Новосибирск 4.9 °C

За «пластик» повезет и частник

16.11.2007 00:00:00



Это выдержки из постановления, а перевести документ на доступный язык и объяснить, что же изменится для простых граждан, мы попросили начальника отдела организации пассажирских перевозок областного департамента транспорта и дорожного хозяйства Василия ВОЛОКИТИНА.

— Василий Алексеевич, что же это такое — «Социальная карта»?

— Я, конечно, объясню, но давайте сначала вернемся на три года назад, чтобы понять, что было тогда и к чему мы пришли сегодня.
Все помнят принятый в 2004 году 122-й Федеральный закон, более известный, как Закон «О монетизации льгот». Его внедрение в жизнь происходило трудно, было много жалоб от граждан. Поэтому в декабре того же года губернатором Новосибирской области был принят ряд постановлений, в том числе и касающихся транспортного обслуживания населения. Тогда и «увидел свет» единый социальный проездной билет (ЕСПБ) для категорий граждан, имеющих право на меры социальной защиты. Или, как мы их привыкли называть, льготников. Эти люди, а также пенсионеры по старости, купив ЕСПБ за определенную сумму, имели право безлимитного проезда в течение месяца на муниципальном наземном транспорте. Кроме того, решениями губернатора были расширены льготы для детей-учащихся из многодетных семей на междугородный проезд внутри области, для пенсионеров-дачников продлевался период льготного проезда почти на месяц. Да, пришлось пойти на определенные траты, ведь любая льгота — миллионы рублей из областного бюджета, но социальной напряженности в этом вопросе удалось избежать. Анализируя в то время ситуацию по другим регионам России, могу сказать, что далеко не везде были приняты аналогичные меры.

Напомним, что первый единый проездной стоил 90 рублей в месяц. Как объяснил Василий Волокитин, сумма была взята совсем не с потолка. В 2004 году специализированный московский институт, чьи рекомендации являются высшей инстанцией в России, провел натурное исследование пассажиропотока в Новосибирске. Было определено, что представители льготных категорий граждан совершают в среднем около 30 поездок в месяц. А поскольку цена проезда в муниципальном транспорте тогда составляла 6 рублей, то и получилась сумма в 180 рублей. Половину платил пассажир, другую перевозчикам возмещали из бюджета. По мере роста цен меняется и стоимость ЕСПБ. Что особенно важно — этот проездной действителен на всей территории Новосибирской области, и любой житель сельского района, приобретший ЕСПБ у себя дома, приезжая в областной центр, мог пользоваться теми же правами, что и новосибирцы. Это правило сохраняется и по сей день, распространяясь и на пластиковые карты, о которых мы сегодня говорим.

— Василий Алексеевич, когда и почему было решено ввести в обращение микропроцессорные пластиковые карты?

— Первые пластиковые карты для расчета в транспорте появились в июне 2006 года. Преимущество их очевидно. Во-первых, бумажный ЕСПБ без фотографии, и человеку было необходимо иметь с собой документ, удостоверяющий личность. Сейчас такой необходимости у владельцев пластиковых карт нет. Во-вторых, расчеты по микропроцессорным пластиковым картам (МПК) позволяют не приблизительно, а абсолютно точно фиксировать количество поездок и сумму компенсации для организаций-перевозчиков. За год с лишним, помимо единой карты, появились школьные, студенческие, теперь пришла очередь «Социальной карты».

Удобство заключается и в том, что в Новосибирске более 100 автоматов и около 150 точек в ЖЭУ, где можно активировать (пополнить) карту. Сегодня в Новосибирске на руках 194 тысячи МПК «Социальная карта», из них около 142 тысяч ежемесячно активируются. Напомню, что МПК дает пассажирам точно такие же права, как и ЕСПБ, — единое действие по всей области, возможность безлимитного и бесплатного проезда на междугородных областных маршрутах для определенных категорий льготников, а для пенсионеров по старости — за 50 процентов стоимости билета.

— Злоупотреблений не опасаетесь?

— Знаете, их и при ЕСПБ особо не было, хотя понятно: кто-то ездит часто, кто-то в меру, а многие вообще не пользуются своей льготой — более 50 тысяч неактивированых карт, это о чем-то говорит. В среднем выходит вполне приемлемый для бюджета вариант. И даже если наши граждане вдруг начнут безудержно путешествовать, позиция администрации области и губернатора все равно не изменится — бюджет будет выделять столько средств, сколько понадобится.

Словом, ситуация четкая и вполне благоприятная, если бы не одно «но» — муниципального транспорта на улицах Новосибирска не так много, как частного, и ходит он с большими интервалами. И порой без частника никак не обойтись. Справедливости ради стоит сказать, что и раньше некоторые немуниципальные перевозчики брали на себя обязательства обслуживать отдельные категории граждан по льготным ценам. Введение МПК увеличит их количество во много раз. Теперь частники могут предоставлять отчеты о фактическом количестве перевезенных льготников и получать компенсацию в полной мере. И даже 9 тысяч на приобретение ручного терминала для кондуктора не идет в сравнение с теми доходами, которые могут получить перевозчики. Если раньше доходность частника за одного льготника составляла порядка 5,5 рубля, то теперь она повысится до 8 рублей. Красноречива и статистика — до недавних пор договоры на льготное обслуживание были заключены с 16-ю предприятиями, имеющими на маршрутах около 120 единиц техники. В ноябре «прирастет» еще 100 автобусов, а к концу нынешнего года планируется иметь до 300 автобусов, которые будут провозить пассажиров по МПК «Социальная карта». Растут предложение и возможность выбора для населения, возрастут и доходы частных перевозчиков. Достаточно редкий пример, когда в выигрыше остаются практически все.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: