Новосибирск -1.4 °C

Отдать должное мастерам-реалистам

27.02.2008 00:00:00
Отдать должное мастерам-реалистам
С интересом ознакомился с недавно вышедшей книгой Евгения Прокопова о новосибирских художниках «Богатство души, многоцветье палитры», где собраны и в систематизированном виде представлены два десятка очерков и статей автора, в разное время опубликованных в периодических изданиях. А главная ее задача — дать представление об огромном богатстве, разнообразии достижений и большой эстетической ценности того пласта художественной жизни Новосибирска, который можно назвать реалистическим искусством 50 — 90 гг. ХХ века, отдать должное мастерам изобразительного искусства старшего поколения.



В последнее время мы с тревогой наблюдаем такое явление, как утрата привычных морально-нравственных устоев, размывание ценностных ориентиров, готовность к самоуничижительному принижению наших достижений, попытки уничтожить преемственность поколений и верность лучшим традициям, оспорить плодотворность реалистического метода. Литература, театр, музыка, изобразительное искусство стали при этом ареной идеологических споров. Мутный вал низкопробных поделок заполонил эфир, печать, выставочные залы, театральные подмостки. Особенно удручает нежелание многих представителей творческой молодёжи трудиться над освоением художественного наследия, её погоня за сиюминутным коммерческим успехом, демонстративное самоустранение из активной, созидательной жизни. И здесь, в этой ситуации, на мой взгляд, бесценно обращение к опыту художников старшего поколения.

Мы давно знакомы с автором. Встречались на выставках, обсуждали новые публикации друг друга. Евгений Васильевич Прокопов с пытливой дотошностью интересовался моими знакомствами с новосибирскими живописцами старшего поколения. Становление его интересов, формирование его взглядов происходило у меня на глазах. Его отношение к искусству, твёрдые убеждения близки и понятны мне.

Собранные под одной обложкой, статьи разных лет дают достаточно полное представление о многих событиях и фактах художественной жизни Новосибирска, уже почти ушедших в небытие. Автором обозначены тенденции и закономерности творческого роста крупнейших сибирских живописцев, подняты проблемы взаимоотношений общества и художника, востребованности творчества.

Не только напряжённая работа в архивах, выписки из старых каталогов, но и записи живых бесед автора с художниками, использование дневников и записей ветеранов, — всё это позволило Евгению Прокопову создать книгу, которую без особой натяжки можно назвать панорамой художественной жизни Новосибирска. Тем более что она щедро иллюстрирована как черно-белыми, так и цветными репродукциями.

Очень удачными являются попытки самостоятельного искусствоведческого анализа отдельных произведений. Примером, в частности, может быть исчерпывающе полный анализ гравюры А. Н. Невзгодина «Чабан» в очерке о 50-летии основания целины или точный разбор особенностей картины М.А. Мочалова «Перекрытие Оби» в очерке о художниках на строительстве Новосибирской ГЭС.

Иногда захлёстывает автора публицистическая запальчивость. И хотя многие заботы его близки и понятны нам, но, думается, главная заслуга книги — возвращение в культурный обиход многих забытых и полузабытых имён и событий.

Зная ограниченные возможности (издание было осуществлено практически полностью за счёт автора), с пониманием отнесёмся к тому, что в книге явно не хватает таких библиографических «излишеств», как примечания, комментарии, нет именного указателя. Пожелание на будущее: научно-справочный аппарат и по качеству, и по типу должен отвечать хотя бы минимальным требованиям популярного искусствоведческого издания.

Не всё написанное Евгением Прокоповым о художниках вошло в рецензируемую книгу. Остались за её рамками небольшие заметки и микрорецензии, проходные статьи о выставках. Приветствуя такую строгость и самоцензуру, считаю, однако, что при этом уменьшились полнота и широта охвата событий.

В качестве приложения к книге приводится двухлетней давности статья-интервью «Есть вещи поважнее денег» из газеты «Советская Сибирь» о целях и задачах учреждённого Прокоповым некоммерческого партнёрства «Сибирское культурное наследие». Планы, намеченные в той статье, понемногу претворяются в жизнь. Хотя некоторые из них, прямо нужно сказать, на одном энтузиазме одиночек не выполнить. Взять, к примеру, создание в Новосибирске музея патриарха сибирской школы живописцев Ивана Васильевича Титкова или создание в селе Вьюны Колыванского района дома-музея художника Павла Поротникова. Без помощи общественности и властей в таком большом деле не обойтись.

Поздравляя автора первого выпуска «Очерков о новосибирских художниках» (таков подзаголовок) с выходом интересной и нужной книги, пожелаем ему дальнейших успехов на этом поприще.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: