Новосибирск 10.4 °C

Здесь рисуют по стеклу и выбирают президента

29.09.2007 00:00:00



Действительно, на первый взгляд создается впечатление, подкрепляющее формировавшийся годами стереотип: ребенок из неблагополучной семьи — социальный изгой без будущего. Вот только мы не всегда задумываемся над тем, куда порой может завести наше стереотипное мышление. Навешанные ярлыки сами собой превращаются в незыблемые установки для наших детей.

Уверена, в стране и в нашем городе есть заведения, для работников которых борьба с равнодушием — не пустые слова. Одно из таких — Ленинский социальный приют.

Для «неблагополучных» ребятишек разных возрастов это место — лишь временное пристанище: дети и подростки проводят здесь от нескольких месяцев до полутора лет. Тем не менее работники приюта делают все, чтобы даже за столь короткое время раскрыть индивидуальные способности каждого из пригретых.

— Реализация в профессии, которая связана с получением высшего образования и считается престижной, — не предел потенциальных возможностей, — говорит Ирина Григорьевна. — Сейчас не хватает рабочих специальностей: поваров, штукатуров, строителей. Они требуют очень высокого мастерства и, если хотите, таланта. К сожалению, сегодняшними девчонками и мальчишками такая работа воспринимается как несерьезная, непрестижная. Мы стараемся привить нашим детям любовь к ручному труду, развить интерес и показать, что подобная работа — прежде всего творческая.

От парикмахерского мастерства до росписи по стеклу — воспитанникам есть из чего выбрать дело по душе. Не менее важна и работа с социальной адаптацией проблемных ребятишек. Раз в две недели в приюте среди детей проходят настоящие президентские выборы. Все, как у взрослых: лозунги, программа, правление маленькой страной.

— Это ролевая игра, позволяющая научиться общаться и ориентироваться в социуме. Каждого «президента» мы обязательно вызываем и разговариваем с ним, что называется «по-взрослому». Почему в спальне грязь? В чем дело? А «президент» в свою очередь обращается к дежурному по спальне: меня из-за тебя отчитали, так не годится. Кроме того, в процессе подобных игр дети учатся излагать свои мысли, — говорит директор.

Да я и сама уже вижу, что атмосфера приюта позволяет чему-то научиться в социальном плане. Ведь авторитет окружающих старших во многом влияет на формирование у детей представлений о взрослой жизни.

— Воспитатели не упускают возможности рассказать ребятам о своем семейном укладе. Например, одна наша сотрудница — мать в многодетной семье, о которой она очень любит рассказывать. Очень уж они с мужем хотели девочку, а рождались все пацаны да пацаны. Так что за девочку пришлось «бороться» долго! Вообще воспитатели у нас ночуют вместе с ребятишками (чего нет в детдомах!), и это позволяет им найти друг с другом общий язык. Девочки — те даже секретничают, шепчутся перед сном со своей воспитательницей. Кстати, за каждым нашим ребенком закреплен свой воспитатель. У нас сравнительно небольшой персонал, но общаться ребятам приходится практически с каждым работником. Это тоже практика общения со взрослыми людьми. Практика правильного общения, с которым многие наши ребятишки незнакомы, — рассказывает Ирина Григорьевна.

Кстати, об общении. Многие думают, что дети из неблагополучных семей испытывают трудности с адаптацией в коллективе, состоящем из «домашних» детей. Однако, по словам Ирины Григорьевны, воспитанники приюта, которых определяют в находящуюся рядом школу, великолепно общаются со своими «благополучными» сверстниками и даже находят среди них друзей.

Вряд ли ошибусь, если назову социальный приют индикатором общественных проблем. Известно, что около девяноста процентов семей не спешат забрать своего ребенка (изначальная функция приюта — временное содержание детей с возвратом по окончании решения проблемы). Подавляющее большинство мам и пап лишаются права называться родителями по причине социальной непригодности, проще говоря, алкоголизма. Плюс ко всему известные всем проблемы преемственности поколений в неблагополучных семьях, порочный круг, замыкание которого становится своеобразной нормой. Ирина Григорьевна говорит:

— Мы стараемся как-то привлечь родителей к воспитанию детей, устраиваем родительские собрания, агитируем на участие в различных мероприятиях. Мамы же приходят сначала раз в неделю, потом раз в месяц, а там по убывающей. Если бы у нас была возможность создать для родителей специальную гостевую комнату, мы бы занялись и родителями. Поэтому мы стараемся, чтобы дети увидели совершенно другую жизнь, ведь жить им в здоровом обществе.

В процессе разговора я заметила, что, говоря о детях, Ирина Григорьевна постоянно употребляет глобально-обобщенное местоимение «наши». И это вовсе не пафос. Директор приюта всего лишь имела в виду своих воспитанников. Думаю, это неосознанно выраженное отношение к будущему, проявленное во вполне осознанных духовных инвестициях. Детям, обделенным родительским вниманием, здесь стараются дать самое главное — возможность почувствовать себя нужными. Ведь это для них — первый кирпичик в построении надежных стен собственного дома. Того дома, который не отнимет никто, в котором будут жить дети наших детей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: