Новосибирск 6.2 °C

Чтобы машина не подвела, с ней надо общаться по-человечески

26.01.2008 00:00:00
Чтобы машина не подвела, с ней надо общаться по-человечески
На исходе 2007 года в Новосибирскую область из Хакасии передислоцировался отдельный ремонтно-восстановительный батальон автомобильной техники 41-й общевойсковой армии Сибирского военного округа. Впоследствии признанный одной из лучших воинских частей армии среди равных ему подразделений по итогам указанного года. «Это наши боевые друзья помогают нам добиваться высоких результатов», — говорят бойцы. Имея в виду известные автомобили «Урал», исторически прозванные «колесами армии».



— Моя военная специальность — водитель-такелажник. Сказать гражданским языком, водитель эвакуатора. Год, как освоил это дело. Сразу такая гордость возникла, ведь я стал практически королем дорог! — младший сержант Иван Слезко улыбается, в проявлении этой самой гордости, похоже, абсолютно искренний.

— Трудно было?

— Нет. «Урал» только с виду суровая громадина, но в обращении он довольно легкий. К нему лишь подход надо найти особый. Главное — полюбить его. А если бы там какая-то сложная суперсистема была, требующая «долгого разбирательства», мы бы не смогли так оперативно выполнять все задачи, связанные с эвакуацией различной техники…

Конечно, человеку, усвоившему эту систему не хуже таблицы умножения, сросшемуся в определенном смысле с ней воедино, рассуждать просто. Тем более техникой «монументального свойства» товарищ младший сержант болен с юных лет. На гражданке водил отцовский ЗИЛ, работал на нем, в рядах Вооруженных сил прошел дополнительную подготовку.

— Теперь возможности шире стали, новые навыки появились, — подтверждает мой собеседник, — думаю, они мне в дальнейшем обязательно пригодятся, когда демобилизуюсь.

Следует доходчивое изложение достоинств боевого друга: где он только ни пройдет, откуда только ни вытянет застрявшего «железного зверя», в том числе себе подобного. А то и массу, в два раза большую, нежели сам весит. И в условиях безгаражного хранения чувствует себя отлично. И при низких температурах (до минус пятидесяти — точно) заводится как ни в чем не бывало, поскольку оснащен специальным подогревателем, облегчающим запуск двигателя в любую зиму. И способен, наконец, надежно защитить экипаж во время боевых действий.

— В чем заключается наша работа? Приходилось из болот машины вытаскивать, из глубоких заснеженных оврагов, из лесной местности, — продолжает Иван. — Везде специальные механизмы используются, тросы, блоки. Человеческий фактор в первую очередь важен: надо сначала произвести все расчеты, чтобы не ошибиться при подготовке конкретного механизма для конкретной операции.

— А случались в твоей практике ситуации из ряда вон? Когда, располагая такой чудной техникой, вездесущей и всемогущей, тем не менее приходилось ломать голову: что делать?

Задумывается.

— В моей практике не случалось. И вообще, что бы ни произошло, нельзя долго думать — надо быстрее что-то предпринимать, всегда быть готовым к любой ситуации, тем более если боевые действия... Для того и учимся. Обслуживать автомобиль, поддерживать его в состоянии постоянной боеготовности также самому приходится. Тщательно и регулярно все проверять. За время моей службы, к счастью, не было такого, чтобы моя машина меня подвела… Разрешите идти, товарищ подполковник!

Это уже не ко мне, естественно. Подполковник Константин Кузнецов, командир отдельного ремонтно-восстановительного батальона автомобильной техники 41-й общевойсковой армии Сибирского военного округа, дает бойцу разрешение идти. Ибо тот дело разумеет. Спешит к нему вернуться. И дает в свою очередь понять: принцип «тщательности и регулярности» должен оставаться незыблемым.

— И все они у вас такие… сознательные? — киваю младшему сержанту вслед.

Комбат (а разговор происходит в его кабинете после того, как на территории части мне продемонстрировали эвакуатор в действии) изымает из книжного шкафа грамоту. Отвечающую, надо полагать, на вопрос убедительнее всех и вся: по итогам служебно-боевой деятельности и воинской дисциплине в 2007 году батальон занял почетное третье место среди равных ему частей объединения. А люди здесь действительно свое дело любят. Большой интерес к нему питают. И если ты к машине по-человечески относишься, говорят они, то за взаимностью это самое дело не встанет. Вот и результат.

...Прежде этот батальон находился в Хакасии, где восемнадцать с небольшим лет назад был сформирован. Задачи, поставленные перед ним, понятны: ремонт и восстановление автомобильной техники, поступающей из частей означенного объединения и — по особому распоряжению — всего СибВО. А перебазировался к нам он неспроста: следовало процесс решения поставленных задач оптимизировать. Наша область оказалась выигрышнее по географическому положению и по специфике ландшафта: все-таки здесь у нас места куда более проходимые, доступные. Сюда удобнее свозить «подопечных».

— Мы работаем с техникой, которая, как правило, задействована в военных учениях, используется в повседневной жизнедеятельности подразделений, — рассказывает Александр Халупо, начальник штаба батальона. — Это в основном автомобили КрАЗ, КамАЗ, ЗИЛ-131, ЗИЛ-130, ГАЗ-66 и другие. Эвакуация производится отовсюду — из любых завалов-заносов, из ям, кюветов, болот… Транспортируем также машины, которые просто уже не в состоянии своим ходом идти. На учениях ведь всякое бывает: где-то техника завалилась, где-то была повреждена...

КЭТЛ (колесный эвакуационный тягач легкий) «Урал» работает как большой бронированный конь: отчасти погружает «пострадавшего», на свою натруженную могучую «спину»; задние же колеса транспортируемого остаются в исходном положении (см. фото). Вперед! Независимо от того, насколько хитры условия транспортировки. Хотя, как военнослужащие батальона замечают (а, впрочем, не они одни), по бездорожью нашему пройти порой проще, чем по дорогам. И если во всем мире делают дороги, то у нас — технику. Даже когда шла передислокация батальона, КЭТЛы сильно выручили.

— Показательно, что мы нигде ни разу не застряли при переезде, — подчеркивает уже безо всякой иронии капитан Халупо. — «Урал» способен одолевать массу препятствий. По болотам ходит, по снегам, пескам: меняется давление в шинах — и тем самым в зависимости от характера дорожного покрытия регулируется степень проходимости машины. Там прямо на панели приборов указано, по каким поверхностям и под каким давлением в шинах она способна нормально передвигаться.

— Со способностями все понятно. Но батальон также занимается ремонтом техники — а какие поломки-неисправности чаще всего приходится устранять?

— В основном требуют внимания двигатели. Заменяем их сразу — у нас есть свой склад, на который все необходимое оборудование поступает. Кузовные работы проводим — замену крыльев, облицовки, оперения... Когда чеченские кампании были, мы выезжали всем батальоном в горячие точки. Там подбитую технику перевозили, развороченную, требующую серьезных работ.

— С материально-техническим обеспечением, кстати, в военных частях долгое время проблемы возникали, а теперь бойцы так легко обо всем говорят: там что-то взяли и заменили, там починили…

— Потому что теперь все проще стало решаться. В централизованном порядке. На армию обратили внимание. У нас есть свой склад автомобильного имущества. Склад этот — окружного подчинения. И если раньше деталь, даже самую элементарную, было гораздо сложнее добыть, то теперь все они практически под рукой. По мере необходимости нам выписывают наряд — мы получаем то, что нужно. Без работы не сидим!

А вот сколько лет самой технике, имеющейся здесь на вооружении? На момент формирования батальона, как объяснил его командир подполковник Кузнецов, она только сходила с конвейера известного уральского завода. Почти два десятка лет трудится. Когда-нибудь, конечно, свой ресурс выработает. Потребует замены.

— Но, думаю, процесс также пойдет планово, безболезненно, — заключает Константин Владимирович, — хотя наши автомобили пока достаточно крепкие, раньше-то у нас образцово делали эти машины. На несколько десятков лет их хватит.

— Образцовое содержание, надо полагать, продляет их срок?

— Стараемся, чтобы так было...

А плановая замена сегодня, когда «на армию обратили внимание», действительно готовится: по заданиям специалистов ГАБТУ — государственного автомобильно-бронетанкового управления — на заводе «Урал» разработаны образцы техники, еще более универсальной и неприхотливой. Завод участвует во всех программах ГАБТУ, в научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах по созданию новых перспективных моделей армейских автомобилей многоцелевого характера. И, дай бог, разумеется, чтобы применение их впредь ограничилось учениями и использованием в повседневной жизнедеятельности военных частей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: