Новосибирск 8.1 °C

Кооперативным традициям — новые технологии

08.11.2007 00:00:00



Кооперации в горниле перемен и переустройства довелось выжить. Как и благодаря чему? Что приобрела и что потеряла она в последнее время и каково ее место в современной жизни? Об этом накануне праздника мы беседовали с председателем совета Новосибирского облпотребсоюза Станиславом ЛИПСКИМ.

— Кооперация, разумеется, сейчас совсем не та, какой она была до начала девяностых годов. Тогда это было структурное подразделение государства, которое наделяло кооперацию солидными ресурсами, оказывало помощь в кредитовании. И она за это, естественно, выполняла заказ государства по обслуживанию населения, причем не только сельского. Кооперация была связующим звеном между городом и деревней. Это сейчас нет недостатка в разного рода кооперативах. А тогда была одна кооперация — потребительская. Можно по-разному относится к такой ситуации, но, как мне представляется, наша система достойно выполняла свою миссию. И не случайно она была награждена орденом Ленина.

Мы сейчас забываем одну деталь: тогда была поставлена задача — по уровню потребления товаров сблизить город с селом. И я вам скажу, что на рубеже 70 — 80-х годов объем продаж на одного жителя в селе практически сравнялся с городским показателем. А по отдельным позициям государство отдавало приоритеты селу. В частности, по обеспечению легковыми машинами, мотоциклами. Село также получало приличные фонды по стройматериалам: цементу, шиферу и так далее. И мы помним, как интенсивно шло индивидуальное жилищное строительство в сельской местности. В условиях дефицита кооперация была своеобразной распределительной системой товаров. И, как бы то ни было, но в любом сельском доме можно было увидеть хорошую корпусную мебель, холодильник, стиральную машину, ковер, чайный сервис. По тем временам это было большое достижение в обслуживании села. Кооперация, как и всякая другая структура, тоже «дитя своего времени».

— А как же принципы демократии, которые еще декабристы положили в основу кооперативного обустройства?

— Они были. В настоящее время мы никак не можем «нарисовать» себе, кто же такой пайщик. Почему-то все сводится к вопросу об отношении к собственности. Тогда так вопрос не стоял. Вся идеология вершилась через кооперативный актив и собрания. Много было острых проблем. И ориентиром в их решении служили решения этих общих собраний. Это дисциплинировало тех, кто избирался в руководящие органы. Но мы сейчас живем в другом государстве, в котором принципы кооперативного обустройства не могут оставаться неизменными. Сейчас кооперации никто не помогает. Она сама в рамках новых законов живет и развивается. И не случайно у нас сложились добрые деловые отношения с администрацией Новосибирской области. Власть видит в нас достойного партнера, с которым можно выгодно сотрудничать. Мы работаем с ней в тесном контакте. И в рамках соглашения, заключенного с обладминистрацией, вносим заметный вклад в снятие социальной напряженности на селе.

— В конкурентной среде быть социально ориентированной структурой весьма непросто…

— Есть вещи, которые государству сейчас надо иначе рассматривать. И прежде всего это касается тезиса, что потребительская кооперация — социально ориентированная система. Хочу заметить, что кооперацию не надо поддерживать, не надо ей ноги переставлять… Когда мы видим, что в селе возникли серьезные проблемы (скажем, с занятостью населения или с закупками излишков сельскохозяйственной продукции), то прежде всего следует определиться: а как можно вписать потребительскую кооперацию в работу по решению этих проблем? Не надо на это ей никаких бюджетных денег. А надо прежде всего отказаться от представления, что кооперация является потенциальным налогоплательщиком. Мы почему не можем сегодня достойно осуществлять заготовки? Потому что, не в пример нашим конкурентам, у нас ситуация в этом секторе прозрачная. Как, впрочем, и в других отраслях. За прошлый год мы заплатили 270 миллионов рублей в бюджеты всех уровней. Если б из этих денег нам дали возможность оставить у себя миллионов 170 и направить их на переоснащение, области это принесло бы гораздо более ощутимый экономический эффект. Мы купили бы хорошее технологическое оборудование для переработки той же дикорастущей продукции, установили бы его. И в селах появились бы новые рабочие места, люди с удовольствием бы стали сдавать нам дикороссы, а в бюджеты муниципальных образований пошли бы дополнительные налоги. Конечно, в последнее время у нас был недееспособный центр. Там считали, что кооператорам не надо контактировать с правительством. Боялись, что власть станет вмешиваться в наши дела. Да не надо бояться власти! С ней надо сотрудничать, разговаривать и находить выгодные для всех решения.

— Вероятно, конкуренция особенно жесткая в торговле?

— Да. Крупным сетевым структурам становится тесно в областных центрах, и они начинают адаптироваться в районах. Но я бы не стал излишне драматизировать ситуацию. В этой отрасли нам вообще не надо каких-то помощников. Гипермаркет в деревне не посадишь. А на двухстах метрах и наши магазины имеют тот же ассортимент, те же цены, тот уровень культуры. Мы активно внедряем самообслуживание, специализацию торговой сети, сезонную торговлю, увеличиваем в реализации долю непродовольственных товаров. И результаты налицо. В Искитим, Татарск, Кочки, Карасук, где занимаемся этим как следует, конкуренты не идут. Актуальное направление в торговой отрасли — открытие при крупных магазинах собственного производства, в том числе по выпечке хлеба.

— Но сейчас активно пошли в районы известные хлебопекарные брэнды — «Восход», «Хлебница».

— Величайшая ошибка надеяться, что всю область обеспечат хлебом несколько крупных предприятий. Не получится. Хлеб, который везут на расстояние 500 —600 километров, не будет рентабельным! Вероятно, у переработчиков появилось дешевое зерно. Но конъюнктура рынка может измениться не в их пользу. А хлеб нужен каждый день. Производство его должно быть приближено к потребителю. Поэтому мы не сворачиваем эту отрасль. У нас есть специалисты, опыт. Другое дело, что нам надо отказаться от устаревшего оборудования и пойти на приобретение новых энергосберегающих технологических линий. Будем мы заниматься и производством кондитерских изделий в предприятиях общественного питания. Это тоже традиционная наша продукция. И поверьте мне, она гораздо вкуснее и полезнее всего того, что нам везут откуда-то в красивых обертках. Это касается и переработки мяса. В наших изделиях натуральное мясо, а не соя. Разве это плохо? Не надо нам навязывать зарубежные нормативы. Мы живем в Сибири. У нас свой рацион, традиции. И мы будем работать по своим стандартам, совершенствовать их. А покупатель разберется, что ему надо.

— Наполнение прилавков собственной продукцией — вообще одно из фундаментальных направлений развития системы…

— И кооперативная промышленность располагает в этом смысле огромным потенциалом. Ежегодно у нас растет выпуск хлеба и хлебобулочных, кондитерских, швейных изделий, безалкогольных напитков, минеральной воды, рыбных пресервов. Что касается вообще промышленности кооперативной, то здесь, как я говорил, будущее за новыми технологиями. Но потребуются большие деньги для технического перевооружения. Будем развивать и рынки. В ближайшие годы их услуги останутся востребованными. В качестве задачи стоит их переоборудование. Мы делаем все, чтобы на рынок было приятно зайти, чтобы там продавалась только качественная продукция, прошедшая хороший ветеринарно-санитарный контроль. Покупатель должен быть уверен, что на наших рынках продается продукция самого высокого качества.

— Какие изменения намечаются в кооперативном обустройстве?

— Недавно в Новосибирске состоялась встреча с новым председателем Центросоюза Е. Н. Кузнецовым. Надеемся, что результатом ее станет пересмотр отдельных норм законодательства. Прежде всего кооперация нуждается в создании структурной вертикали. Необходимо изменить навязанные сверху нормы формирования управленческих аппаратов. И, наконец, надо четко сформулировать отношения пайщика и собственности. Сейчас получается нестыковка — пайщик сам по себе, а собственник сам по себе. В целом же идея кооперативного обустройства имеет право на жизнь. Мы сейчас видим, как начинают создавать сельхозкооперативы. А за основу-то они берут устав потребительской кооперации. Несомненно, нам надо поднимать роль учебных заведений в подготовке кадров и создавать условия для работы и жизни специалистов. Всем этим занимаемся и будем заниматься дальше.

— Текущий год был объявлен у вас годом рентабельной работы и приоритетного развития промышленности и заготовительной деятельности. Удалось ли выполнить намеченное?

— В этом году совокупный объем нашей деятельности достигнет пяти миллиардов рублей. Приличная цифра для нашей области. И все это заработано в деревне. Кооперация теперь — самодостаточная структура. Она успешно развивается. В этом году мы значительно увеличим показатели по всем отраслям. Кроме того, планируем создать не менее 400 новых рабочих мест. Насколько это важно для села, каждому понятно. Надеюсь, что и в Правительстве России тоже отношение к кооперации изменится кардинальным образом. По крайней мере, на совещании у Председателя Правительства В. А. Зубкова 22 октября было дано поручение Минсельхозу, Минэкономразвития, Минфину России подготовить и представить в ноябре предложения по государственной поддержке организаций потребительской кооперации, распространив на них компенсацию части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным на закупку сельскохозяйственной продукции и развитие переработки. Это можно только приветствовать…

Семьдесят лет — солидный возраст. И перешагнули мы этот порог благодаря труду наших славных тружеников. Многие из них отдали кооперации по пятьдесят лет. Приходит в систему и молодежь. Мы очень хотим и делаем все, чтобы наши люди были уверены в завтрашнем дне и никогда не разочаровались в выбранном ими пути.

С праздником, дорогие коллеги, друзья!

Новосибирский облпотребсоюз сегодня:
220 кооперативных обществ и союзов;
2000 розничных торговых предприятий, в том числе более 30 супермаркетов и универсамов;
150 предприятий общественного питания;
200 промышленных комбинатов и цехов по производству товаров народного потребления;
21 рынок, 220 приемозаготовительных магазинов и пунктов, 226 складских помещений, холодильников и овощехранилищ;
10 000 работающих в системе;
3000 студентов в Новосибирском кооперативном техникуме.
А также:
«Краснозерский пивкомбинат», «Новосибкоопбанк», «Вексельный центр», «Кооперативное страхование», «Кооптехтранссервис», «Управление торговли», магазин «Сотый».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: