Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Террор по инерции… времени

12.01.2008 00:00:00
Ролен Нотман
Террор по инерции… времени
За длинную жизнь вспоминаешь только то, что запало в сердце. Все остальные события проходят неприметно как облака, какой бы расцветки они ни были. Об этом в только что минувшем году напомнил телевизионный фильм «Ликвидация» Сергея Урсуляка. Едва по экрану поползли первые кадры, как автор этих заметок современника «зрительно застыл». Он мгновенно узнал и вспомнил послевоенное время, в котором страна сначала чуть ли не задохнулась от счастья великой Победы, а потом от голода и разочарования в 1946 году.



Мое детство и юность прошли не в самых ухоженных и благопристойных районах Новосибирска — в Закаменке, на Восточном поселке, в Затоне и на Лесоперевалке. Здесь жила беднота, почти тотальная. Она больше других надеялась, что Победа над фашизмом принесет отрадные перемены. И прежде всего сытость, отмену карточек. Но этого не случилось. Голодуха сорок шестого года имела самые разные последствия, что обдуманно или невольно отразил и фильм «Ликвидация». Уголовка вовлекла в свои ряды много молодежи в то время. Криминал быстро набрал силу и влияние. Народ устал ждать счастья и хорошей жизни. И принялся «добывать» их своими путями — спекуляцией, коррупцией, воровством, а то и оголтелым бандитизмом. Сразу же уточню для правоверных и несгибаемых патриотов, что это, конечно, не носило массовый характер. И никакой армейской операции для подавления хулиганства, бандитизма и коррупции в Новосибирске не требовалось. Полагаю, впрочем, что и в Одессе тоже. Но инерция и философия того времени постоянно требовали крутых и быстрых мер. Они считались нормальными. По представлениям власти, к достатку и народному счастью можно было прийти гораздо быстрее. В сущности, тогда законность еще даже не нарождалась, хотя формально она и присутствовала в жизни. Гоцманы были редки в послевоенные годы и считались романтиками или чудаками.

Впрочем, в фильме «Ликвидация», на мой взгляд, актеры второго плана были лучше, чем первого. В том числе и потому, что они сумели мастеровитее выразить то время — сложное и… «поперечное». Это Фима, Нора, актриса из ресторана, неуловимый бандит Чекан и страстно любящая его любовница. Но особенно актер, сыгравший начальника военной контрразведки. Он мало появляется в кадре, но какой образ законченный! Перед ним стоит задача — ликвидировать бандитизм в Одессе! И он выбирает путь уничтожения всех подряд. То есть путь бессудный, неправедный. Мол, время такое.

Считаю, что эта инерция ответного террора, заложенная в истории нашей страны такими деятелями, как Ленин, Сталин и Троцкий, и оказавшаяся чрезвычайно живучей, сильно навредила нашему обществу и породила уйму кровавых иллюзий. Мы помним, как уже в наше время известный бравый генерал обещал одним полком за месяц справиться с восставшими чеченцами, и что из этого вышло. Мы помним, как трагически отразилась на распаде страны высылка целых народов в дальние края. Я уж не вспоминаю о ГУЛАГе, ссылке Сахарова и других деяниях советской власти. Поэтому, с моей точки зрения, фильм «Ликвидация» освещает не одно одесское событие. Он вскрывает корни многих явлений нашей жизни, забытых и до сих пор живущих. У нас сказано: сила есть — ума не надо. А при силе, может быть, надо еще больше ума.

Свою первую повесть «В мороз» я написал давным-давно. Напомню: она о столкновении честного фронтовика с бандитами. Повесть издавалась уже неоднократно. Но если повесть перечитать сейчас, то в ней легко увидеть некоторые аналогии с очень хорошим фильмом, о котором идет речь. «Природа» времени одна и та же. Она выражена не только во внешних приметах памятного сорок шестого года, но и в настроении людей, в ауре того времени, к счастью, как выяснилось, не забытого и сейчас.

К сожалению, актеры первого плана отразили его в фильме, скажем так, во вторую очередь. В их игре больше игры, чем естественности и правды. Она слишком видна, нарочита. Моему любимому актеру Меньшову образ маршала Жукова явно не удался. Потому, возможно, что есть некоторая нарочитость, предписанная сценаристом маршалу Победы Жукову. Он поставлен в какие-то «мелковатые» для полководца такого масштаба обстоятельства. Жуков, при всем том, что о нем уже написано и показано, еще, как представляется, не дождался своего звездного часа ни в литературе, ни в искусстве. И в «Ликвидации» это явно не звездный час. На этот раз, как это чаще всего и бывает, так называемые отрицательные и второстепенные герои переиграли главных. За исключением, полагаю, актера, который сыграл Академика.

Вредит фильму и чрезмерный одесский говор, все эти «тудой-сюдой» и «шо». В свое время мы с приятелем наслаждались этим говором, специально задавая одесситам самые разные, а то и идиотские вопросы. Мы их провоцировали на юмор — так он нам нравился. Но юмор одесситов скорее не в произношении, а в алогичности, в словесной аранжировке, в неожиданности ответов, в своеобразном отношении к жизни. У них иной взгляд на мир, чем у москвичей или сибиряков, например. В этом соль. Приведу пример, который я еще помню, — остальные забыл.

Идет по Одессе мальчик, озорноватый такой шкет лет двенадцати.
Спрашиваем у него:

— Ты не знаешь, как пройти к Чижиковым баням?

— Идите прямо, — ответил шкет, — не оглядывайтесь, ничего не бойтесь — и вы попадете к Чижиковым баням.

Почему мы должны были бояться и оглядываться — непонятно. Зато было смешно.

А вот совсем не смешно, когда в финале фильма Гоцман падает с разоблаченным Академиком и произносит свою коронную для всего фильма юморную фразу «картина маслом», а в это время у убитого наконец Академика проступает изо рта кровь.

Да и сам финал очень затянут. Двумя-тремя последними сериями вполне можно было бы пожертвовать. Хотя бы потому, что постоянно присуствующее до этого напряжение в «Ликвидации» исчезает, все уже понятно и разгадано.

Не дает, считаю, фильм и повода утверждать, как об этом написали «Известия», что «Ликвидация» не оставляет камня на камне от мифа, что у нас антисемитская страна. Страна, конечно, у нас не антисемитская. Но антисемитизм-то остался. Сейчас он проявляется сдержаннее и глуше, но одним, даже хорошим, фильмом его не искоренить. Правда, «Ликвидация» этому искоренению способствовала. Но «не окончательно и бесповоротно».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
  1. Замерзаете в квартире?

Новости
26.08.2021 фото
Отец троих детей Владимир Шавров создал дома фабрику по производству солдатиков из пластика и наладил продажу игрушечных армий по интернету. Корреспондент VN.ru Наталья Нашталова поговорила с Владимиром и узнала, какие солдаты идут нарасхват, а какие пылятся на полках.

02.09.2021 Видео
Выпуск киножурнала «Сибирь на экране» выкупили и оцифровали выпускники новосибирской школы №12. «В 1980 году я пошел в 1 класс. И в этот день Западно-Сибирская студия кинохроники снимала репортаж для киножурнала «Сибирь на экране» №35 о моем классе», – рассказывает один из героев фильма.

31.08.2021 фото
Удивительные грибы обнаружены под Новосибирском в районе реки Бердь. Жительница Новосибирской области Светлана Чиркина поехала на рыбалку, но вместо рыбы нашла поляну с большими шаровидными грибами. Каждый — размером с футбольный мяч.