Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Чтобы цены не росли...

2007-11-14
Владимир Василенко



О том, чего удалось добиться на этом поприще, — наш разговор с Ларисой ПЕТРОЧЕНКО, начальником отдела организации торговли и общественного питания управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Новосибирской области.

— Лариса Владимировна, насколько я понимаю, работа по снижению цен ведется сразу по нескольким направлениям. Это и стимулирование сельхозпроизводителей, и организация расширенных распродаж, в том числе через уличную торговлю, и переговоры с торговыми организациями. Вот о последнем направлении и хотелось бы поговорить чуть подробнее. Какого рода переговоры ведутся, есть ли какие-то результаты? И вообще, какими механизмами по регулированию цен владеет на сегодняшний день администрация области?

— Регулирование потребительского рынка в условиях нынешнего законодательства — процесс, конечно, непростой. По сути, каких-то прямых рычагов воздействия у нас нет, субъекты РФ не наделены полномочиями по регулированию цен. Основные функции нашего управления — ведение ежедневного мониторинга цен, анализ ситуации на потребительском рынке, работа с торговыми предприятиями, а также работа с управляющими компаниями по организации дополнительных мест на рынках для местных товаропроизводителей. Мы, конечно, принимаем участие и в работе штаба, что создан для разработки и реализации мер по стабилизации цен. И, пожалуй, главным итогом стало заключенное 26 октября соглашение между администрацией и розничными сетевыми торговыми предприятиями о стабилизации розничных цен на основные группы товаров. Соглашение подписано девятью розничными торговыми сетями, работающими на потребительском рынке Новосибирской области.
Это «Быстроном», «Холидей», «Квартал», «Крепость», «Пятерочка», «Гигант», «Лента», «Мария-Ра», «АЛПИ-Новосибирск».

Суть соглашения в том, что эти организации взяли на себя обязательство устанавливать на определенные группы товаров торговую наценку, не превышающую 10 процентов. Если говорить точнее — не менее чем на 2 позиции ассортиментного ряда каждого вида товаров. Есть специальный перечень: хлеб первого и второго сортов, молоко, сметана, яйца, соль, сахар, крупы и тому подобное.

— На какой срок было заключено соглашение?

— Ориентировочно на полгода. Ну а помимо этого соглашения в сетях, как вы уже, наверное, успели заметить, идут различные акции, в рамках которых тоже действуют серьезные скидки.

— Все эти «колбасные скидки», «молочные скидки»...

— Да-да. В некоторых случаях предприятия торговли и вовсе устанавливают нулевую надбавку на определенные товары, таким образом очень серьезно снижая цену. Но за счет этого привлекают больше покупателей. Так что сейчас цены в супермаркетах бывают даже ниже, чем в маленьких магазинах.

— Кстати, о сетях супермаркетов. Давно уже идут разговоры о том, что сети будут распространяться и в сельских районах...

— Да, и процесс уже идет. Например, «Пятерочка» открыла магазины в Линево (Искитимский район), Карасуке, Черепаново, Чулыме, Барабинске, Татарске, в городе Обь. Супермаркеты «Холидей» появились в Маслянино, Кольцово, Бердске, Искитиме, Краснообске, поселке Горный Тогучинского района, в тех же Черепаново и Барабинске. Начали открывать свои филиалы на селе «Квартал» и «Мария-Ра». До конца года намечается появление еще четырех объектов. Общая сумма инвестиций в развитие сельской торговой сети составила оценочно около 188 миллионов рублей.

Я считаю, что этот процесс выгоден всем. Приход в сельские районы крупных торговых сетей ведет к повышению культуры обслуживания населения, расширению ассортимента товаров, а также к созданию дополнительных рабочих мест.

— Развитие таких крупных структур — это ведь шаг в сторону монополизации рынка. Не сказывается ли это на ценах?

— На самом деле каких-то серьезных негативных тенденций в этой связи не наблюдается. Наверное, потому, что сохраняется конкурентная среда. Сети конкурируют между собой, с маленькими магазинами, рынками. Конечно, крупным торговым сетям за счет оборотов легче удерживать цены, и, кроме того, в основном они работают напрямую с производителями, у них нет тех длинных цепочек посредников, какие бывают у небольших предприятий. Хотя, по моему мнению, на потребительском рынке должны работать как крупные предприятия торговли, так и небольшие магазины, расположенные в жилых массивах. И у покупателя должен быть выбор: идти ли ему в супермаркет или в «магазин у дома». Малый и средний бизнес тоже должен развиваться, но на более высоком профессиональном уровне.

— А летняя кампания по закрытию продуктовых рынков, по вашим данным, повлияла на нынешнюю ситуацию?

— Вы знаете, называть этот процесс «кампанией по закрытию» все-таки преувеличение. Те хозяева рынков, которые хотели и готовы были работать в новых условиях, постарались выполнить все новые требования и остались на своих местах. Некоторые бывшие микрорынки просто сменили статус на торговые ряды. Объектов, которые были закрыты, не так уж много.

Нынешние же ярмарки и уличные распродажи — это все же экстренные, вынужденные меры. Хотя, конечно, они останутся актуальными еще, как минимум, до конца года. Понятно, что не совсем в том виде, что есть сейчас. Например, недавно такие распродажи заработали уже на площадях «Сибирской ярмарки».

— И все-таки вопрос, который, наверное, в первую очередь интересует новосибирцев. Чего ждать от цен в ближайшем будущем?

— За последнюю неделю цены в области стабилизировались, и хотелось бы надеяться, что дальнейшего резкого скачка цен не произойдет.

— Насколько же они успели вырасти?

— По данным статистики, индекс потребительских цен за октябрь — когда и произошел основной скачок — составил 102,3 процента. Это, конечно, общий показатель. Рост цен на молоко и молочную продукцию составил 108,1%, на масло и жиры — 121,4%, сыры — 126,0%. А, например, хлеб в последнее время, наоборот, подешевел.

— То есть можно уже с уверенностью сказать, что повышение цен — дело прошлое?

— Цены, как я уже сказала, стабилизировались. Но администрация области работу в этом направлении продолжает, чтобы не допустить дальнейшего повышения.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год