Новосибирск 6.8 °C

Тише едешь — дальше будешь. От своей квартиры

14.12.2007 00:00:00



Как выяснилось при обсуждении этого вопроса на одном из заседаний комитета Новосибирского областного Совета депутатов по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса, сегодня, даже имея все законные на то основания, прибегнуть к помощи государства в вопросах приобретения жилья молодежи очень сложно. Речь идет об участии молодых семей в жилищных подпрограммах субсидирования процентных ставок по кредитам на строительство или покупку жилья. Напомним механизм: при наличии у молодой семьи, официально признанной нуждающейся в улучшении жилищных условий, части собственных средств на будущую квартиру, молодожены могут в порядке очереди рассчитывать на определенную сумму от государства.

По мере того как в местные бюджеты поступают целевые средства из областного и федерального бюджетов, муниципальные органы осуществляют выдачу свидетельств на выплату данных субсидий. При этом в процессе простоя в очереди молодая семья должна несколько раз представить все документы, подтверждающие нуждаемость в улучшении жилищных условий — так уж выходит. Понятно, что это только увеличивает время ожидания заветных квадратных метров. Кроме того, после получения свидетельства по закону молодой семье дается еще 2 месяца на открытие лицевого счета в уполномоченном банке, на который будут зачислены средства субсидии и личные средства молодой семьи. После открытия лицевого счета у молодой семьи есть еще 7 — как стало понятно из доклада заместителя начальника управления по делам молодежи Новосибирской области Александра Шепилова — принудительных месяцев для подбора жилья и освоения субсидии. Таким образом, срок получения и применения субсидии затягивается, как минимум, еще на 9 месяцев.

Более того, действуют понятия основного и резервного списка молодых семей. В том случае, если по каким-то причинам семья не может освоить субсидию, она выпадает из основного списка и заменяется семьей из резервного списка. «Резервная» семья получает свидетельство в том же порядке и с теми же временными простоями, таким образом, срок освоения субсидии в целом еще больше затягивается. Если учесть, что цены на квартиры, стоимость кредитных и банковских услуг и прочие сопроводительные расходы на ожидание не рассчитаны и постоянно растут, такие процессы, как «неуспевание» и «подмена» одних нуждающихся другими, вполне могут затянуться весьма надолго.

В итоге современная ситуация такова: сегодня на учете состоит более 800 молодых семей, которые могут рассчитывать на получение субсидии в течение 5 ближайших лет. Это все те, кто успел подать заявки до середины 2007 года. Никаких новых молодых семей в списки получателей этой поддержки с тех пор не включается, так как задача стоит — обеспечить семьи, перед которыми уже есть обязательства (оформленные ранее заявки). Кстати, поскольку списки формируются в порядке очередности подачи заявок, единственным критерием отбора фактически остается «кто успел»...

До конца года, по прогнозам управления по делам молодежи Новосибирской области, все положенные на это в 2007 году средства — 25 миллионов 800 тысяч рублей — будут освоены в полном объеме. Но и молодые семьи, побеспокоившиеся о соблюдении всех формальностей заранее, реально рассчитывать на перечисление субсидий могут не ранее 2008 года. Всего пока в 2007 году из 800 молодых семей-очередников фактически получили субсидии лишь 100 счастливых молодоженов. Еще в списки на получение субсидий включены 340 семей. Остальные получат поддержку по другим программам и направлениям.

Заместитель председателя Новосибирского областного Совета Евгений Покровский уверенно высказал свою однозначную позицию: 7 месяцев для поиска жилья — это много.

«Зачем такой большой срок, только зря затягивающий процесс? Функции областного управления по делам молодежи — не просто давать ссылку на федеральное законодательство, но и реально помогать в поиске жилья. Если возникают такие трудности, нужно выходить для разрешения этих вопросов на руководство области», — прокомментировал Евгений Николаевич.

По словам Александра Шепилова, столь длительный срок предусмотрен, чтобы молодые люди как можно тщательнее подбирали свое будущее жилье. Но на самом деле эта проблема, косвенно признаваемая специалистами областного управления по делам молодежи (Александр Шепилов признал в присутствии депутатов, что «программа далеко не идеальна — в ней много проблем»), на региональном, и уж тем более на муниципальном, уровне не разрешима.

«Мы не имеем никаких законных оснований для того, чтобы сократить указанный период. Единственный инструмент влияния на изменение системы учета нуждаемости и предоставления документов для участия в программе сосредоточен на федеральном уровне. Только депутатский корпус Новосибирской области обладает правом законодательной инициативы и может предлагать свои поправки, с помощью которых можно изменить существующий ход вещей», — говорит Александр Шепилов.

Заместитель председателя комитета облсовета по строительству и вопросам жилищно-коммунального комплекса Дмитрий Козловский считает, что при всех проблемах реализации программы основной остается недостаточная информированность о ней самой молодежи.

«Мало того, что в целом программа отвратительно работает — пока идет оформление документов, у молодых людей и возраст легко может превысить допустимые параметры, и цены на жилье вырастут так, что семье не хватит никаких средств на приобретение квартиры. Да еще и попросту наша молодежь практически ничего не знает об этой программе», — говорит Дмитрий Козловский.

Кроме всего прочего, еще одним спорным моментом долго являлся вопрос полномочий исполнителя программы. В то время как исполнителем программы являлось управление по делам молодежи области, основным распорядителем средств в рамках реализации документа был областной департамент строительства и ЖКХ Новосибирской области. Это, по словам Александра Шепилова, всегда создавало некую двойственность для исполнителей программы.

По словам заместителя губернатора, руководителя областного департамента строительства и ЖКХ Владимира Анисимова, механизм реализации программы в целом оказался не совсем эффективным.

«Мы проанализировали проведенную работу и постарались посмотреть на все с точки зрения молодой семьи. Пришли к выводу, что для молодой семьи этот механизм не очень удобен. В принципе не суть важно, какой департамент этими вопросами занимается — управление по делам молодежи, департамент строительства или какая-то другая структура. Суть в том, что этим вопросом должна заниматься одна структура и нести полную ответственность за выполнение работ», — сказал Владимир Анисимов.

По словам Владимира Анисимова, вся программа будет комплексно пересмотрена — с прицелом на максимальное упрощение процедуры получения субсидии. К примеру, доработки явно требует условие о признании молодых людей нуждающимися в улучшении жилищных условий. Если молодая жена прописана у своих родителей, а муж — у своих, формально получается, что они жильем обеспечены и, соответственно, не могут быть признаны нуждающимися. При этом фактически молодая семья может ютиться на съемных квартирах.

«Так и получается, что жить негде, а в жилье молодые люди не нуждаются. На самом деле речь здесь должна вестись о каждой отдельно взятой семье», — убежден Владимир Александрович.

И, конечно, совершенно необходимо существенно сокращать сроки «бумажного» этапа в процессе приобретения молодыми семьями жилья. Пока этот период слишком растянут, чтобы успеть за стремительно растущими ценами на жилье.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: