Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Компьютер на страже истории

2007-11-27
Максим Ахапкин



В Каргатской средней школе №1 работает Ольга Васильевна Дегтярева, учитель истории и с недавнего времени заместитель директора по учебной части. Она в некотором роде первопроходец районного масштаба. В 2004 году Ольга Васильевна впервые от района отправилась на областной этап конкурса «Учитель года» и сразу вошла в десятку лидеров (более чем из 30 участников). А в конце прошлого года она со своими учениками участвовала в молодежном форуме по проблемам экологии и культурного наследия, который проходил в Москве. Одна из представленных научно-исследовательских работ отмечена высшей наградой — серебряным крестом «Национальное достояние». Кроме того, в этом году Ольга Васильевна получила грант в размере 100 тысяч рублей на продолжение своей инновационной деятельности.

— Я уже много лет занимаюсь исследовательской работой со школьниками. Мы выступали сначала внутри школы, потом вышли на район, потом на область, где занимали призовые места. Самое большое наше достижение — это поездка в Москву. Наша работа «Старожилы и переселенцы старой Сибири: особенности образа жизни и взаимоотношений» получила главный приз. Ее тема нам была подсказана авторами хрестоматии по истории Сибири, где подобное исследование предлагалось в качестве одного из вариантов. Новшество нашей работы было в том, что все сведения были разбросаны по архивам и музеям, а мы их собрали в единое целое, систематизировали и вписали в контекст развития всего края. Мы нашли ряд отличий Каргатского района от других районов области. У нас шло заселение в конце ХIХ века, до аграрной реформы Столыпина, после отмены крепостного права. Большинство поселков нашего района основаны именно в это время. Мы нашли в архиве более ста названий деревень того периода. Интересны и сами названия поселений — Донской, Морской остров. По ним сразу видно, откуда приехали переселенцы.

— Все эти интересные факты остаются только в исследовательских работах или все же находят отражение на ваших уроках?

— У нас есть отдельный курс истории Сибири, мы на уроках рассматриваем проблемы, которые исследуют ученики. И на уроках по истории России мы обязательно включаем местный краеведческий материал. Дети выступали со своими работами на уроках и не только в своих классах, но и в других. У нас подготовлены специальные презентации по каждой работе, мы не только рассказываем, но и показываем какие-то материалы, фотографии. Вообще у нас компьютер — это главная инновация в процессе обучения. Среди главных требований к учителю — владение информационными технологиями, и я стараюсь включать в свою работу эти новшества. Есть много уже опробованных интересных дисков, которые мы используем на уроках. Но мы с учениками пытаемся создавать и свои слайд-программы. Особенно это важно в профильных классах, потому что хороших учебников пока мало, особенно для старших классов. Приходится полностью перерабатывать программу, подбирать задания интересные, полностью готовить урок.

Такая работа над подготовкой материала к уроку связана не только с тем, что Ольга Васильевна пытается внедрить новые формы обучения, но и с тем, что современные учебники далеко не всегда удовлетворяют потребности учителей и учеников.

— С учебниками надо наводить какой-то порядок. Часто встречаются не только чисто исторические ошибки, но и просто орфографические. По-разному пишут имена известных людей. Как учить детей по таким учебникам? Мы пытаемся выстраивать единую линию литературы. С 6-го класса и до 11-го мы работаем по учебникам одних авторов — Данилова и Косулиной. Это идеальный вариант. Дети видят историю в одном единообразном ракурсе. Однако эти книги не адаптированы для разных возрастов, особенно для младших школьников. Огромное количество дат, имен, географических названий. Нет в них и интересных сюжетов, которые могли бы заинтересовать ребенка. Если такая сложность оправдана в учебниках для старших классов, то в младших это совсем неприемлемо. Еще хуже обстоит дело с учебниками зарубежной и общей истории. Сейчас речь идет о сокращении количества учебников, и я за это. Он должен быть, конечно, не один, но не такое обилие, как сегодня.

Особенно остро стоит вопрос с подготовкой программ и выбором учебников в профильных классах. Если в областном центре классами с углубленным изучением того или иного цикла предметов уже никого не удивишь, то для сельской местности это еще эксперимент. В Каргатской средней школе №1 их пока два — 10-й и 11-й гуманитарные. В следующем году будет первый узкопрофилированный выпуск. Однако возникает вопрос, а нужны ли такие классы в школах сельской местности, где главная задача при относительно скромных возможностях всесторонне подготовить ученика?

— Вопрос достаточно спорный, — отвечает Ольга Васильевна Дегтярева. — О результатах можно будет говорить только после окончания эксперимента, поскольку у нас еще не было выпуска из профильных классов. И когда мы увидим, куда дальше пошли выпускники, тогда мы сможем сказать, нужны они или нет. Ну а в целом, сейчас можно сказать, что в 10-м и 11-м гуманитарных классах собрались дети, явно склонные к этим наукам, у которых блестяще получается изучение тем этого направления. На моих уроках они очень активны, высказывают интересные точки зрения. Этим ученикам профильные классы нужны, чтобы было интереснее учиться. Как обернется в жизни, пока неизвестно. Мы знаем, что на рынке труда нужно быть мобильным, изменять свою позицию, совершенствоваться. Как они дальше пойдут, смогут ли без глубоких знаний точных наук — не знаю.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
Непростая, но контролируемая ситуация наблюдается в России в условиях пандемии COVID-19. Количество новых случаев заболевания растет, нагрузка на медиков сохраняется, а в отдельных регионах возрастает. В этих реалиях выплаты врачам и медицинскому персоналу должны быть сохранены, заявил Президент России Владимир Путин 18 ноября в эфире телеканала «Россия 24».

Добровольцы начали доставлять льготные лекарства пациентам из группы риска в Новосибирске - пожилым людям и тем, кто по состоянию здоровья не может прийти в поликлинику.
Фуд-корты, детские площадки и кинотеатры в торговых центрах попали под ограничительные меры с 16 ноября. Общепиту две недели можно работать лишь навынос. Новосибирцы стараются обхитрить систему и едят гамбургеры по углам, отворачиваясь от охранников. На самом большом фуд-корте в «Меге» посетители продолжают обедать за столиками некоторых ресторанов.
Наряду с обеспечением населения медикаментами в центре внимания и продовольственная безопасность. В правительстве региона обсудили, как помочь оптовым и розничным продуктовым рынкам в Новосибирске - они оказались в трудной ситуации из-за пандемии.
На дистанционное обучение с понедельника, 16 ноября, перешли 40% школьников региона или 140 тысяч учащихся. У многих из них возникают проблемы организационного и технического плана, а кто-то за три дня дистанционки успел получить двойку - за неподключение. Министр образования региона заявил, что так оценивать успеваемость сейчас недопустимо.
Пимокатный двор появился в Новосибирске. Открыл его умелец, который больше десятка лет делает обувь из шерсти, без каких-либо механизмов. Корреспонденты ОТС узнали, сколько времени мастер тратит на одну пару и почему носит повязку на голове.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год
x^