Новосибирск 10.1 °C

«Чтобы хоть один человек стал счастливее!..»

18.10.2007 00:00:00
«Чтобы хоть один человек стал счастливее!..»
Лучший педагог-психолог России работает в Новосибирской области Актовый зал Дворца культуры и спорта ВДЦ «Орленок» замер в напряженном ожидании. Более трехсот человек устремили свой взгляд на сцену. Исполнительный директор Федерации психологов в образовании Елена Ивановна Метелькова объявляет, что первый в истории профессиональный конкурс «Психолог образования России-2007» завершен и может быть названо имя абсолютного победителя.



Им стала педагог-психолог Кочковской средней общеобразовательной школы Новосибирской области Аида Георгиевна Свеженцева. Зал взорвался аплодисментами.

Ровно три месяца назад Аида Георгиевна стала победителем первого регионального конкурса «Психолог года- 2007». И вот сегодня она представляет нашу Новосибирскую область на всероссийском конкурсе. Сколько сил и профессионального умения потребовалось ей для победы в этом нелегком состязании! Да, наш педагог-психолог из сельской глубинки смогла защитить честь региона, соревнуясь с одиннадцатью коллегами, победителями региональных конкурсов Краснодара, Астрахани, Ярославля, Ханты-Мансийска, Москвы, Сургута и других. Кочковская средняя образовательная школа может гордиться своим психологом.

А начиналось все так…
Многочасовой перелет из заснеженного Новосибирска через Москву в знойный Краснодар. Живописная дорога до ВДЦ «Орленок» затянулась. Буквально через несколько минут миниатюрная и стройная Аида в джинсах и свитере стояла на сцене среди нарядных и уверенных в себе соперниц. Это был первый акт развернувшейся впоследствии драмы борьбы жизненных установок, профессиональных позиций, характеров сильных, волевых, опытных психологов — десяти очаровательных женщин и единственного мужчины.

А впереди ждали новые испытания: самопрезентация, представление опыта работы, открытое занятие, проблемная лекция первой встречи с родителями, публичное обращение к министру образования и науки Российской Федерации, блиц-турнир и мастер-класс. И все это за три дня, без подготовки, без отдыха и сна. За каждым шагом и словом соискателей высокого звания доброжелательно наблюдало авторитетное жюри. Руководила работой жюри основоположник российской психологии образования доктор психологических наук Ирина Владимировна Дубровина. В составе жюри — серьезные все лица: вице-президент Федерации психологов образования России доктор психологических наук Юрий Михайлович Забродин, заместитель начальника отдела воспитания, охраны здоровья, психолого-педагогической поддержки исполнительного образования детей Минобрнауки России Тамара Юрьевна Федотова, главный редактор журнала «Школьный психолог» Игорь Викторович Вачков, представители академической науки из Москвы, Санкт-Петербурга, руководители центров психолого-педагогической и медико-социальной помощи семье и детям.

Члены жюри высоко оценили социальную компетентность, креативность мышления, эмоциональную устойчивость, профессионализм Аиды Георгиевны Свеженцевой и единогласно приняли решение. Вместе с ней в Новосибирскую область возвращаются диплом победителя первого всероссийского конкурса «Психолог образования России-2007», изящная статуэтка «Ника», ноутбук и полная сумка книг.

Работа психолога сродни искусству
Сама победительница представила себя собравшимся на этот психологический фестиваль так:

— Зачем человек приходит в этот мир? Есть ли у него при рождении какое-то особое призвание выполнить именно свою миссию или всё происходит по воле случая?

Для меня поиск решений этих вопросов был достаточно сложным, а порой и мучительным. Тонкие оттенки человеческих чувств, глубина мыслей, неоднозначность поступков интересовали меня с детства. И, наверное, для того, чтобы приобщиться к истокам личности человека и понять её назначение, я и поступила в 1986 году на дошкольный факультет Новосибирского государственного педагогического института. Любимым предметом во время обучения стала психология, лучшими преподавателями — преподаватели психологии. Тогда это был только глубокий интерес, проникнутый огромной благодарностью. Я ещё не знала, что скоро психология прочно и навсегда войдёт в мою жизнь.

А пока меня ждала работа в родных Кочках в должности заведующей детским садом. И здесь я на практике прикоснулась к хрупкому миру детской души, часто одолеваемой совсем не детскими проблемами и переживаниями. Хотелось помочь каждому ребёнку, но не хватало опыта и профессиональных знаний. Да и тревога за собственных детей в нашем сложном, меняющемся мире снова поставила предо мной вопрос о призвании. И всё это решительно заставило меня повернуть жизнь в другую сторону, сменить профессию, и, будучи достаточно взрослым человеком, получить второе высшее образование на спецфакультете психологии Новосибирского государственного университета.

И с 1993 года началась новая профессиональная жизнь — в статусе психолога Кочковской средней общеобразовательной школы, в своей школе, откуда ещё не так давно я ушла выпускницей. Начало профессионального пути было наполнено тревогами и сомнениями, как и у всех, наверное, первых сотен психологов в системе образования в стране. Не хватало диагностических методик и коррекционных программ. Ещё не выходил такой привычный и любимый «Школьный психолог». Не с кем было посоветоваться и даже поплакаться в жилетку по поводу первых неудач — коллеги по профессии появились в районе только через несколько лет. Но огромный интерес к работе и уверенность в правильности выбранного пути не позволили сломаться. Появились уверенность в себе и первые профессиональные успехи: позитивная динамика в развитии учащихся классов компенсирующего обучения, проявлением которой можно считать то, что большинство детей «группы риска» смогли преодолеть свою хроническую неуспешность и найти своё место в жизни. Произошло налаживание деловых и эмоциональных отношений с коллегами, благодаря которому сформирован адекватный подход в обучении и воспитании каждого ученика нашей школы.

Многие мои выпускники применяют свои знания по психологии на практике, став педагогами и психологами. Да и для родителей учащихся небольшой по городским меркам школы (чуть более 400 детей), жителей отдаленного сибирского села, работа психолога стала важной и необходимой.

А ведь быть психологом в сельской школе достаточно сложная и ответственная роль, потому что отношение к твоей личности и отношение к деятельности фактически сливаются в одно. Да к тому же работа практического психолога сродни искусству. Нужно быть готовым в любой момент забыть привычный алгоритм и начать действовать нестандартно.

Идёт время, меняется ситуация в образовании. «Модернизация образования», «инновационные программы» стали для нашей школы не просто модными абстрактными терминами, а реалией жизни. И мне как психологу интересно работать в новой и очень важной функции сопровождения образовательного процесса, которая позволяет чувствовать себя необходимым участником, а часто и проектировщиком школьной жизни. Работа по сопровождению эксперимента по введению предпрофильного обучения дала стимул к дальнейшим идеям, разработкам, которые переросли в систему работы. Сегодня можно говорить о результатах работы, таких, например, как программа элективного курса «Основы психологии», программа сопровождения первоклассников «Школа гномов», «Программа по формированию логического мышления учащихся классов компенсирующего обучения» и другие, которые представляют интерес и для моих коллег в области. …

Накануне моего отъезда одна из учениц на уроке задала вопрос, который вновь заставил меня задуматься о призвании и смысле жизни. И мне кажется, я нашла на него ответ. Обычная повседневная работа, в которой есть место радостям и огорчениям, сомнениям и успехам. Чувству, что твоя работа не напрасна. Потому что каждый день ты что-то делаешь для того, чтобы хотя бы один человек стал немножечко счастливее. А ради этого, согласитесь, стоит жить и работать.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: