Новосибирск 9.7 °C

Голосовать за свои убеждения

30.08.2007 00:00:00
Голосовать за свои убеждения
Впервые выборы пройдут по полностью пропорциональной системе. А значит, их главными элементами станут политические партии. Именно от их работы со «своими» избирателями будет зависеть явка. Считается, что людей отвращает от голосования развившаяся в последнее время активность политтехнологов, которые для достижения цели не всегда используют легитимные методы.



Несмотря на все нарекания, 14 лет работы избирательной системы принесли серьезный опыт проведения кампаний. Тем не менее одно из первых совещаний ЦИКа было посвящено борьбе с «черным» пиаром.

Противостояние незаконным технологиям, противоправным методам политической конкуренции начинается с первого этапа — со сверки списков избирателей. На 1 июля 2007 года их насчитывалось более 107 миллионов. Вся эта «армия» очень подвижна: командировки, отъезды на учебу, каникулы, отпуска и т. д. Тут возможностей для манипулирования голосами всегда открывалось немало.

ЦИК выпустил специальные «Рекомендации по предупреждению и пресечению нарушений в сфере изготовления и распространения агитационных материалов в период избирательных кампаний».

Например, что делать, если в избирком поступили сведения о лежащем в типографии тираже газеты-двойника (имеет внешнее сходство с зарегистрированным СМИ, но печатается нелегально и, как правило, содержит незаконную агитацию)? Правильный ответ: обратиться в правоохранительные органы.

А сам вопрос «Как отличить противоправную агитацию от дозволенного информирования граждан?» вряд ли столь прозрачен для ответа. Главным отличительным признаком, как решил Конституционный суд, является наличие «агитационного умысла». Подозрения в таком умысле должны вызывать вопросы «За кого вы будете голосовать?» и «Что, по вашему мнению, ждет страну в случае победы кандидата N?». Подозрительны также явная неадекватность освещения события информационному поводу и чрезмерно частое появление аналитических материалов, посвященных выборам.

Но окончательный вывод должен делать суд: только он может накладывать запрет на распространение материалов в прессе. Но перед этим доказать «наличие умысла», что весьма затруднительно.

Столь же непредсказуемы случаи, когда распространяли информацию о том, что выборы отменяются или переносятся. Можно вслед давать опровержения, но тот, кто услышал первое сообщение и уехал по своим делам, уже потерян для голосования.

Универсальной стратегии борьбы с нарушениями, наверное, быть не может. Помогает только то, за что мы давно агитируем: воспитание гражданского общества.

«Черный» пиар сильно изменился. Теперь он не всегда прямо нарушает закон, но совершенно точно находится за пределами морально-нравственных норм. То есть «черные» пиарщики ведут себя неприлично, но призвать их к ответу очень трудно.

Кто может запретить им звонить по ночам домой избирателю, чтобы сказать: голосуйте за партию А? Он швырнет трубку и пойдет голосовать за партию Б. Результат достигнут, но можно ли утверждать, что с помощью «черного» пиара, а тем более доказанного «умысла»?

На самом деле самое верное спасение от «черных» технологий — доброе имя. Вот напишут, например, сейчас про Путина, что у него два миллиарда долларов на счету лежит — и все скажут, что на него клевещут. А если сказать такое про Чубайса, то все поверят.

Зафиксированы и описаны 26 основных типов «черных» технологий. Но каждую можно «усовершенствовать» или придумать новую.

По прогнозам, составленным по результатам анализа региональных выборов 2006 — 2007 годов, в Госдуму проходят четыре партии: «Единая Россия» (на региональных выборах получила 44 процента голосов), «Справедливая Россия» (16 процентов), КПРФ (14 процентов) и ЛДПР (9 процентов).

Впрочем, вся работа впереди, в том числе и «черных» политтехнологов. И они, и «белые» считают, что на выборах будет разыграна актуальная в последнее время «национальная карта». Станут спекулировать на якобы установленных связях с «врагами народа», националистами, американскими шпионами разного калибра.

А лейтмотивом идеологии станет преданность президенту и стране, то есть патриотизм, а также противостояние внешней угрозе.

Что же делать избирателям при таком разгуле креатива пиарщиков?

Верить самому себе, полагаться на свой разум, ну не лохи же мы окончательные, в самом-то деле?!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: