Новосибирск 8.6 °C

Чтобы цены не росли...

14.11.2007 00:00:00



О том, чего удалось добиться на этом поприще, — наш разговор с Ларисой ПЕТРОЧЕНКО, начальником отдела организации торговли и общественного питания управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области.

— Лариса Владимировна, насколько я понимаю, работа по снижению цен ведется сразу по нескольким направлениям. Это и стимулирование сельхозпроизводителей, и организация расширенных распродаж, в том числе через уличную торговлю, и переговоры с торговыми организациями. Вот о последнем направлении и хотелось бы поговорить чуть подробнее. Какого рода переговоры ведутся, есть ли какие-то результаты? И вообще, какими механизмами по регулированию цен владеет на сегодняшний день администрация области?

— Регулирование потребительского рынка в условиях нынешнего законодательства — процесс, конечно, непростой. По сути, каких-то прямых рычагов воздействия у нас нет, субъекты РФ не наделены полномочиями по регулированию цен. Основные функции нашего управления — ведение ежедневного мониторинга цен, анализ ситуации на потребительском рынке, работа с торговыми предприятиями, а также работа с управляющими компаниями по организации дополнительных мест на рынках для местных товаропроизводителей. Мы, конечно, принимаем участие и в работе штаба, что создан для разработки и реализации мер по стабилизации цен. И, пожалуй, главным итогом стало заключенное 26 октября соглашение между администрацией и розничными сетевыми торговыми предприятиями о стабилизации розничных цен на основные группы товаров. Соглашение подписано девятью розничными торговыми сетями, работающими на потребительском рынке Новосибирской области.
Это «Быстроном», «Холидей», «Квартал», «Крепость», «Пятерочка», «Гигант», «Лента», «Мария-Ра», «АЛПИ-Новосибирск».

Суть соглашения в том, что эти организации взяли на себя обязательство устанавливать на определенные группы товаров торговую наценку, не превышающую 10 процентов. Если говорить точнее — не менее чем на 2 позиции ассортиментного ряда каждого вида товаров. Есть специальный перечень: хлеб первого и второго сортов, молоко, сметана, яйца, соль, сахар, крупы и тому подобное.

— На какой срок было заключено соглашение?

— Ориентировочно на полгода. Ну а помимо этого соглашения в сетях, как вы уже, наверное, успели заметить, идут различные акции, в рамках которых тоже действуют серьезные скидки.

— Все эти «колбасные скидки», «молочные скидки»...

— Да-да. В некоторых случаях предприятия торговли и вовсе устанавливают нулевую надбавку на определенные товары, таким образом очень серьезно снижая цену. Но за счет этого привлекают больше покупателей. Так что сейчас цены в супермаркетах бывают даже ниже, чем в маленьких магазинах.

— Кстати, о сетях супермаркетов. Давно уже идут разговоры о том, что сети будут распространяться и в сельских районах...

— Да, и процесс уже идет. Например, «Пятерочка» открыла магазины в Линево (Искитимский район), Карасуке, Черепаново, Чулыме, Барабинске, Татарске, в городе Обь. Супермаркеты «Холидей» появились в Маслянино, Кольцово, Бердске, Искитиме, Краснообске, поселке Горный Тогучинского района, в тех же Черепаново и Барабинске. Начали открывать свои филиалы на селе «Квартал» и «Мария-Ра». До конца года намечается появление еще четырех объектов. Общая сумма инвестиций в развитие сельской торговой сети составила оценочно около 188 миллионов рублей.

Я считаю, что этот процесс выгоден всем. Приход в сельские районы крупных торговых сетей ведет к повышению культуры обслуживания населения, расширению ассортимента товаров, а также к созданию дополнительных рабочих мест.

— Развитие таких крупных структур — это ведь шаг в сторону монополизации рынка. Не сказывается ли это на ценах?

— На самом деле каких-то серьезных негативных тенденций в этой связи не наблюдается. Наверное, потому, что сохраняется конкурентная среда. Сети конкурируют между собой, с маленькими магазинами, рынками. Конечно, крупным торговым сетям за счет оборотов легче удерживать цены, и, кроме того, в основном они работают напрямую с производителями, у них нет тех длинных цепочек посредников, какие бывают у небольших предприятий. Хотя, по моему мнению, на потребительском рынке должны работать как крупные предприятия торговли, так и небольшие магазины, расположенные в жилых массивах. И у покупателя должен быть выбор: идти ли ему в супермаркет или в «магазин у дома». Малый и средний бизнес тоже должен развиваться, но на более высоком профессиональном уровне.

— А летняя кампания по закрытию продуктовых рынков, по вашим данным, повлияла на нынешнюю ситуацию?

— Вы знаете, называть этот процесс «кампанией по закрытию» все-таки преувеличение. Те хозяева рынков, которые хотели и готовы были работать в новых условиях, постарались выполнить все новые требования и остались на своих местах. Некоторые бывшие микрорынки просто сменили статус на торговые ряды. Объектов, которые были закрыты, не так уж много.

Нынешние же ярмарки и уличные распродажи — это все же экстренные, вынужденные меры. Хотя, конечно, они останутся актуальными еще, как минимум, до конца года. Понятно, что не совсем в том виде, что есть сейчас. Например, недавно такие распродажи заработали уже на площадях «Сибирской ярмарки».

— И все-таки вопрос, который, наверное, в первую очередь интересует новосибирцев. Чего ждать от цен в ближайшем будущем?

— За последнюю неделю цены в области стабилизировались, и хотелось бы надеяться, что дальнейшего резкого скачка цен не произойдет.

— Насколько же они успели вырасти?

— По данным статистики, индекс потребительских цен за октябрь — когда и произошел основной скачок — составил 102,3 процента. Это, конечно, общий показатель. Рост цен на молоко и молочную продукцию составил 108,1%, на масло и жиры — 121,4%, сыры — 126,0%. А, например, хлеб в последнее время, наоборот, подешевел.

— То есть можно уже с уверенностью сказать, что повышение цен — дело прошлое?

— Цены, как я уже сказала, стабилизировались. Но администрация области работу в этом направлении продолжает, чтобы не допустить дальнейшего повышения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: