Новосибирск 3.9 °C

Водные ресурсы — за плату

13.12.2007 00:00:00



Всего в зоне деятельности Верхне-Обского БВУ протекает около 85700 рек общей протяженностью свыше 250000 км. Самой крупной водной артерией территории является р. Обь, а также наиболее крупными водотоками — реки Бия, Катунь, Алей, Чарыш, Чумыш, Иня, Томь, Чулым. В целом в Верхне-Обском БВУ обеспеченность водными ресурсами достаточно высокая: на одного человека приходится порядка 470 тыс. л/сутки в Томской области, 450 тыс. л/сутки — в Республике Алтай, 40 тыс. л/сутки — в Кемеровской области, 57 тыс. л/сутки — в Алтайском крае, 65 тыс. л/сутки — в Новосибирской области. Это позволяет успешно решать одну из главных задач водного хозяйства — обеспечение потребности населения и объектов экономики в водных ресурсах при условии обеспечения охраны и восстановления водных объектов и рационального использования их водных ресурсов, сохранения природных комплексов и объектов, имеющих особое природоохранное, научное и культурное значение.

Почти год, с 01.01.2007 г., действует новый Водный кодекс Российской Федерации. Основные его новации: переход на гражданско-правовые отношения при заключении договоров водопользования; планирование водохозяйственной и водоохранной деятельности на основе целевых показателей; повышение роли субъектов Российской Федерации в управлении водными ресурсами.

Теперь в Водном кодексе установлено, что все водные объекты находятся в собственности Российской Федерации, за исключением части прудов и обводненных карьеров, которые могут находиться в собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, а также в собственности юридических лиц и граждан. Общая задача в сфере водопользования — бережливо использовать водные ресурсы на благо государства и общества.

Сегодня гражданско-правовое регулирование, пользование водными ресурсами предусматривает предоставление водных объектов в пользование на основании договоров. Например, при изъятии водных ресурсов из поверхностных водных объектов; использовании акватории водных объектов, в том числе для рекреационных целей; для использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии.

Однако в некоторых случаях предоставление водных объектов в пользование будет по-прежнему осуществляться административными, а не гражданско-правовыми методами.

Например, для обеспечения обороны страны и безопасности государства; сброса сточных вод; размещения причалов, судоподъемных и судоремонтных сооружений, стационарных и плавучих платформ, строительства гидротехнических сооружений, мостов, подводных и подземных переходов; забора водных ресурсов для орошения земель сельскохозяйственного назначения и ряда других целей.

При этом (важная особенность!) сохраняются права пользования водным объектом, приобретенные в рамках действия старого Водного кодекса, на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом до истечения срока их действия.

Кроме того, водные объекты могут использоваться без заключения договоров водопользования и без принятия решений о предоставлении водных объектов в пользование. Эти случаи также определены в Водном кодексе, например, когда водный объект используется для судоходства, в научных целях, для забора природных лечебных ресурсов, рыболовства и охоты, рыбоводства, полива садовых, огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, купания населения.

Как уже сообщалось, органам государственной власти субъектов Российской Федерации передаются федеральные полномочия по предоставлению в пользование подавляющей части федеральных водных объектов, осуществлению мер по охране таких объектов и реализации мер по предотвращению негативного воздействия вод и ликвидации его последствий на территории субъектов Российской Федерации. Средства на осуществление этих полномочий предоставляются в виде субвенций из федерального бюджета.

И еще: в Водном кодексе РФ сохранен принцип платности использования водных объектов и экономического стимулирования охраны водных объектов. Размер платы по федеральным водным объектам уже определён Правительством РФ в соответствии с его постановлением от 30 декабря 2006 года № 876 «О ставках платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности». На Федеральное агентство водных ресурсов теперь возложены функции администратора платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а его территориальные органы, в частности Верхне-Обское бассейновое водное управление и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, являются уполномоченными администратора платежей.

Поступление водного налога от водопользователей зоны деятельности Верхне-Обского БВУ, имеющих действующие лицензии на водопользование и договоры пользования поверхностными водными объектами, в 2006 году составило около 940 млн руб. Объём и собираемость водного налога и платежей за пользование водными объектами весьма важны. От этого зависит в первую очередь объем инвестиций в водное хозяйство России. Примечательный факт: в 2007 году объем инвестиций по линии Федерального агентства водных ресурсов составил 11,5 миллиарда рублей.

...Сегодня экологическая обстановка в бассейне Верхней Оби характеризуется как напряженная. Негативное воздействие на качество вод оказывают промышленно развитые районы Кузбасса, Алтая, Новосибирской и Томской областей. При этом Верхне-Обскому бассейну принадлежит важное место в экономике России. Его природные ресурсы обеспечивают потребности населения и экономики всей страны, дают повод оптимистически оценивать перспективы его развития в ближайшие годы.

Именно поэтому в Новосибирске в конце ноября Федеральное агентство водных ресурсов провело межрегиональный семинар-совещание, на котором были обсуждены вопросы реализации субъектами Российской Федерации отдельных полномочий в области водных отношений, которые им переданы в соответствии с Водным кодексом. Совещание прошло под руководством заместителя руководителя Федерального агентства водных ресурсов М. В. Селиверстовой. Участники семинара-совещания подробно обсудили процедуру администрирования, распределение полномочий, порядок исчисления платы за пользование водными объектами. Обсуждение проблем носило живой и заинтересованный характер.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: