Новосибирск 5 °C

Честь и слава поколению созидателей!

11.10.2007 00:00:00
Честь и слава поколению созидателей!
«Уважаемые ровесники, коллеги, гости, руководители всех уровней и рангов, сегодня в этом зале присутствуют представители той великой эпохи, того поколения, которое прошло путь от сохи до полета в космос, от маленьких паровозиков до современной техники, которой управляют наши дети и внуки, работающие сегодня на железной дороге. Пусть это, может быть, не скромно, но возраст мне позволяет адресовать именно вам слова знаменитой песни: «Поклонимся великим тем годам!» Поклонимся, друзья! Поклонимся всем: и мертвым, и живым. Наше время, что бы о нем ни говорили сегодня, как бы ни критиковали, никогда не забудется Россией. Оно останется символом созидания на многие времена», — эти слова Петра Филипповича Мысика, председателя совета ветеранов Западно-Сибирской железной дороги, как нельзя точно отразили суть события, состоявшегося в минувшую субботу в Томске.



Это была традиционная встреча начальника Западно-Сибирской магистрали с ветеранами, приуроченная к декаде пожилых людей. Заслужившие почет и славу своим многолетним трудом, бывшие работники магистрали на специальном поезде прибыли в Томск из разных уголков Западной Сибири. Пятидесятитысячный отряд ветеранов-железнодорожников представляли около двухсот его делегатов, среди которых были фронтовики, отмеченные высокими наградами Родины, как Герой Советского Союза Николай Петрович Леончиков, почетные железнодорожники, почетные ветераны ЗСЖД. Они встретились, чтобы вновь почувствовать себя монолитом, единой силой, спаянной любовью к своей профессии и особым, самоотверженным отношением к труду, к тем задачам, которые перед ними ставили Родина и отрасль, и ставят сейчас, поскольку среди ветеранов немало тех, кто и сегодня «на посту»: ведут активную общественную работу в комиссиях по безопасности на железнодорожном транспорте, трудятся в советах ветеранов, делясь душевным теплом со своими коллегами, нуждающимися в помощи и опеке.

Томск встретил нас прохладной погодой. Легкий ветерок лез за воротник. Но ни он, ни редкие холодные капли не могли подпортить праздничного настроения улыбающимся людям, вышедшим на перрон Томска-первого. Горожане, по случаю субботнего дня спешившие на дачи, с нескрываемым интересом и уважением смотрели на статных, убеленных сединами, но не согнувшихся под грузом лет и забот ветеранов, грудь которых украшали трудовые и боевые награды.

— Мы рады приветствовать замечательных людей, тружеников, чей ум, чья трудовая доблесть создавали славу Западно-Сибирской железной дороги. Мы покажем вам красивейший город, поднимем тост за ваше здоровье. И, думаю, что полученные в этот день впечатления дадут вам такой заряд бодрости, такую силу духа, которая позволит вам и дальше быть в строю, чтобы ровно через год собраться в том же составе уже на другом отделении дороги, — сказал, встречая дорогих гостей, начальник Кузбасского отделения ЗСЖД Александр Фомичов. Действительно, отмечать праздник в разных сибирских городах становится доброй традицией на Западно-Сибирской дороге. Таким образом, встреча коллег, которым есть что обсудить и что вспомнить, превращается в красивое путешествие, дарящее массу эмоций и впечатлений. Тем, кого судьба не раз перебрасывала с одного участка работы на другой, выпадает шанс вновь, спустя годы, побывать в тех местах, где он начинал свой трудовой путь, встретиться с соратниками и друзьями.

Когда делегация вышла из красивого вокзала станции Томск-1, маленького (по сравнению с новосибирским), но очень изящного и уютного, воздушный купол по-прежнему был укрыт серым пологом. Город за окнами автобусов словно еще подремывал в ожидании тепла и солнца. И даже томский Чехов, стоя на набережной и поблескивая натертым золотистым носом, хмуро поглядывал на безнадежно пасмурное небо. Но все же после обеда, как и обещал губернатор Виктор Кресс, радушно принявший заслуженных железнодорожников на томской земле, мощные лучи пробьют вязкую серую завесу и раскрасят город, отразившись в куполах старинных церквей и зайчиками разбежавшись по еще недавно мокрому асфальту. Хорошо, когда наши желания сбываются. Хорошо, когда власть выполняет свои обещания. Даже относительно погоды.

Надежды Томска связаны с СевСибом
Что касается отношений между администрацией Томской области и Западно-Сибирской магистралью, то они, по словам Виктора Кресса, очень хорошо складывались всегда и имеют отличную перспективу. Обращаясь к гостям, собравшимся на торжественное заседание в большом зале Томской государственной филармонии, Виктор Мельхиорович сказал:

— Я хочу от имени всех жителей области поприветствовать вас на томской земле. Хочу рассказать о том, как живет наш регион, как он развивается, в том числе и благодаря железной дороге. Мы вместе со всей страной выживали в перестройку, затем был период стабилизации, и теперь настала фаза развития. Валовой региональный продукт за последние шесть лет возрос в пять раз. Мы одними из первых в стране приняли стратегию развития области до 2020 года. На ее основе была разработана пятилетняя программа, включающая десять «золотых проектов» Томской области, которые должны явиться серьезным стимулом для развития, прежде всего экономики, а на ее основе и социальной сферы. Главное — это повышение уровня жизни всех жителей Томской области, и в первую очередь людей старшего возраста.

«Золотые проекты» томичей в первую очередь связаны с природными богатствами. Здесь с девяносто шестого года добывают нефть, и с девяносто девятого — газ. Также имеются запасы золота и известняка, разработка которого вот-вот начнется — проект по началу строительства крупного цементного производства завершающей стадии. Но самое главное — вся область находится на пятидесятиметровом массиве железной руды. Уже три года ведется работа по созданию инвестиционного проекта по началу добычи, а дальше и переработки железной руды на территории Томской области.

«Этот проект без железной дороги реализовать невозможно, — сказал Виктор Кресс. — Также нас очень радует тот факт, что уже не простые разговоры ведутся на федеральном уровне, а скоро, видимо, будет принято проектное решение о строительстве Северо-Сибирской железной дороги. Пока в нашей области только «отросток» железной дороги, но это не значит, что ее значимость для нашего региона меньше, чем для соседей, Новосибирской области или Кузбасса. У нас на гербе изображена вздыбленная лошадь — это напоминание о тех временах, когда главным занятием Томской губернии был извоз. Была бы моя воля, я бы сейчас вместо лошади поместил локомотив», — пошутил губернатор. Но шутка прозвучала серьезно. Томичи, действительно, очень рассчитывают на то, что СевСиб решит многие транспортные проблемы региона.

Накануне праздника для ветеранов дороги в Томске состоялось подписание очередного соглашения между руководством ЗСЖД и администрацией области о сотрудничестве, в этот раз — на трехлетний срок. Заключение договора совпало со значимой датой — празднованием 30-летия с начала эксплуатации линии Асино — Белый Яр.

Виктор Кресс очень высоко отозвался о традиции железнодорожников в эти первые дни октября встречаться с людьми старшего поколения, чтобы поклониться им и сказать слова благодарности. «Этот пример стоит того, чтобы ему следовали другие структуры отрасли. К сожалению, у нас немало таких предприятий, где забывают о своих ветеранах, о своих корнях, о своей истории. Тот, кто забывает о прошлом, у того нет будущего. Поэтому я благодарю Александра Витальевича Целько за заботу о ветеранах-железнодорожниках, проживающих в Томской области. Мы стараемся постоянно быть в контакте с председателями ветеранских организаций, совместно решать многие вопросы, без этого никак нельзя», — сказал Виктор Мельхиорович.

Громадье планов
О том, какие задачи сейчас стоят перед магистралью и какое место в ее планах занимают социальные проекты, ветеранам и гостям праздника рассказал начальник Западно-Сибирской железной дороги Александр Витальевич Целько.

Он, в частности, отметил, что компания не только не растеряла всего положительного, что было накоплено старшим поколением, но и наполнила новым содержанием, что в свою очередь позволило обеспечить надежное транспортное обслуживание экономики и населения страны. В том числе: добиваться устойчивой положительной динамики, выполнения объемных и качественных показателей, сохранив значительную часть социальных функций. Железные дороги страны постоянно идут вперед.

— Об этом свидетельствует тот факт, что компания готова планировать свое развитие на много лет вперед. В этом году разработан и принят в первом варианте проект стратегии развития железнодорожного транспорта Российской Федерации на период до 2030 года. Анализируя этот документ, можно увидеть заметные перспективы улучшения транспортного обслуживания Сибирского региона. Проектом предусмотрено, что железная дорога придет в два субъекта РФ — Республику Алтай (это социально значимая линия Бийск — Горно-Алтайск) и Республику Тыва (грузообразующая линия Кызыл —Курагино). Еще семь грузообразующих линий позволят осуществить обслуживание месторождения ценных полезных ископаемых. Северо-Сибирская магистраль пройдет через станцию Белый Яр. И это будет не только технологическая линия, но и основа для развития транспортного обслуживания севера Томской области и нижнего Приангарья. Главная задача стратегии — формирование устойчивой доступной транспортной системы как инфраструктурного базиса для обеспечения транспортной целостности, независимости и обороноспособности страны.

Обращаясь к ветеранам, Александр Витальевич подчеркнул, что у дороги есть давние традиции ставить перед собой самые сложные задачи, трудиться с полной отдачей, добиваясь их решения. «Это ваше наследие, дорогие ветераны, оно позволяет нам с оптимизмом смотреть в будущее», — сказал он.

Начальник дороги рассказал об успехах ЗСЖД в 2006 году, когда наша магистраль победила в сетевом соревновании, а также о непростой ситуации этого года. По словам Александра Целько, планку удалось удержать на высоте в течение четырех первых месяцев, а с апреля начались проблемы. По объективным и субъективным причинам. В частности, сказалась нестабильная работа наших западных соседей — Свердловской и Южно-Уральской железных дорог. Тем не менее по итогам девяти месяцев работы ЗСЖД отправила 192 миллиона тонн грузов, что выше плана и уровня прошлого года. Дорога выполнила план грузооборота, прибавив семь процентов к прошлому году. И, даже несмотря на снижение некоторых качественных показателей, не уступила лидирующих позиций в сетевом соревновании по участковой скорости, по производительности локомотива, по себестоимости перевозок, по производительности труда и другим показателям.

— Во всех больших и малых делах, которые делаются на дороге, мы считаем себя продолжателями ваших трудовых традиций. Проходят годы, но не забыт героический труд воинов Отечественной и тружеников тыла, вынесших героическое испытание фронтовым огнем и тяжелой работой в тылу на благо Отечества. Разрешите от имени всех ваших учеников и от себя лично выразить признательность за все, что вы сделали, мы будем всегда хранить в своих сердцах теплые чувства к нашим наставникам, помогавшим нам делать первые шаги на производстве. Примите искреннюю благодарность за ваш вклад в успех коллектива дороги, за ваши добрые советы, за ваш самоотверженный труд, создавший мощную базу для дальнейшего развития магистрали. Мы смогли достичь успеха во многом благодаря опыту и традициям, наработанным вами, уважаемые ветераны. Наша забота о вас год от года будет только прибавляться — это принципиальная линия, которая является для нас делом чести. Желаю вам крепкого сибирского здоровья, радостного настроения, бодрости духа на долгие годы. С праздником! — таким горячим приветствием закончил начальник дороги свою речь.

Как живешь, ветеран?
О том, как живет сегодня многотысячная армия ветеранов дороги, что тревожит ее, какие заботы одолевают, в своем выступлении рассказал почетный железнодорожник, почетный ветеран Западно-Сибирской магистрали, председатель совета ветеранов войны и труда ЗСЖД Петр Филиппович Мысик. Он особо отметил активную жизненную позицию многих своих коллег, их душевную неуспокоенность, способность и сегодня, несмотря на годы, радеть за общее дело. Слов похвалы удостоились общественники, умеющие, по словам Петра Филипповича, хорошо работать с людьми, в частности председатели узловых советов ветеранов: Виктор Николаевич Рыжих (Чулымская), Светлана Александровна Васильева (Иссиль- Куль), Владимир Яковлевич Львов (Барабинск), Николай Васильевич Борзов (Карасук) и многие другие.

Как яркий пример прозвучала информация о работе Валентины Ионовны Терентьевой (о ней в прошлом году был опубликован очерк в нашей газете). Эта активная и энергичная женщина не только руководит первичной ветеранской организацией, но еще и возглавляет ТОС в одном микрорайоне на Инской. И даже благодаря своей кипучей деятельности удостоилась гранта от мэрии в сто тысяч рублей.

— Ветераны-железнодорожники не могут быть оторваны от своих родных коллективов, — сказал Петр Филиппович Мысик. — Они принимают активное участие в жизни своих предприятий, искренне радуются вместе со всеми достигнутыми успехами и также искренне огорчаются при обнаружении нарушений и недостатков в содержании технических средств, угрожающих безопасности движения, жизни и здоровью работающих.

А далее прозвучали цифры. За истекший период 2007 года ветеранами — общественными инспекторами по безопасности движения и охране труда было проведено 2160 проверок, встреч в коллективах околотков, бригад, цехов и индивидуальных бесед. Обнаружено почти 9 тысяч нарушений технологии работ по ремонту и содержанию технических средств, а также соблюдению правил технической эксплуатации и правил охраны труда.

Говоря о заслугах ветеранских организаций, П.Ф. Мысик высоко оценил опыт Новокузнецого подотдела, где ведется целенаправленная работа по изучению условий быта ветеранов. Выявляют обездоленных, одиноких, тех, кто оказался на старости лет в неблагополучных семьях, при кровных детях и внуках. Увы, и такая ситуация, когда «молодая поросль», одурманенная наркотиками или алкоголем, отнимает пенсии у своих родителей, не редкость, а потому старики нуждаются в защите. Омская и Калачинская дистанции пути отлично ведут работу по заготовке овощей и дров на зиму для пенсионеров. В Беловской ветеранской организации хорошо поставлено оздоровление. На Алтайском отделении отлично работает военно-патриотическая комиссия, которую возглавляет бывший заместитель начальника отделения Иван Ануфриевич Чернов.

Словом, всех успехов и всех «героев дня» не перечесть. Но Петр Филиппович говорил не только об успехах, но и о проблемах. Главная из них — как помочь ветеранам, которые теперь относятся к выделившимся в ходе реформирования ОАО «РЖД» предприятиям и компаниям, и нередко сталкиваются с трудностями.

Люди, еще недавно бывшие в одном совете ветеранов, оказываются в разных структурах. А это означает и разное отношение руководства к социальным вопросам, и разный уровень гарантии. У некоторых структур руководящие организации находятся в Москве и, увы, «не слышат» голоса с мест. Кое-где даже не приняты коллективные договоры. Либо в бизнес-планах не предусмотрены средства на решение социальных вопросов. Как отметил П.Ф.Мысик, в связи со всем вышесказанным, начальник дороги дважды проводил совещания координационного совета, на которые были приглашены председатели советов ветеранов отделений дороги, руководители всех структур, в том числе вышедших из состава ЗСЖД и акционерного общества, а также тех, что подлежат реформированию в ближайшее время. В итоге был составлен протокол с конкретными рекомендациями, который подписали все участники совещания. Правда, на сегодняшний день не все выполняют взятые на себя обязательства. Говоря о взаимопонимании в этом вопросе с руководством и дорожным комитетом профсоюза, Петр Филиппович поблагодарил Александра Витальевича Целько и Александра Михайловича Кужелева за поддержку.

Чуть позже Александр Михайлович Кужелев расскажет, что не так давно в Москве было создано объединение работодателей, куда входят многие дочерние компании ОАО«РЖД» и куда постепенно они войдут все. Это объединение может заключать единое тарифное соглашение, которое будет являться обязательным для всех предприятий и структур. Тогда не будет «ущербных» коллективных договоров, так как коллективный договор, согласно законодательству, может дать льготы шире, чем в тарифном соглашении, а меньше — ни-ни. Также председатель дорпрофсожа заметит: «Первого октября исполнилось четыре года с того момента, как железные дороги России вступили на путь реформирования. За эти годы произошло много структурных изменений, технологии постоянно развиваются и идут вперед. Неизменным остается одно — отношение руководства Западно-Сибирской магистрали, территориального комитета профсоюза к вам, ветеранам, которое было чутким и трепетным, таковым и осталось. И свидетельство тому уже то, что наш коллективный договор в рамках МПС всегда был лучшим по насыщенности, по объему социальных гарантий, по выполняемости. Таковым он остался и в рамках компании. Хотя возможности, подчеркиваю, уже другие. Он и сегодня у нас лучше, чем на других дорогах».

Петр Филиппович Мысик, как и начальник дороги, и губернатор Томской области Виктор Кресс, искренними, идущими из сердца словами поздравил ветеранов с их замечательным праздником.

— Дорогие активисты ветеранского движения, без нашей с вами работы старики-пенсионеры были бы еще более обездолены. Низкий вам поклон. Всех человеческих радостей, счастья и здоровья! — сказал он.

А затем состоялась торжественная часть праздника, когда на сцену один за другим поднимались заслуженные люди, чтобы получить из рук Виктора Кресса и Александра Целько высокие награды. Пятьдесят ветеранов дороги в этот день удостоились звания «Почетный ветеран Западно-Сибирской магистрали».

Красоты старинного Томска
Отправившись на экскурсию по городу, ветераны первым делом, как требует сердце, посетили воинский мемориал в Лагерном саду, что на берегу красавицы Томи. Почтив память павших героев скорбным молчанием, сибиряки возложили цветы к подножию монумента и постояли у Вечного огня.

А затем состоялось знакомство с городом. Три года назад отметивший свое четырехсотлетие, Томск, сумевший под эту дату не только «подтянуть», по словам губернатора, федеральные ресурсы, но и «раскачать» собственных предпринимателей, по-настоящему хорош. Мы проехали и старинными, и современными улочками. Надо заметить, и те, и другие очаровательны. Потому что местная власть ревниво следит за тем, чтобы не нарушались исторически сложившийся архитектурный облик города и его особая аура.

Настоящий храм науки — Томский государственный университет — принял гостей со всей возможной торжественностью. Прославленная на весь мир университетская капелла исполнила старинный студенческий гимн Гаудеамус и несколько классических произведений. Действо проходило в отреставрированном по старинным образцам помещении, где раньше, при открытии университета, располагалась удивительная по красоте и по акустике часовня. В том же классическом стиле выполнена и соседняя аудитория — небольшой актовый зал, помнящий голоса знаменитых профессоров разных лет и уже веков. А из высоких персон нашего времени — Владимира Путина и Ангелу Меркель.

Красочно, с использованием слайдов и с привлечением богатейшего исторического материала гостям рассказали об истории этого легендарного вуза.

Первый в азиатской части страны Томский университет по праву считается старейшим. Основанный в 1878 году, он открылся спустя десять лет и стал настоящей кузницей научных кадров для всего Зауралья. Именно в его «недрах» возник технологический институт (в будущем — знаменитый томский политех). Профессура преподавала и там, и там. Именно в технологическом институте, когда наша страна заговорила о строительстве Транссибирской железной дороги, грандиознейшем проекте конца девятнадцатого века, который сравнивали по значимости с открытием Колумбом Америки и строительством Суэцкого канала, стали готовить будущих инженеров железнодорожного транспорта. Именно отсюда берут истоки оба сибирских железнодорожных вуза. ТОМИИТ — ОМИИТ и НИВИТ-НИИЖТ- СГУПС.

К вечеру, когда празднование продолжилось концертом и общением в неформальной обстановке, выпускники ТОМИИТа, успевшие получить дипломы именно в Томске (до того, как вуз перевели в Омск), обнялись по-братски и даже исполнили песню о томском студенчестве. В эти минуты на лицах многих можно было видеть тихие, задумчивые улыбки. Каждый вспоминал свою юность, первые шаги в профессии, а может, и первую любовь.

Так завершился замечательный праздник, организованный для ветеранов руководством Западно-Сибирской железной дороги, ее Кузбасского отделения и администрации Томской области. Возвращаясь домой, новосибирцы, алтайцы, кузбассцы говорили о том, как это здорово — встретить старых друзей, поднять чарку в кругу коллег и сказать друг другу: «Спасибо!»

А я, глядя на без устали танцующих, прекрасно поющих и всегда готовых на шутку ответить шуткой ветеранов, подумала, что то поколение, о котором так прекрасно сказал Петр Филиппович Мысик, умеет не только умело и красиво работать, но и красиво отдыхать. Они открыты и щедры душой. Потому готовы делиться со всеми своим радушием, жизнелюбием, неистощимым оптимизмом. Счастья им хочется пожелать и по-настоящему крепкого здоровья.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: