Новосибирск 4.9 °C

Профессия земная, призвание — высокое

04.10.2007 00:00:00
Профессия земная, призвание — высокое
В канун Дня учителя рассказать о своих коллегах мы попросили самого главного педагога — руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира Викторовича ИВАНОВА. Ведь именно он, возглавляя одну из самых динамичных и развивающихся отраслей региона, может рассказать наиболее полно о том, чем сегодня живут наши учителя, к чему стремятся, какие задачи стоят перед образованием с точки зрения кадровых вопросов.



Одним словом, обо всем том, чем живет педагогическое сообщество не только накануне своего профессионального праздника, но и каждый день.

— Владимир Викторович, каков общий портрет педагогического сообщества нашей области в целом? Какие они — наши учителя? Чем живут работники образования, что заботит их?

— Конечно, как всех людей, педагогов заботит все то же самое — чтобы лучше жить и в лучших условиях работать. Ведь не секрет, что порой складывается впечатление, что учитель — это чуть ли не небожитель какой-то, у которого нет ни семьи, ни забот, ни проблем. Будто он всегда в школе, со своими учениками.

Хотя это можно понять. Ведь, слава Богу, большинство учителей нашей области такие, про которых принято говорить «настоящие педагоги». Для которых действительно на первом месте — сделать из ребенка личность. Тех, кого заботит, кем этот ученик станет в дальнейшем. Не в смысле того, чего достигнет этот ребенок в профессии, а именно каким человеком станет. Это и школьные учителя, и педагоги дополнительного образования, которые порой оставляют в душе ребенка большой след.

Есть и высочайшие профессионалы. Есть и те, кто работает «лишь бы отработать». Но если учитель — личность, то, можно сказать, что ученику с таким педагогом повезло. Ведь, как известно, «личность воспитывает личность».

Потому я и добавляю «слава Богу», что по Новосибирской области большинство из восьмидесяти тысяч педагогов — личности. И с точки зрения профессиональной, когда есть неравнодушный подход к своему делу, когда учитель отрабатывает какие-то свои методики и вооружает своих ребят хорошими знаниями.

Но самое главное, что они личности с точки зрения многогранности своих человеческих качеств. Они работают с ребятишками, не считаясь ни со временем, ни со здоровьем, ни с чем. Ведь самое важное для таких учителей — видеть своих учеников, их достижения после школы, знать, что эти дети нашли свое место в жизни.

Я ведь тоже не до конца чиновник, тоже был педагогом. Так что и для меня самое приятное — встретить своих учеников, которые подходят и говорят: «Владимир Викторович, а вы меня помните?» И то, что я как учитель остался в памяти этого, уже взрослого, человека — дорогого стоит, ведь это очень важно.

Наши выпускники очень ярко себя проявляют на различных конкурсах, олимпиадах. С этой точки зрения у нас очень сильный уровень учительства.

Хотя есть свои трудности, как, пожалуй, и традиционно в педагогической среде. Не секрет, например, что большинство учителей в школах — женщины. А мужчина в коллективе нужен не только, чтобы поддержать «сильным плечом» женщин-коллег, но и, что гораздо важнее, мальчишек воспитывать как положено.

Однако, несмотря на такие специфические сложности, наши педагоги ставят перед собой задачи, намечают вершины, к которым стремятся, которых с успехом достигают.

А мы в свою очередь — департамент, администрация — стараемся создавать соответствующие условия для работы, чтобы учителям меньше приходилось задумываться о вещах бренных — о том, например, где взять то или иное оборудование, чтобы провести урок. Это наши задачи, наши обязательства перед педагогами, чтобы они могли позволить себе жить творческой жизнью.

— Кстати, о творческих вершинах. Расскажите, пожалуйста, о профессиональных конкурсах, в которых сегодня могут проявить себя педагоги Новосибирской области.

— Был период, когда наши педагоги не участвовали даже в конкурсе «Учитель года» — ни в областном, ни в федеральном. Ведь тогда заботы были совсем другие.

Потребовалось время, чтобы исправить ситуацию, чтобы у учителей появилась какая-то вера, надежда на то, что положение действительно меняется. И они потихоньку стали включаться в процессы не только конкурсные, но и вообще в активную жизнь.

Конечно, самый популярный конкурс — «Учитель года». И это по-настоящему конкурс профессионального мастерства. Педагог должен быть не просто способным выйти на сцену и, например, представить себя публично. Он должен быть и мастером в своем деле, чтобы, например, с ходу провести урок в незнакомом классе. Одним словом, на этом конкурсе выявляется целый комплекс качеств учителя.

Разумеется, у городского учителя просто всегда, наверное, было чуть больше возможностей для саморазвития, чем у селянина. А сейчас, когда появились те же компьютеры, эта разница становится все меньше и меньше. Как показатель — на том же конкурсе «Учитель года» последние несколько лет побеждали сельские учителя. А вообще за все четырнадцать лет сельские побеждали чаще, чем городские.

Это по-настоящему яркие педагоги, яркие личности. Как сейчас помню первую победительницу областного «Учителя года» Людмилу Демьяновну Яковлеву — чудесного литератора из 132-й школы Ленинского района. Эти учителя не выпадают и после конкурса из поля зрения, продолжая активную деятельность в области. Кто-то остается работать учителем, кто-то становится директором школы. Но в любом случае это по-настоящему яркие педагоги, которые себя проявляют и дальше.

Естественно, есть конкурсы для педагогов дополнительного, дошкольного образования. Но для этих самых разных категорий педагогов будем проводить больше конкурсов. Прямо, не откладывая в долгий ящик, с начала 2008 года, и средства на поощрение победителей уже запланированы.

Есть к тому же профессиональный конкурс «Лучший директор»: не секрет, что директор во многом для жизни учреждения образования — фигура ключевая. Какой руководитель, такой и будет жизнь школы.

Много конкурсов проводится и в районах области по самым различным направлениям.

Уже шестой год проходит конкурс-признание «Сто лучших учителей области». Они ежегодно получают премию губернатора в размере 30 тысяч рублей. Причем для этой премии необходимо представление коллектива, потом — утверждение района, так что награду получают действительно те, кто этого достоин.

С прошлого года существует конкурс на поощрение лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках нацпроекта «Обраразование». Учитывая количество педагогов, на Новосибирскую область выделено 180 таких премий в размере ста тысяч рублей. Специальные общественные комиссии по поданным документам определяют этих 180 педагогов.

В целом, решая вопросы нормальных условий работы педагогов, решая вопросы заработной платы и поддерживая учителей, в том числе и через конкурсы, мы со своей стороны добиваемся среди прочего, чтобы изменилась ситуация со статусом профессии, чтобы вырос престиж учительства и в него пришла молодежь.

— Владимир Викторович, каковы перспективы привлечения в образование новых кадров? Что делается, чтобы молодых педагогов у нас становилось больше?

— Уже несколько лет мы, и департамент образования области, и главы районов, решаем вопросы, связанные с трудоустройством молодых специалистов. Ищем разные пути решения жилищного вопроса, стали выплачивать «подъемные» тем, кто сегодня после вуза едет в село. Причем не только тем, кто заканчивает обучение по губернаторскому набору, но стараемся комплексно помогать и всем остальным.

Внимательное отношение к рассмотрению социальных вопросов привлечет, думаем, в школу и мужчин, о необходимости которых мы уже говорили. Ведь если посмотреть на наш педуниверситет, то там не так мало парней учится. Другой вопрос, что сегодня далеко не все из них доходят до школы.

Все это вместе должно привести к тому, чтобы школа пополнилась молодыми кадрами. Тем более что новая система оплаты труда позволит молодому, но активному педагогу получать заработную плату не на том уровне, с которого приходилось начинать всем молодым учителям.

— А если говорить о кадровых задачах на ближайшее будущее в целом? Каковы они?

— Если вести речь о вакансиях по предметам, то кадрового голода мы не испытываем. Вакансии, разумеется, на начало года всегда есть, потому что, например, кто-то уходит на пенсию — вот и появляется вакансия. И тут же снова возвращаемся к вопросу молодых кадров. Если кто-то уходит на пенсию, ему должна быть замена — молодой специалист, для которого надо создать условия, привлекающие его в профессию. Но ведь стоит упомянуть, что в некоторых районах есть даже противоположная проблема — приезжающим молодым педагогам некуда устроиться — все занято!

Поэтому, говоря о кадровой политике, мы вновь приходим к одной из главнейших задач — изменению соотношения возрастной структуры педагогов. Это очень важно. Разумеется, речь не идет о том, что, мол, давайте всех учителей предпенсионного возраста отправим на пенсию. Конечно, нет. Но возрастная структура должна быть сбалансирована — нужно обеспечить приход молодых специалистов, чтобы их доля была, скажем, 20 процентов от общего числа учителей. А у нас сейчас перекос, который и надо выправлять.

Разумеется, переход на новую систему оплаты труда, который сейчас осуществляется, нацелен на то, чтобы учителю платить именно за качество работы. А качество, кроме всего, это и повышение квалификации педагогов, которое должно стать постоянным, если можно так сказать, мобильным. Чтобы учитель не так, как раньше, — раз в пять лет слушал лекции, а чтобы регулярно, накапливая знания, повышал свой уровень. Новые семинары, новые подходы, участие в конференциях, мастер-классы, благодаря которым педагог овладевал бы новыми способами преподавания, новыми методиками, подходами.

— Владимир Викторович, что вам хочется пожелать педагогам в их праздник — День учителя?

Пожелание традиционное. Хочется, чтобы педагогу было комфортно. В школе, в детском садике, в учреждении дополнительного образования — неважно. Чтобы он чувствовал, что это его дело, что он попал именно туда, куда хотел, — вот она, работа с детьми, и другой ему просто не надо! Чтобы учитель не задумывался об условиях работы — они должны быть хорошими, достойными. И с точки зрения зарплаты, и с точки зрения бытовых условий, и всего остального.

Вот тогда действительно можно будет говорить, что у учителя есть возможность для творчества, что этот учитель пришел в школу по желанию, по призванию.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: