Новосибирск -1.7 °C

Образование будущего — дело сегодняшнее

15.09.2007 00:00:00
Образование будущего — дело сегодняшнее
История общероссийской общественной организации «Всероссийское педагогическое собрание» (ВПС) пока исчисляется сроком менее года. Однако на днях в нашей области состоялась уже вторая региональная конференция Новосибирского отделения ВПС. Ее участниками стали представители общественных организаций, ветераны педагогического труда, руководители образовательных учреждений, родительской общественности.



Строго говоря, традиция создания общественных педагогических организаций имеет в России глубокие корни. В середине XIX века, когда система образования так же, как и сегодня, стояла перед глобальными проблемами — какой ей быть? Как открыть в нее доступ широким слоям населения? Как сделать ее лучше? Тогда эта деятельность оказала огромное влияние на развитие системы образования по всей России.

Рожденное временем
Неудивительно, что и сегодня, в непростой, но одновременно наполненный качественно новыми перспективами период, появилась подобная общественная организация. Реализация приоритетного национального проекта «Образование», комплексная модернизация системы образования области — все это требует не только четких управленческих решений, но и общественного осознания и участия. Ведь открытость — это то слово, которое сегодня звучит не только со всех сторон, но и из самого сердца педагогического сообщества.

На конференции педагоги не раз отмечали, что формат этой конференции — другой! Мол, и так много совещаний и тому подобного. Сегодня же — разговор другого уровня. Кстати, подчеркнули участники конференции, что, например, национальный проект — не государственный. Потому что «государственный» — был бы по линии чиновников, а национальный — гражданский. Именно поэтому свою задачу педагоги видят — разбудить гражданское общество.

Такой задаче, такому подходу соответствует сама идея создания ВПС — объединить потенциал педагогической, родительской, ученической и бизнес-общественности (по сути, всего общества) для решения задач, стоящих сегодня перед образованием, а значит, без преувеличения, перед будущим нашей страны.

Именно поэтому участниками конференции не раз подчеркивалось: задачи деятельности ВПС не могут быть сугубо «корпоративными» — внутренними, цеховыми.

О том, что заинтересованность в такой деятельности, а также ее понимание есть сегодня в обществе, говорят факты.

На сегодняшний день уже более 70 субъектов Федерации создали региональные отделения Всероссийского педагогического собрания. По традиции «идущего впереди», Новосибирская область была в числе первых — уже почти год назад, 8 ноября, в нашем регионе состоялись первые общественные встречи и обсуждения по поводу создания педагогического собрания.

На сегодняшний день избраны руководящие органы Новосибирского отделения. В состав регионального совета входят педагоги, родители, учащиеся, то есть действительно представители общественности.

В настоящее время местные отделения созданы в 27 муниципальных образованиях области — 75 процентов от общего их числа. Это около трех тысяч человек.

Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области, председатель регионального отделения ВПС:

— Всего же в системе общего, начального и среднего профессионального образования работают более 85 тысяч.

Так что, разумеется, есть задача — расширять и дальше сферу деятельности, чтобы Собрание действительно стало мощной общественной организацией, влияющей на решение многих вопросов, связанных с образованием.

Задачи — конкретные, решения — общие
А задач, стоящих на сегодняшний день перед образованием, действительно немало.

Именно в этой сфере в самое ближайшее время предстоит многое изменить в организации работы, в бюджетном финансировании, в системе оплаты труда педагогов. И, как показывает сама история, качественные изменения в работе невозможны, если они не имеют серьезной социальной поддержки.

Также позиция педагогической общественности очень важна при определении критериев оценки качества работы образовательных учреждений, качества работы самих педагогов. Без этих критериев не обойтись ни в планировании работы, ни в распределении бюджетных субвенций, ни в организации новой системы оплаты труда. Но вопрос о критериях, безусловно, — сложнейший.

Однако многие образовательные учреждения такой опыт уже нарабатывают.

Татьяна Алексеева, директор гимназии № 3 города Новосибирска:
— Очень важно, что у образования появляется внешний аудит в лице общественности, которая уже сегодня участвует, например, в принятии решений по различным конкурсам в нашей сфере. Ведь не секрет, что сегодня еще зачастую родители, как представители околошкольной общественности, даже не представляют себе хорошо работу образовательного учреждения.

Да, как говорилось на конференции, на сегодняшний день существует около 180 попечительских советов в учреждениях образования Новосибирской области. Но!.. Зачастую они просто заменили родительские комитеты. Да, это помогло в тяжелые времена. Но перейти к реальному государственно-общественному управлению – это поделиться с тем же попечительским советом частью прав.

Стоит ли говорить, насколько важно активизировать подобную работу во всех образовательных учреждениях. Важно иметь эффективную обратную связь в образовании. Чтобы смочь системно и точно формулировать критерии качества образования, новые подходы в его оценке.

Одна из задач, определяющих развитие отрасли в самое ближайшее время, — умение находить дополнительные бюджетные возможности, чтобы увеличивать те же нормативы финансирования. В этом — главная задача государственных органов, институтов власти. И ее невозможно решить без процесса оптимизации самих бюджетных расходов. А разговор об этом, обсуждение данной проблемы невозможно без участия педагогической общественности.

Второе большое направление, где не обойтись без инициативы педагогического сообщества, те изменения, которые нужно провести в укреплении материальной базы. Но здесь нужна реализация самостоятельности и самой заинтересованности образовательных учреждений. Например, подбор интересных инвестиционных проектов, затрагивающих жизнь школы.

И те конкурсы, те новации, которые уже есть в этом процессе, — в оснащении школ, в развитии пришкольных территорий должны быть максимально изучены педагогическим коллективом учреждения образования, чтобы стало ясно, как можно системно решать подобные задачи.

Своя специфика в решении подобных задач, например, у профтеха.
Ольга Николаевна Внукова, заместитель директора по общеобразовательной подготовке, Новосибирское профессиональное училище №1:

— Любое профтехучилище готовит кадры для конкретных — базовых — предприятий, разумеется, помощь должна оказываться именно базовыми предприятиями. Общественная организация, такая как Всероссийское педагогическое собрание, может помочь в налаживании таких связей. Ведь не секрет, что сейчас для того же профтеха самое важное — материально-техническая база, финансовая помощь. Потому что, сами понимаете, за кризисный период мы очень отстали и, готовя специалистов XXI века, порой приходится работать на оборудовании века прошлого.

Хотя, если говорить именно о профессиональном училище № 1, то ему, можно сказать, повезло — с 1937 года здесь сотрудничают с НАПО им. Чкалова. Ведь с самого начала училище и было задумано как ФЗУ при заводе. Так что ребят отсюда берут с руками и ногами — всех обеспечивают рабочими местами. Более того, направление на учебу дают. То есть соблюдается принцип непрерывного образования, которое является еще одним вектором сегодняшнего развития отрасли. На конференции об этом говорилось как об одной из важнейших задач. Важна более эффективная интеграция всех систем, всех видов, всех типов образовательных учреждений. Ведь образование — процесс не конечный, не ограниченный ни возрастом, ни спецификой содержания.

Престиж профессии — ключ к будущему
Несмотря на то, что неоднократно подчеркивалось участниками конференции, — решение Всероссийским педагогическим собранием и его региональным отделением задач не узко корпоративных, а социально значимых, находящихся в широком спектре интересов всего общества, ключом к подобному движению видится, кроме всего, поднятие престижа профессии учителя.

Привлекая внимание к центростремительной фигуре образования — педагогу, одновременно, на наш взгляд, на новую ступень поднимается уровень внимания ко всей сфере, ко всем направлениям, по которым она на сегодняшний день развивается.

Среди таких инструментов поднятия престижа педагогического труда участники конференции отметили всевозможные профессиональные конкурсы. Во-первых, при принятии решений, подведении итогов уже сегодня заметно активное участие той же околошкольной общественности — налицо то самое заветное, а по сути необходимое, участие общественности в образовании. Во-вторых, заметнее становится сама фигура педагога того образовательного учреждения, в котором он работает.

Поэтому, подводя итоги всероссийского конкурса «Лучший директор образовательного учреждения-2007», участники конференции понимали, что это — не простое вручение дипломов и премий лучшим в профессии. Это — еще один шаг на пути поднятия значимости педагогического труда, который на сегодняшний день видится ключевым в формировании не только завтрашней системы образования качественно нового уровня, но и самого будущего нашей области, страны в целом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: