Новосибирск 9.7 °C

Компьютер на страже истории

27.11.2007 00:00:00



В Каргатской средней школе №1 работает Ольга Васильевна Дегтярева, учитель истории и с недавнего времени заместитель директора по учебной части. Она в некотором роде первопроходец районного масштаба. В 2004 году Ольга Васильевна впервые от района отправилась на областной этап конкурса «Учитель года» и сразу вошла в десятку лидеров (более чем из 30 участников). А в конце прошлого года она со своими учениками участвовала в молодежном форуме по проблемам экологии и культурного наследия, который проходил в Москве. Одна из представленных научно-исследовательских работ отмечена высшей наградой — серебряным крестом «Национальное достояние». Кроме того, в этом году Ольга Васильевна получила грант в размере 100 тысяч рублей на продолжение своей инновационной деятельности.

— Я уже много лет занимаюсь исследовательской работой со школьниками. Мы выступали сначала внутри школы, потом вышли на район, потом на область, где занимали призовые места. Самое большое наше достижение — это поездка в Москву. Наша работа «Старожилы и переселенцы старой Сибири: особенности образа жизни и взаимоотношений» получила главный приз. Ее тема нам была подсказана авторами хрестоматии по истории Сибири, где подобное исследование предлагалось в качестве одного из вариантов. Новшество нашей работы было в том, что все сведения были разбросаны по архивам и музеям, а мы их собрали в единое целое, систематизировали и вписали в контекст развития всего края. Мы нашли ряд отличий Каргатского района от других районов области. У нас шло заселение в конце ХIХ века, до аграрной реформы Столыпина, после отмены крепостного права. Большинство поселков нашего района основаны именно в это время. Мы нашли в архиве более ста названий деревень того периода. Интересны и сами названия поселений — Донской, Морской остров. По ним сразу видно, откуда приехали переселенцы.

— Все эти интересные факты остаются только в исследовательских работах или все же находят отражение на ваших уроках?

— У нас есть отдельный курс истории Сибири, мы на уроках рассматриваем проблемы, которые исследуют ученики. И на уроках по истории России мы обязательно включаем местный краеведческий материал. Дети выступали со своими работами на уроках и не только в своих классах, но и в других. У нас подготовлены специальные презентации по каждой работе, мы не только рассказываем, но и показываем какие-то материалы, фотографии. Вообще у нас компьютер — это главная инновация в процессе обучения. Среди главных требований к учителю — владение информационными технологиями, и я стараюсь включать в свою работу эти новшества. Есть много уже опробованных интересных дисков, которые мы используем на уроках. Но мы с учениками пытаемся создавать и свои слайд-программы. Особенно это важно в профильных классах, потому что хороших учебников пока мало, особенно для старших классов. Приходится полностью перерабатывать программу, подбирать задания интересные, полностью готовить урок.

Такая работа над подготовкой материала к уроку связана не только с тем, что Ольга Васильевна пытается внедрить новые формы обучения, но и с тем, что современные учебники далеко не всегда удовлетворяют потребности учителей и учеников.

— С учебниками надо наводить какой-то порядок. Часто встречаются не только чисто исторические ошибки, но и просто орфографические. По-разному пишут имена известных людей. Как учить детей по таким учебникам? Мы пытаемся выстраивать единую линию литературы. С 6-го класса и до 11-го мы работаем по учебникам одних авторов — Данилова и Косулиной. Это идеальный вариант. Дети видят историю в одном единообразном ракурсе. Однако эти книги не адаптированы для разных возрастов, особенно для младших школьников. Огромное количество дат, имен, географических названий. Нет в них и интересных сюжетов, которые могли бы заинтересовать ребенка. Если такая сложность оправдана в учебниках для старших классов, то в младших это совсем неприемлемо. Еще хуже обстоит дело с учебниками зарубежной и общей истории. Сейчас речь идет о сокращении количества учебников, и я за это. Он должен быть, конечно, не один, но не такое обилие, как сегодня.

Особенно остро стоит вопрос с подготовкой программ и выбором учебников в профильных классах. Если в областном центре классами с углубленным изучением того или иного цикла предметов уже никого не удивишь, то для сельской местности это еще эксперимент. В Каргатской средней школе №1 их пока два — 10-й и 11-й гуманитарные. В следующем году будет первый узкопрофилированный выпуск. Однако возникает вопрос, а нужны ли такие классы в школах сельской местности, где главная задача при относительно скромных возможностях всесторонне подготовить ученика?

— Вопрос достаточно спорный, — отвечает Ольга Васильевна Дегтярева. — О результатах можно будет говорить только после окончания эксперимента, поскольку у нас еще не было выпуска из профильных классов. И когда мы увидим, куда дальше пошли выпускники, тогда мы сможем сказать, нужны они или нет. Ну а в целом, сейчас можно сказать, что в 10-м и 11-м гуманитарных классах собрались дети, явно склонные к этим наукам, у которых блестяще получается изучение тем этого направления. На моих уроках они очень активны, высказывают интересные точки зрения. Этим ученикам профильные классы нужны, чтобы было интереснее учиться. Как обернется в жизни, пока неизвестно. Мы знаем, что на рынке труда нужно быть мобильным, изменять свою позицию, совершенствоваться. Как они дальше пойдут, смогут ли без глубоких знаний точных наук — не знаю.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: