Новосибирск 9.7 °C

Настоящий подвижник

16.02.2008 00:00:00
Настоящий подвижник
От лихолетья 90-х годов, когда была, по сути, развалена почти вся отечественная авиапромышленность, Новосибирский завод имени Чкалова еще не оправился, но продукция, которую он сегодня начал выпускать, востребована государством. И это вселяет уверенность на будущее. Но, думая о дне завтрашнем, нельзя забывать и о дне вчерашнем.



Молодой специалист
Марк Константинович Сагалаев — ключевая фигура истории и залог успешной работы завода имени В.П. Чкалова в 70 — 80-е годы, когда предприятие серийно выпускало многоцелевой самолет Су-24, до сих пор находящийся на вооружении Российской армии.

В 1953 году молодой выпускник Куйбышевского авиационного института Марк Сагалаев прибыл в наш город, чтобы связать свою судьбу с авиационным производством — делом сложным и трудным, требующим максимальной самоотдачи. Все дела и мысли заводчан были подчинены одной задаче — выполнению плана выпуска боевой техники и обеспечению гарантийного срока ее эксплуатации. А план всегда был очень и очень напряженным, соответствующим международной обстановке того времени.

Завод не был на военном положении, но командно-административная система управления была очень жесткой. Далеко не все молодые специалисты выдерживали ее давление. Трудности усугублялись лавиной технических вопросов и проблем, возникавших при освоении производства не просто новой, а самой современной авиационной техники. Случаев технической безграмотности и бестолковщины тоже было немало. Контролировать ситуацию и управлять ею могли только знания и опыт специалистов.

Надо сказать, что в те годы студентам технических вузов в учебе приходилось рассчитывать только на самих себя, а преподавателей можно было «подкупить» только своими знаниями. Будущие специалисты «крепли» над курсовыми проектами и учились технически мыслить, анализировать, выбирать оптимальные технические решения.

На Чкаловском заводе все выпускники авиационных институтов начинали свой трудовой путь с должности мастера — основной фигуры производства. В цехах люди растут быстро. Получаемые навыки образуют производственный опыт, включая такой важный фактор, как умение работать с людьми.

Высокий, стройный и импозантный, молодой Сагалаев, став вскоре ведущим технологом цеха сборки, обратил на себя внимание главных специалистов завода вдумчивым и относительно быстрым решением сложных вопросов сборки и монтажа систем самолета. Он, как говорится, спешил не торопясь.

В 25 лет Сагалаева назначают руководителем бюро технического контроля летно-испытательного цеха. Это было естественной ступенькой его карьерного роста и носило тогда более скромное название — повышение по службе. Во время испытаний и в процессе передачи изделий заказчиком часто неожиданно, как снег на голову, выявлялись конструктивные недоработки и дефекты сборки, устранение и согласование которых очень дорого обходилось предприятию. Сагалаев буквально не слезал с испытательных изделий, знал их досконально и видел то, что не замечали другие. Возникающие вопросы рассматривал непосредственно на самолете с приглашением соответствующих специалистов. Но даже такая оперативность не спасала положение. Для его качественного изменения требовалась технологическая отработка на более ранних стадиях производства.

Главный инженер
В 1963 году тридцатитрехлетнего Сагалаева назначают заместителем главного инженера по надежности авиатехники. Его задача — обеспечить безаварийность и гарантированный срок эксплуатации сделанных заводом самолетов. Специалисты отдела надежности тщательно анализируют все летные происшествия и случаи отказа эксплуатируемой авиатехники, разрабатывают мероприятия, исключающие их повторение, контролируют выполнение. Эта работа была особенно важна при серийном выпуске самолетов. Сагалаев часто бывал в воинских частях, под его руководством совершенствовались испытательные стенды. Он был терпелив и настойчив в своих действиях. За период 1976 — 1981 годов он участвует в выполнении заводских мероприятий, позволивших внедрить 823 предложения по улучшению работы двигателей и повышению эксплуатационных характеристик других систем самолета, что дало экономический эффект в размере трех миллионов тогдашних рублей.

В 1971 году началось производство суперсовременного для того времени Су-24, тактико-технические данные которого востребованы и сегодня, а два года спустя М. К. Сагалаев был назначен главным инженером предприятия. Его основной задачей стало обеспечение серийного выпуска этого самолета, который был сосредоточием новейших достижений авиационной науки и техники. Достаточно сказать, что Су-24 имел изменяемую в полете геометрию крыла, мог летать на сверхзвуковой скорости у самой земли с автоматическим преодолением рельефа местности. Вечером в день назначения специалисты отдела надежности без какой-либо предварительной договоренности (а это о многом говорит) нагрянули домой к своему уже бывшему начальнику, чтобы поздравить его с новой должностью и новой высочайшей ответственностью.

Семидесятые годы — время очень активной работы всех технических служб завода. Главный инженер часто бывает в технических отделах, где решаются сложнейшие вопросы серийного производства. В ночь перед первым испытательным полетом Су-24, когда его экипаж нормально отдыхал, не спал только главный инженер. Это изделие стало судьбоносным для завода, он выпускал его с учетом различных модификаций более двадцати лет. В 1981 году М.К. Сагалаев был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Мало кто знает, что завод имени Чкалова был задействован и в космической программе. Изготовленные на предприятии тормозные створки обеспечили космическому челноку «Буран» благополучный спуск на родную Землю. Техническая политика, проводимая главным инженером, во многом определила и деловые отношения с поставщиками комплектующих изделий, материалов и оборудования, которых было более тысячи. Не перестаешь удивляться, как он все это успевал делать. Вычислительная техника тогда еще мало помогала. Суть технической политики главного инженера заключалась в том, что он стремился предвидеть события и готовился к ним, а не шел у них на поводу. Ставя перед подчиненными невыполнимые с их точки зрения задачи, он так убедительно обосновывал их реальность, что исполнителям ничего не оставалось, как идти и выполнять. Ровное и уважительное отношение к людям было частью его технической политики. Он вел прием по личным вопросам, помогал с жильем, устраивал в больницы и даже помогал некоторым рядовым работникам «вырваться» в очередной отпуск. Марк Константинович был очень скромен в быту. Самое большое его приобретение — автомобиль «Запорожец». Годами не ходил в отпуск, а энергию для работы брал у природы — на рыбалке, когда удавалось вырваться на день-другой. Завод имел свои базы отдыха для охоты и рыбной ловли.

Директор
Министерство авиационной промышленности неоднократно предлагало Сагалаеву директорское кресло в других городах и солидную должность в Москве, но он остался верен своему коллективу. Марк Константинович был равнодушен к карьерному росту и свой завод любил по-настоящему. И не только завод! У него была крепкая семья в лице жены Илиады, врача высшей категории, сына Андрея и дочери Анны. Но сын выбрал путь ученого-археолога, а дочь стала архитектором.

В 1983 году М.К. Сагалаев дал согласие возглавить свой завод, переименованный к тому времени в Новосибирское авиационное производственное объединение (НАПО) имени Чкалова.

Работа любого директора во многом зависит от того, какие отношения складываются у него с министерством. Поначалу казалось, что все идет как нельзя лучше. Объединение успешно осваивало выпуск новых модификаций Су-24, но выпуск первого опытного изделия по не зависящим от завода причинам произошел лишь в 1993 году.

Вскоре министерским чиновникам пришлось убедиться, какой «крепкий орешек» руководит НАПО. Он был предельно объективен, принимал смелые решения, до последнего отстаивал свое мнение и очень не любил выполнять неверные и непродуманные решения, тем более исходящие свыше. Он мог успешно лавировать, в чем-то уступать, а где-то даже и наступать. Министерство же требовало безусловной исполнительности, а гордый характер директора отметал тупое выполнение даже министерских указаний. Не надо забывать и о том, что период так называемого застоя экономики страны в 80-е годы начинался в верхних эшелонах власти.

Между тем отношения директора и министерства обострялись. Не найдя надежной опоры в коридорах власти, Сагалаев в 1989 году написал заявление об уходе с поста директора и сам отправил его попутным заводским самолетом в Москву. В истории предприятия он был первым директором, добровольно ушедшим со своего поста, хотя свободно мог потянуть до пенсионного возраста. Постоянные перегрузки в работе плюс курение не могли не оказать негативного влияния на его здоровье, но Марк Константинович еще продолжал трудиться на родном предприятии. Он всегда работал, пока жил, и жил, пока работал. Работа и жизнь таких людей были неотделимы друг от друга. Наша статья — дань памяти о нем.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: