Новосибирск 0.2 °C

Франция времен мушкетеров

12.02.2008 00:00:00
Франция времен мушкетеров
«Советская Сибирь» уже писала, что в Новосибирском художественном музее до 30 марта будет работать выставка «Великие мастера гравюры: Жак Калло» из собрания московского Музея изобразительных искусств имени Пушкина. Сегодня своими впечатлениями о встрече с шедеврами делится профессиональный художник-живописец Ирина ВОРОТНИКОВА.



Французский глагол, от которого происходит слово «гравюра», означает «вырезать». С одной доски, награвированной художником, можно напечатать большое количество равноценных оттисков (эстампов); все они будут авторскими произведениями в отличие от рисунка, который существует только в единственном числе. Гравёры часто подписываются не одной, а двумя и даже тремя фамилиями — художника, гравёра, печатника. Французский гравёр Жак Калло объединил в одном лице три эти профессии.

Уж не знаю, сколько оттисков, печатал Калло с каждой своей доски — а на выставке представлено 155 офортов размером от спичечного коробка до размера средней географической карты, — но по собственному опыту могу сказать, что процесс этот трудоёмкий. Тот единственный раз, когда я создавала гравюру, будучи студенткой художественно-графического факультета педуниверситета, запомнился крепко въевшейся типографской краской на руках и безмерным счастьем, когда начался процесс печати...

Рассматривая на выставке работы, увидела на стене такую картинку: за прилавком продавцы, перед ними целый ворох гравюр и толпится народ, жаждущий приобрести работы Калло. Этот «рекламный» офорт он придумал в начале XVII века, но, конечно же, приобрести его работы могли только состоятельные люди, так как листы стоили недешево.

Калло — изобретатель техники повторного травления в офорте, которое позволило ему добиться особой точности рисунка, гибкости и чёткости линий, сочности теней на переднем плане, тонкости и мягкости тональных переходов.

В следующем зале представлено несколько серий гравюр: первая серия «Каприччи» («Каприз», 1617 — 1623) создавалась Жаком для его сына. Многие фигуры нарисованы сначала контуром, а рядом та же фигура проработана штрихом.

Искренне восхищаюсь мастером, который со скрупулезностью прорисовал 1200 фигур, размером с маленького муравья, вместе с амуницией и одеждой, и с такой же тщательностью проработал ландшафт. И при этом гравюра выглядит живой и цельной.

Например, художник Ван Гог, прежде чем начать заниматься живописью, много рисовал и занимался гравюрой. И если сравнить штрихи, которыми гравёр «лепит» форму предмета, с мазками живописца, можно увидеть в этом прямое соответствие.

Существует легенда, что Жак уехал в Италию с табором цыган, так ли это — остаётся гадать. Но то, что Жак создал целую серию офортов и смог передать реалистичный быт этого народа, опровергнуть не сможет никто. Серия «Цыгане» интересна живым расположением персонажей и тончайшими подробностями. Калло смог так одеть своих героев, что они живут в своих одеждах, как будто родились в ней.

Следующая серия «Разные фигуры» напоминает серию «Каприччи» — те же причудливые человеческие типы, нарисованные контуром, затем то же — со светотенью: эти офорты были созданы специально для желающих научиться рисовать.

Далее представлена серия «Большие страсти», где ключевые сцены из жизни Христа награвированы Жаком Калло с детальной проработкой, ещё более тонкой, чем у Дюрера. Говоря об этом, я ни в коем случае не хочу умалять достоинств работ великого Дюрера, у которого каждый штрих наполнен такой мощью и правдой жизни, что нарисованный им кролик кажется вот-вот соскочит с листа. И то, что Калло опирался на немецкие традиции, в частности на работы Дюрера, прослеживается, например, в его работе над титульным листом, который он выполнил на заказ для диссертации, представленной на выставке. (А у новосибирского зрителя появилась редчайшая возможность сравнить почерк двух великих мастеров, так как совсем недавно в залах того же художественного музея он мог наслаждаться офортами Дюрера.)

...Редко встретишь художника, которого признали ещё при жизни, Калло — один из таких счастливчиков. И талант его не подлежит сомнению. И то, что великий Рембрандт коллекционировал офорты Жака Калло, прямое тому подтверждение.

Поэтому я прекрасно понимаю художника Давида Тенирса, создавшего живописную копию с офорта Жака Калло «Ярмарка в Иммрунете», где он насчитал на листе 1622 фигуры, созданные гравером. Что говорит как о невероятном терпении живописца, так и о большом мастерстве создателя графического оригинала.

Основная часть работ в последнем зале связана с событиями войны (1616—1648 гг.). Это две большие панорамные композиции «Осада цитадели Св. Мартина» и «Осада Ла Рашели» — листы (с резкими пространственными «скачками» от переднего к заднему плану) заключают в себе массу эпизодов, множество подвижных фигурок. Жизненная конкретность тонко подмеченных острохарактерных деталей сочетается в произведениях Калло с гротескной выразительностью образа в целом, потрясает большим количеством персонажей, тончайшей прорисовкой людей и элементов пейзажа.

Жак Калло прожил всего 42 года. За такое короткое время им создано более 1500 гравюр, ему посвящено колоссальное количество литературы. В наше время, к сожалению, компьютер и лазерный принтер почти вытеснили этот вид искусства. Но остались ещё мастера, преданные ему: например, недавно открылась выставка офорта в краеведческом музее.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: