Новосибирск 1.5 °C

Пора облегчать кузовок

14.12.2007 00:00:00



Встреча с журналистами, на которой свою точку зрения, а точнее исполнительной власти, высказали заместитель губернатора области Владимир Никонов, руководитель департамента транспорта и дорожного строительства Николай Симонов и начальник территориального управления автодорог (ТУАД) Константин Громенко, помогла действительно расставить приоритеты в вопросе, который уже давно вышел за рамки «междусобойчика», а является злободневным для всей области. И вот в чем суть.

Есть динамично развивающаяся строительная индустрия. Есть заводы железобетонных изделий, которым для ритмичной работы нужен щебень. И есть карьеры, преимущественно в Тогучинском районе, из которых этот самый щебень день и ночь возят многотонные автомобили. Отлично функционирующая, на первый взгляд, цепочка. Только вот одно из звеньев стало не просто слабым, а катастрофически опасным. По словам Владимира Никонова, который весьма полно изложил ситуацию, перевозки осуществляются с полнейшим отсутствием каких-либо правовых и этических норм.

Первый «звоночек» раздался еще летом, когда в пух и прах «полетела» дорога на участке Горный — Карпысак. Только на аварийный ремонт этих нескольких километров в 2007 году было израсходовано свыше 25 миллионов рублей. Не прекращали поступать жалобы от жителей сел, через которые самосвалы проходят нескончаемым потоком. Апофеозом этого беспредела стала гибель водителя одной из машин. Три груженых самосвала шли друг за другом: первый резко затормозил, второй не смог разорвать дистанцию и въехал в «корму» ведущему, третий же, избегая столкновения, улетел в кювет. Рядовой случай? Виноваты водители? После подробного выяснения обстоятельств стало ясно, что причина в другом. Для всех наших дорог и имеющихся на них искусственных сооружений — мосты, трубы — есть предельная норма нагрузок. Так же, как и для машин, перевозящих грузы. Но что может произойти, когда самосвал, который по техническим характеристикам должен вместе с грузом весить 30 тонн, на весах вытягивает 50 — 55? Совершенно другая, запредельная нагрузка на оси, тормоза и остальные узлы. Понятно, что для остановки 30-тонной мчащейся махины нужно гораздо меньше времени, чем для 55-тонной. И это уже не вопрос износа подвижного состава — это вопрос безопасности людей. Все эти грузовики ездят по тем же дорогам, по которым возят детей, где передвигается пассажирский и личный транспорт.

Еще более страшно, что за рулем сидят люди, которые по воле своих работодателей вынуждены работать по 12 — 13 часов в день и без выходных. Были выявлены компании, в которых переработка водителей превышала нормы Трудового кодекса на 90 — 95 часов. Вместо 40-часовой недели люди имеют 130-часовую. По мнению того же Никонова, такой водитель на дороге опаснее пьяного. Это уже не участник дорожного движения, а сомнамбула, управляющая смертоносным снарядом.

Проблема в общих чертах понятна — значит, нужны и пути решения. И тут приходится пожалеть, что власть вынуждена действовать только лишь в рамках правового поля, располагая одним-единственным рычагом — штрафными санкциями. Так, для водителя, управляющего перегруженным автомобилем, кара может составлять 2—2,5 тысячи рублей, для должностных лиц, допустивших нарушения, — 15 — 20 тысяч, для юридических — 400 — 500 тысяч рублей. Владимир Никонов, надо сказать, не без сожаления признал, что на сегодня это единственная мера. Самое печальное, что вынуждены будут страдать и водители, которые виноваты меньше всего — им бы семью прокормить. Требуется отрезвление руководителей предприятий-перевозчиков и людей на карьерах, которые выпускают такие машины в рейс. Цепочка нарушений начинается именно там.

Для осуществления контроля понадобится организация дополнительных пунктов весового контроля, и, по словам начальник ТУАДа Константина Громенко, на эти меры в 2008 году уже запланировано 5 миллионов рублей. В очередной раз «увы», но пока окупаемость этих пунктов почище, чем от торговли оружием или наркотиками. Лишь за два месяца этого года на двух пунктах в Тогучинском районе собрали 200 тысяч рублей штрафов только с водителей. А еще 150 дел по более крупным взысканиям за этот небольшой период находятся в работе у арбитражных судей.

Впрочем, есть и еще один выход. Все карьеры и крупные строительные предприятия оснащены железнодорожным сообщением, и в переводе грузовых перевозок на стальные рельсы администрация области и видит выход из сложившейся тревожной ситуации. Владельцы транспортных компаний по традиции «завели старую пластинку», что более дорогие железнодорожные перевозки взорвут цены на рынке строительных материалов и жилья, на что Владимир Никонов резонно возразил:

— Конечно, им выгодно эксплуатировать людей и экономить на транспортировке, но если даже свести себестоимость доставки щебня до нуля, на стоимость стройматериалов и жилья это никак не повлияет. Есть рынок, на котором строительные компании предлагают свой товар по определенной цене. Есть спрос — цена высокая, не будет спроса, что маловероятно, рынок отреагирует адекватно. Но не надо спекуляций на эту тему. Да, по «железке» чуть дороже, но там не будет таких злостных нарушений, потому что в этой сфере люди трепетно относятся к вопросам безопасности. Я думаю, что лучше «вставать на рельсы», чем бесконечно платить огромные штрафы.

Для меня очевидно, что перевозчики без боя не сдадутся и будут изо всех сил пытаться минимизировать издержки. Так что властям понадобится воля, чтобы переломить ситуацию, благо дело их — правое. Ведь стоит только вдуматься в цифру, приведенную Константином Громенко: по самым приблизительным расчетам, ущерб от перегруженного транспорта для дорог области превышает миллиард рублей(!) в год. Не думаю, что вменяемая власть готова платить такую цену. Так что как ни крути, а кузовок придется облегчать. Или как вариант — собственные карманы.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: