Новосибирск 3 °C

Власть для народа

01.11.2007 00:00:00



В день посещения депутатов в зале было меньше, чем в Государственной думе после зимних каникул. Но это не мешало подготовке очередного закона о поддержке сельхозпроизводителей.
Директор по вопросам законодательства парламента Кейье Койвукангас, занимающийся планированием организации его работы, подробно рассказал, как строится законотворческая деятельность:

— В центральной канцелярии парламента работают 70 сотрудников, которые готовят документы. И всегда, когда проходят пленарные заседания, я нахожусь здесь, в рабочем кабинете. Мой рабочий график зависит от заседаний и может закончиться очень поздно. А так как работаю я в парламенте уже 25 лет, жена никогда не интересуется, когда я вернусь с работы.

Верховная законодательная власть в Финляндии принадлежит парламенту. Хотя есть президент республики, правительство во главе с премьер-министром. И, соответственно, эти три стороны должны взаимодействовать.

Срок полномочий депутатов в Финляндии составляет 4 года. Последние выборы состоялись весной текущего года. Из 200 избранных депутатов 84 — женщины. Партийная структура достаточно устоявшаяся, одновременно в парламенте присутствуют 8 партий. По традиции в правительстве представлены две крупные партии и несколько мелких.

В течение последних 10 лет состав кабинета министров практически не менялся. Правительство пользуется большой поддержкой парламента и сотрудничает с оппозиционными партиями. Можно сказать, на консенсусе партий мы строили настоящее демократическое общество.

Политические системы в разных странах отличаются друг от друга, но в Финляндии незыблемым остается факт, что правительство и премьер-министр должны пользоваться доверием парламента. И поэтому после каждых очередных выборов первая и наиболее важная задача для депутатов — это избрание нового главы правительства и последующее формирование состава кабинета министров страны.

Основные функции парламента — это законотворческая деятельность, рассмотрение государственного бюджета, контроль за работой премьер-министра и других членов правительства, рассмотрение вопросов взаимодействия с Европейским союзом. В последнее время контрольные функции стали более важными.

Решения парламента принимаются только на пленарном заседании, после предварительного рассмотрения парламентской комиссией.

Законодательной инициативой обладают все депутаты парламента, но их возможности проводить законопроекты намного меньше, чем у правительства. И во многих случаях такие законодательные инициативы играют большую роль для избрания данного депутата в новый состав парламента, нежели для законотворческой деятельности.

Естественно, такие законодательные инициативы, проекты, которые исходят от отдельных депутатов, важны в том смысле, что они свидетельствуют о том, какими вопросами занимается данный депутат, насколько он хорошо работает в интересах своего избирательного округа.

Пленарные заседания — это как раз то место, форум, где ведутся политические дебаты и где принимаются решения парламента. Работа, которая касается именно содержания новых законов, ведется в четырнадцати специализированных парламентских комиссиях. Например, вопросы, которые касаются образования, рассматриваются в рамках комиссии по образованию.

В финском парламенте действует достаточно своеобразная комиссия — это комиссия будущего. Она занимается перспективными вопросами: что ожидает страну через 10 — 20 лет? Готовит различного рода отчеты, прогнозы. Например, последний отчет этой комиссии был посвящен демографическому прогнозу в связи со старением населения. Как это скажется на рынке труда, на стратегии развития здравоохранения, на уходе за престарелыми.

— А как парламент доводит до граждан Финляндии содержание законов, которые он разрабатывает и принимает?

— За последние годы я посетил парламенты многих стран и могу сказать, что парламент Финляндии находится впереди самых развитых стран. Встречался также с российскими депутатами и берусь утверждать, что парламент Финляндии более прозрачен, чем российский. Мы в течение вот уже 20 лет уделяем внимание именно открытости работы парламента. Пленарные заседания у нас являются открытыми для посетителей. И после каждого заседания протокол размещается в интернете, на сайте парламента.

Хотя заседания некоторых комиссий являются закрытыми для посетителей, в зал заседания журналисты не допускаются. Но они дежурят, ждут окончания заседания и после него задают вопросы парламентариям. Комитеты, как правило, проводят открытые слушания, на которые может приходить не только журналист, но и любой гражданин. И проводят такие слушания довольно часто. Кроме этого, мы стараемся создавать наиболее благоприятные условия труда для представителей прессы. 70 журналистов, которые аккредитованы при парламенте, могут свободно перемещаться по его аудиториям. И даже посещать сауну, которая расположена в здании парламента.

Открытость касается также и документов. Естественно, являются открытыми все протоколы пленарных заседаний, и многие документы комитетов являются общедоступными.

Есть в парламенте и европейский комитет. Здесь решаются вопросы, касающиеся взаимоотношений Финляндии с Европейским союзом. Когда Финляндия в 1995 году присоединилась к Евросоюзу, мы передали часть своей законодательной власти комитету и теперь должны контролировать, каким образом он эту власть осуществляет.

— А возникают ли проблемы между парламентом, средствами массовой информации и журналистами, которые необъективно освещают деятельность законодателей или искажают какие-то моменты?

— В этом плане у нас практически не было каких-либо проблем. Бывают случаи, когда отдельные депутаты считают, что средства массовой информации искажают их высказывания, их позицию. В средствах массовой информации появляются публикации о прилежании депутатов: кто больше всего вопросов задавал, кто больше всего отсутствовал на пленарных заседаниях, сколько выступлений у того или иного депутата и так далее. И в этой информации иногда бывают ошибки. И, естественно, их приходится исправлять.

— Было ли в практике парламента, когда выступления прессы послужили бы поводом для корректировки поправок в законы или разработки новых?

— СМИ у нас играют очень большую роль, в нашем обществе говорят, что СМИ — это четвертая власть. Так что, безусловно, такие случаи бывают.

Если перечислить некоторые вопросы, при принятии которых СМИ играли важную роль, можно назвать, например, законодательство о дорожном движении (какое содержание алкоголя допускается у водителя), свободе вероисповедания, об искусственном оплодотворении, об однополых браках. Эти вопросы не имеют большого финансового влияния, но общество они интересуют.

— Как бы сложилась судьба министра правительства, если бы, например, главная правящая фракция выразила ему недоверие?

— Да, такое бывает. Достаточно часто бывает, когда принимается новый закон и дается, например, задание министру сельского хозяйства. Но данный министр несет ответственность за выполнение этого поручения не юридическую, а политическую. И контроль за выполнением министром поручений достаточно эффективно осуществляется на часе устных вопросов. Когда граждане задают, например, министру вопросы в прямом эфире: почему, несмотря на принятый закон, министр не предпринял какие-то меры? И тогда на очередных выборах этот министр больше не будет поддержан.

— А могут депутаты переходить из одной политической группы в другую, не теряют они в этом случае своих полномочий?

— Это возможно, это разрешается, но происходит достаточно редко. Примерно за один мандатный период бывает один случай. Депутат своих полномочий при этом не теряет. Но, как правило, этот депутат «расплачивается» на очередных выборах.

— Потасовки у вас бывают на заседаниях?

— В истории нашего парламента такого не было. Председатель парламента должен следить за порядком в зале заседаний, что он и делает. Народ у нас сдержанный.

— Имеют ли ваши депутаты статус неприкосновенности?

— У наших депутатов есть неприкосновенность в том плане, что они не несут ответственности за то, что говорят или делают в зале заседаний парламента, но от уголовной ответственности их никто не освобождал, наравне со всеми гражданами.

— Президент у вас состоит в какой-либо партии?

— Такое положение несовместимо с нашей политической системой. Если кандидат в президенты занимался какой-либо политической деятельностью, то с того момента, как он стал президентом, он уже не является членом никакой партии. Он должен выйти из партии, сдать свой членский билет. Президент должен стоять выше всякой политики.

При нашем государственном политическом строе основная функция президента — это ведение внешней политики страны совместно с правительством. И при этом президент республики также обладает определенной властью, правом назначения на высшие должности. Но когда у нас в 2000 году изменилась конституция, как раз тогда очень сократились полномочия президента. И эта тенденция сокращения полномочий продолжается до сих пор. По конституции три стороны — парламент, правительство и президент — должны взаимодействовать.

И когда мы говорим, что законодательная деятельность — это наиболее важная функция нашего парламента, здесь надо иметь в виду, что президент тоже играет определенную роль при подготовке законодательных актов и их принятии. Президент обладает правом вето, но это право как бы такого отлагательного характера. Можно отложить принятие определенного законодательного акта, но не предотвратить в конечном итоге. И за последние 20 лет президент Финляндии воспользовался этим правом только, может, 1 — 2 раза.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: