратегию.

Итак, что же предполагает генеральный план? Прогноз роста населения заложен оптимистичный — по нему к 2030 году в Новосибирске будет жить 1,7 миллиона человек. В стратегическом смысле предполагается упорядочение, а затем и расширение территорий города. Такие образования, как Пашино, ВАСХНИЛ, поселок ОбьГЭС, Левые Чёмы, в перспективе перестанут быть анклавами, оторванными от основной части города, и присоединятся к нему. Все эти слияния направлены на то, чтобы обеспечить структуре Новосибирска необходимую целостность.

Кстати, именно отсутствие целостности является характерным недостатком Новосибирска, возникшим в ходе развития города. Причин тому немало. Во-первых, город отстраивался не от центра к окраинам, как это обычно происходит. Нынешний центр — Центральный и Железнодорожный районы — возник во время строительства Транссибирской магистрали и моста через Обь. Затем он разрастался и начал потихоньку присоединять к себе уже существующие неподалеку поселения. Например, нынешний Первомайский район был раньше отдельным поселком, Ленинский район был селом Кривощеково... Впрочем, таких примеров много чуть ли не в каждом районе города.

Соответственно, каждое присоединенное поселение обладало своей внутренней структурой, и налаживания общей инфраструктуры — в первую очередь транспортной — не наблюдалось. Город, по сути, похож на лоскутное одеяло. И на протяжении всей истории Новосибирска это положение лишь усугублялось. Например, в военные годы с переносом заводов из европейской части России. Размещались заводы порой в совсем неподходящих местах, а жилье для рабочих и вовсе возникало стихийно — в основном в виде бараков, которые, к сожалению, кое-где сохранились до сих пор.

После войны — другие факторы. На окраинах Новосибирска стали возникать дачные участки, гаражные кооперативы. По мере разрастания города они оказались запертыми внутри, окруженными промышленными и жилыми зонами. Да и практикующаяся в последние годы точечная застройка тоже не способствует наведению порядка.

В общем, современный Новосибирск представляет собой очень неоднородный и несбалансированный, с точки зрения рационального использования, территорий город. И генплан должен по идее помогать исправить это положение, а не усугублять его дальше.

Понятно, что во главу угла при формировании генплана ставили транспортную составляющую. Как отметил Владимир Ермишкин, на сегодняшний день магистральные дороги в Новосибирске занимают четыре процента от общей площади города. Даже в советские времена нормативы по этому показателю были в разы выше, чего уж говорить о нынешней ситуации. В развитых же западных странах крупные города отдают под магистрали до 30 процентов своей площади.

Однако, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. Выручает именно рыхлая структура Новосибирска, наличие на его территории участков с малоэтажной застройкой, с ветхим жильем, гаражами-«ракушками», а то и просто пустующими «неудобицами». В тех же западных городах, да даже в Москве, строить новые магистрали попросту негде — для этого надо сносить полгорода. У нас же места достаточно, так что в генплане запроектировано строительство целой сети магистралей в полном смысле этого слова — не менее четырех полос движения в одну сторону, отсутствие пересечений с второстепенными дорогами на одном уровне, с двух-, трехуровневыми развязками. Под них отведено более 10% территории города, но эту цифру смело можно умножать на два, поскольку пропускная способность дорог с многоуровневыми развязками в 2 — 2,5 раза выше, чем у обычных.

И разместить магистрали постараются тоже с умом. На схемах можно разглядеть два кольца — внутреннее и внешнее. Выезды с мостов тоже не будут, как сейчас, упираться в поперечные улицы. Основная цель всех преобразований — обеспечить такую пропускную способность дорог, чтобы из центра до окраины — в любую сторону — можно было добраться не более чем за двадцать минут.

Утопия? Возможно. Хотя, как говорил один мудрец, лучше целиться в идеал и промахнуться, чем целиться мимо и попасть.

Понятно, что генплан — это не только дороги. Что же еще ждать новосибирцам в XXI веке?

Метро. Учитывая климатические условия нашего региона, этот вид транспорта всегда будет оставаться актуальным. Понятно, что строительство метро — дело неспешное и очень дорогое. Вряд ли до 2030 года успеют закольцевать линии метрополитена и построить все те станции, что прописаны в генплане. Но добавляться станции будут, причем по всем направлениям.

Набережная. С прискорбием можно отметить тот факт, что нормальной набережной в Новосибирске пока нет. Единственный приемлемый участок — в районе речного вокзала. Генплан предполагает строительство набережной по обеим сторонам Оби, устройство дополнительных причалов и обеспечение более интенсивного движения речного транспорта.

«Ворота в город». Так главный инженер проекта Владимир Ермишкин назвал идею строительства на всех въездах в город общественно-деловых центров — с гостиницами, автовокзалами, развлекательными и торговыми заведениями, офисными зданиями. Сейчас в этом плане картина невпечатляющая. При въезде в город гости наблюдают гаражи, частный сектор, промзоны... А потом вдруг — раз! — и площадь Ленина. Разработчики генплана предусмотрели, как можно «показать город лицом». Ибо статус — пусть и неофициальный — столицы Сибири ко многому обязывает.

Перенос заводов. Многие заводы уже сейчас вовсю рассматривают возможности выноса своих производств за пределы города, поскольку штрафы за загрязнение окружающей среды становятся все более весомыми. В перспективе город должен будет избавиться от «тяжелых» промзон в черте города.

Зеленые насаждения. По сути, если смотреть на нынешний план города, зелени в Новосибирске немало. Беда все та же — несбалансированность. Где- то зеленых насаждений вообще нет, а где-то — целые массивы. Так что и здесь дело за упорядочиванием.

Мосты. Строительство третьего моста через Обь, как заявляют градостроители, начнется уже в ближайшие три года. Но в генплане мостов предусмотрено порядка 6—7. С их помощью и получится создать те самые «магистральные кольца», которые возьмут на себя львиную долю транспортного потока. Впрочем, для Новосибирска, который делится рекой практически пополам, мосты всегда являлись «узким местом», так что в нашей ситуации ни один мост не лишний — ни седьмой, ни десятый.

Вертолеты! На полушутливый вопрос одного из журналистов — «А будет ли налажено вертолетное сообщение?» — был дан на удивление серьезный ответ. В генплане отмечено 19 вертолетных площадок — на территориях крупных медицинских центров, баз МЧС и ГАИ. А вот аэропорту Северный места в черте города не нашлось — похоже, он будет перенесен.

Конечно, всего, что есть в генплане, не перескажешь в ходе одной встречи и не перечислишь в одной статье. Сейчас, в преддверии общественных слушаний, все желающие могут ознакомиться с материалами, опубликованными в интернете на официальном сайте города Новосибирска — www.novo-sibirsk.ru.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс

Новости
Профессор МГАХИ и кандидат искусствоведения  Николай Васильев провел авторскую экскурсию по главным архитектурным памятникам и нетуристическим объектам Новосибирска.
Сталь, железобетон и причудливые формы. Здания советского модернизма можно встретить на всем пространстве бывшего СССР. VN.ru спросил архитекторов города – какими зданиями, построенными в конце прошлого века, можно гордиться.

Звезда российского рэпа рассказал Юрию Дудю о жизни в родном городе.