Новосибирск 10.4 °C

Дефицит нам не нужен!

12.10.2007 00:00:00
Дефицит нам не нужен!
На днях процедуру общественных слушаний перед принятием в первом чтении прошел проект закона «Об областном бюджете Новосибирской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов». Заседание проходило в большом зале областного Совета депутатов при участии первого вице-губернатора области Василия Юрченко, депутатов облсовета, глав районных администраций и некоторых муниципальных образований, представителей общественных организаций и СМИ.



Во вступительном слове Юрченко вкратце охарактеризовал основные параметры предлагаемого проекта. Главными его достоинствами он назвал тенденцию к росту собственных доходов (к 2010-му собственные средства достигнут 80 процентов от доходной части бюджета), а также снижение внутреннего государственного долга. Подчеркивалось и то, что в ближайшие три года будут значительно увеличены расходы на капитальное строительство и дорожное хозяйство, инновационную политику, привлечение инвестиций.

Выступивший вслед за вице-губернатором главный финансист области Леонид Горнин сделал обстоятельный и подробнейший доклад, буквально разложив весь трехлетний бюджет «по полочкам».

Согласно проекту доходы бюджета в 2008 году прирастут почти на 17 процентов и составят 58,419 млрд рублей (против нынешних 49,963 млрд). В 2009 году доходы уже планируются на уровне 65,565 млрд, в 2010 — 74,234 млрд.

Главными налоговыми источниками по-прежнему будут являться налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизные сборы. По каждому из них также запланирован соответствующий рост.
Расходная часть бюджета в 2008 году прирастет с 50,914 млрд до 58,419, затем, в 2009-м — до 65,565 и в 2010 — до 74, 234 млрд. Как видим, дефицита в бюджете не заложено.

Зато заложены три повышения заработной платы работникам бюджетной сферы: с 1 сентября 2008 — на 7 процентов, с 1 августа 2009 — на 6,8 процента и с 1 января 2010 года — на 6,5 процента. Сразу стоит отметить, что в процессе обсуждения проекта эти цифры стали объектом для жесткой критики. Действительно, подобные темпы роста зарплаты бюджетников не покроют даже официальную инфляцию. Были внесены предложения, согласно которым повышения должны быть на уровне 15 — 20 процентов.

Хотя в целом бюджет заявляется как социально ориентированный. Так, с 1 января 2008 года будут в два раза увеличены детские пособия, а сумма социальных выплат различным категориям граждан вырастет с 7,566 млрд рублей до 8,515 и затем — до 9,237 и 9,958 млрд в 2009 и 2010, соответственно. Увеличены будут и расходы на образование, медицину, культуру и спорт.

Как и говорил Василий Юрченко, в проекте заложены весьма впечатляющие темпы роста финансирования строительной отрасли. Так, расходы на развитие дорог вырастут в 2008 году до уровня 4,044 млрд рублей (на 40 процентов), затем еще на 138,4 процента — до 5,6 млрд, и в 2010 еще на 126,1 процента — до 7,066 млрд. Расходы по капитальному строительству в ближайшие три года составят 4,02, 4,883 и 5,883 млрд рублей соответственно.

Особое внимание в докладе было уделено вопросам внутреннего долга. Собственно, в этой части бюджет ориентирован на выполнение задачи, поставленной губернатором, — планомерному сведению госдолга к нулю. Напомним, что сейчас область должна 7,66 млрд рублей. В 2008 году долг уменьшится до 6,76 млрд, снижение будет наблюдаться и в 2009 — 2010 годы — до уровня 6,748 и 6,73 млрд рублей. Пропорционально будут снижаться и суммы платежей по обслуживанию долговых обязательств — с нынешних 970,665 млн до 761,854 млн в 2010 году.

В заключение Леонид Владимирович подчеркнул, что при рассмотрении бюджета в первом чтении утверждаются лишь его основные параметры — размеры доходной и расходной частей, наличие дефицита.

Кстати, по поводу дефицита были некоторые расхождения во мнениях. Часть депутатов была сторонником того, что главное — запланировать бюджет с учетом всех существующих потребностей, неважно, если он станет дефицитным. Сегодня дефицит не так опасен, как в 90-е, есть куда больше возможностей по привлечению заемных средств.

Однако Василий Юрченко, выражая, по-видимому, общее мнение администрации области, ратует за отсутствие дефицита.

— Конечно, привлечь заемные средства — не проблема, — признает он. — Но платить-то по кредитам все равно придется, и суммы на обслуживание долга выходят немалые. Несколько лет назад мы тратили на погашение кредитов до полутора миллиардов в год. Но все эти годы мы планомерно шли к снижению суммы внутреннего долга и к наращиванию уровня собственных доходов. В идеале область должна вовсе избавиться от долгов, а затем и стать бездотационной.

Большая часть критических замечаний касалась все же не столько доходной части бюджета, сколько расходов вообще и межбюджетных отношений в частности. По большому счету замечания эти были преждевременными, поскольку детальное рассмотрение проекта должно начаться после принятия в первом чтении. Однако главы районов и депутаты районных парламентов не могли не воспользоваться возможностью высказаться о наболевшем.

Понятно, что каждый глава говорил прежде всего о проблемах своего района, своего муниципального образования. Так, согласно предложенному проекту бюджета в Искитиме разрыв между доходами и расходами будет составлять 38 процентов. «Как составлять бюджет при таких условиях — непонятно», — сокрушается глава города Виктор Пфейфер. В Каргате реальный дефицит муниципального бюджета составит около 60 процентов от уровня собственных доходов. Недоумевают и депутаты из Чистоозерного района — почему на них приходится лишь 3 миллиона областных дотаций в год, а, скажем, на Баганский район — уже 20 миллионов. Людям «на местах» непонятна сама методика распределения средств. Каковы критерии? И, конечно, исконно русские вопросы: «Кто виноват?» и «Что делать?».

Конечно, можно было бы сослаться на несовершенство федерального законодательства — главным образом нового закона о местном самоуправлении. Однако это ничего не даст — ведь приходится иметь дело с тем, что есть, и пытаться как-то развиваться при данных «условиях игры». По словам Юрченко, примерно такая же чехарда с распределением средств царит и на федеральном уровне. И тут важно уметь отстаивать свои интересы.

Что же касается мер со стороны обладминистрации, то они принимаются. Существует специальная рабочая группа, в которую входят и депутаты облсовета, и главы администраций. Но межбюджетные отношения — вещь настолько сложная, что формализовать их посредством ограниченного количества показателей почти невозможно. Вот и приходится изыскивать методы по выравниванию бюджетной обеспеченности районов и муниципальных образований.

Положительная динамика в последние годы все же наблюдается. В частности, значительно уменьшился разброс в объемах финансирования для разных районов. Ну а какая картина сложится в этом плане в ближайшие три года — зависит от того, как депутаты поработают над проектом бюджета. Ведь львиная доля всех поправок вносится как раз между первым и вторым чтениями.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: