Новосибирск 2.7 °C

«Забота об учителе — приоритет постоянный»

04.10.2007 00:00:00
«Забота об учителе — приоритет постоянный»
Проблемы образования, учительского сообщества — одно из приоритетных направлений работы областной исполнительной власти вот уже на протяжении восьми лет. И хотя жизнь не стоит на месте, значение роли учителя в жизни общества и каждого конкретного человека, судя по всему, не уменьшается, а растет. Из чего следует: и у областной администрации «образовательные приоритеты» стали величиной постоянной... Об этом накануне праздника — наш разговор с вице-губернатором Андреем Григорьевичем ФИЛИЧЕВЫМ.



— Андрей Григорьевич, накануне и в День учителя мы вспоминаем своих первых учителей, наставников, в той или иной мере повлиявших на наше самоопределение, взросление, а порой и судьбу... Как вы считаете, на самом деле хороший учитель способен нацелить ученика в его личностном росте на долгие годы? У вас были такие учителя?

— Без сомнения, роль учителя в воспитании, в образовании, она уникальная. Особенно роль наших российских учителей, которые традиционно отдают себя полностью делу и детям. Я изучал опыт других стран в образовании: все-таки там фигура учителя — это фигура «почасовика», который в основном «отрабатывает часы» и судьбой ребенка не занимается. У нас учитель неравнодушен ко всему, что происходит с детьми. И не только классный руководитель, но и тот, кто ведет специальные предметы. Есть, конечно, исключения, но я говорю о традиционном российском подходе к образованию и воспитанию. Наши учителя большие психологи. Они сами интеллигенты, и стараются по возможности привить это качество ученикам.

Ну и, как правило, наш учитель своим зорким взглядом видит: кому предопределено гуманитарное будущее, кому ближе точные науки, кто лирик, кто физик. То есть может оказать влияние на основное в жизни человека — выбор профессии. У меня тоже был такой учитель. И, в общем-то, она определила мою любовь к математике, дальше — к алгебре и математическому анализу. Это Анна Ивановна Исаева, учитель математики средней школы № 4 города Черепаново. Это была достаточно требовательная и справедливая учительница, которая дала мне самое главное: возможность получить отличное знание математики. Во многом из-за того, что учителем мне был привит интерес и желание получать дополнительные знания сверх школьной программы. С этим интересом и желанием я закончил и школу, и институт. Ну а для формирования интересов, так сказать, огранки личности сюда органично прибавились шахматы, умение перемножать в уме двузначные числа, еще какие-то вещи... И это только внешнее — на самом деле Анна Ивановна мне очень много, конечно, дала. И всегда для меня служила образцом учителя. И как преподаватель, прекрасно владеющий предметом, и как педагог. Я на всю жизнь запомнил, когда она говорила в восьмом классе, что «часы может носить только Филичев». Подразумевалось, что он хорошо работает на уроке и может себе позволить узнать точное время...

— Сейчас мир усложнился. Как вы считаете, наши учителя по-прежнему могут разобраться во всех хитросплетениях устремлений современного ребенка? Я имею в виду хотя бы сложные влияния на него интернет-технологий, огромного массива другой информации...

— Достаточно уверенно могу сказать: наши педагоги сегодня не отстают от этого буквально начиненного разнообразной информацией мира. Да, в образовательном пространстве области начинали мы с одного компьютера на бесконечное количество детей, в начале нового, XXI, столетия статистика тоже была неутешительная... Однако теперь мы приблизились к совершенно иному качественному уровню — один компьютер на 20 учеников. Это очень хорошая цифра — в России одна из лучших. У нас в каждой школе интернет. И это потребовало большой самоотдачи учителей и иного подхода к своей профессии. У нас предметники, не только учителя информатики в компьютерном классе, должны вести уроки, допустим, преподавать историю, алгебру, геометрию с применением самых новых достижений информационных технологий, так называемая медиатека это позволяет. У нас в области хорошо развита областная информационная образовательная сеть. Поэтому, конечно, и требования увеличиваются. Среди пользователей — очень высокий процент учеников. Естественно, и учителя на должном уровне обучены. Им в помощь большая, теперь уже семилетняя программа в областном центре информационных технологий и в институте повышения квалификации педагогов, а также в районных ресурсных центрах и базовых школах. То есть, обучив одного учителя, мы постарались, чтобы он в свою очередь обучил коллег применению в их работе информационных технологий.

Теперь уже компьютеры, мультимедиакомплекс, интерактивные доски — это все полноправно вошло в нашу жизнь. И в таком поступательном продвижении информационных технологий в школу надо отдать должное самим учителям. Коллектив каждой школы, разработав программу и участвуя в конкурсе на получение грантов, обязательно прописывает улучшение технической и методической оснащенности учебно-воспитательного процесса.

— Администрацией области, судя по отзывам педагогов, немало сделано для улучшения их социального самочувствия, укрепления профессионального статуса. То есть можно сказать, что сегодня годы учительских финансовых затруднений позади?

— В общем-то, да. Но, как говорится, зарплаты много не бывает. Вот почему мы сейчас усиленно работаем в русле эксперимента модернизации системы образования области — это позволит в конечном счете увеличить и финансовую обеспеченность учителей. Так как почти ежегодно мы будем прирастать бюджетом на образование не меньше 20 процентов совокупного бюджета. Уже сейчас совершенно другие реалии, мы надеемся, даст подушевое финансирование, от которого даже малокомплектные школы не пострадают, потому что они выделены в отдельную группу — на недавней сессии облсовета первое чтение прошли два закона, этот порядок обеспечивающие. Что касается увеличения заработной платы: сейчас фонд оплаты труда повышен на 15 процентов и установлен минимум — 2 400 рублей для младшего обслуживающего персонала, работающего в бюджетной сфере.

Основная наша задача сегодня — это увеличение заработной платы и оптимизация расходов внутри каждой школы. А именно подушевое финансирование дает возможность каждой школе распределять средства согласно решению совета школы — представителей администрации, педагогического коллектива, родительской общественности. Если раньше надтарифный фонд распределял директор школы, то теперь непосредственно совет школы будет распределять — где гарантированная заработная плата, где возможность дополнительного заработка. Все это есть в документах. И мы сейчас методически много работаем для обучения руководителей образовательных учреждений и педагогов. Кстати, экспертная группа по проведению модернизации образовательной системы, проводившая накануне съезда работников образования семинары в Новосибирске, отметила, что у нас достаточно высокий уровень информированности педагогической общественности о процессах, которые происходят в сфере образования.

Но тем не менее у нас всегда доступны и «горячие телефоны» департамента образования, и сайты работают: чтобы любой педагог мог при необходимости ответ на интересующий вопрос по изменению системы оплаты труда получить. И, разумеется, районные управления — а сегодня около 60 процентов учреждений отрасли участвуют в эксперименте —работают с областью в единой команде. То есть подобную разъяснительную работу по первому требованию и в текущем режиме тоже ведут. 1 января 2008 года мы перейдем на новую систему оплаты труда — с заложенными увеличенными средствами бюджета образования. Причем губернатор принял решение выделить на это в два раза больше средств, чем выделяет федеральный центр. Но этого все равно мало, и что бы мы ни говорили, сегодня требование жизни — увеличивать учительскую зарплату не на проценты, а в разы. Поэтому придется еще очень много поработать в этом направлении. Разумеется, совместно с самими учителями. С учетом прироста финансовой составляющей федерального центра мы с каждым годом намерены прибавлять не менее двадцати процентов.

— А как поощряются лучшие из лучших?

— Традиционно к Дню учителя, начиная с 2001 года, у нас 100 лучших педагогов области получают премию — 5 000 рублей, в этом году она составит 30 000 рублей.

— В чем вы видите перспективу работы областных властных структур в этой сфере?

— Перспектива у нас одна. Чтобы лучше жилось педагогическому сообществу. А значит, ученики наши были грамотнее, еще интереснее им было в школе, чтобы сами школы были благоустроенней, с современными спортивными площадками и спортивными залами, чтобы развивалась структура дополнительного образования. Чтобы полноценного достойного гражданина мы могли воспитать непосредственно в школе.

— Наши школы уже на подходе к этому образцу и готовы к данной миссии?

— Школы бывают разные. Все зависит от внутреннего духа, который присутствует в школе, от администрации школы, настроя родительской общественности. Кстати, родители все больше и больше помогают школе, но и тут есть перспектива. Поэтому родителей тоже приглашаем к сотрудничеству. Благосостояние населения повышается, и такая возможность появилась. Кстати, чтобы прекратить этот вечный спор «вроде мы и так много денег сдаем» (а кто и вовсе называет помощь поборами), мы специально для родителей рекомендовали рассмотреть полную смету содержания ученика в каждой школе. И что получилось? Не более 1-3 процентов от этой суммы на содержание ребенка затрачивают сами родители. Да, сегодня в образовании мы имеем самый большой отраслевой бюджет, и, разумеется, это не только заработная плата, но и проведение капитальных, текущих ремонтов, содержание здания, коммунальные расходы. То есть смета содержания образовательных учреждений области выглядит довольно внушительно. А как иначе? Мы должны самое главное, гарантированное Конституцией, теперь уже согласно закону, всеобщее среднее образование обеспечить каждому ребенку. И должны сделать его общедоступным. А первоклассников у нас наконец-то стало больше, чем выпускников. Нынче уже ребятишки 2001, 2002 года рождения пошли учиться. Увеличение рождаемости началось, и это радует и нас, и учителей. И наша задача теперь — изменения, подобные прошедшим в развитии образования области за последние восемь лет, проходить — и по темпам, и по финансовому обеспечению за один-два года.

— Андрей Григорьевич, а как выглядит педагогическое сообщество Новосибирской области, так сказать, на фоне других территорий России?

— Педагоги Новосибирской области — одни из лучших, и это признано: фактически по всем показателям мы входим в десятку лучших регионов России в развитии образования. И всегда подчеркивается, что, во-первых, приоритеты наши — их в начале года обозначил губернатор, — образование и наука — это приоритеты не на словах: они финансово подкреплены значительной составляющей бюджета области. Звание нашего учительства как лидера отрасли признано и министром образования и науки Фурсенко. Он был в этом году у нас уже трижды и говорил, что научно-образовательный комплекс области очень сильный. Причем повсеместно. Не только в Новосибирске: у нас есть традиционно хорошие и школы, и педагогические традиции практически во всех районах области. И мы очень благодарны нашим педагогам — педагогам-ветеранам, которые закладывали эти традиции, а также среднему и молодому поколениям учителей, которые не только не дают им угаснуть, но и вносят свой творческий вклад в их развитие в педагогическую науку и практику.

Интервью вела Татьяна ШИПИЛОВА. Фото Бориса МОСКВИНА.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: