Об этом я решил побеседовать с Ириной Шахматовой — руководителем молодёжной школы бизнеса, и одной из её выпускниц — Анастасией Катауровой.
— Для начала давайте выясним, «откуда есть пошла» молодежная школа бизнеса...
Ирина: — Инициатором здесь выступило областное управление по делам молодёжи. Они ещё несколько лет назад провели исследование с целью определить социально-экономический статус современной молодёжи. И там, помимо всего прочего, был такой вопрос: рассматриваете ли вы возможность открытия «своего дела»? Выяснилось, что наиболее активны в этом плане молодые люди 18 — 25 лет, а чем старше, тем у людей меньше стремления создать что-то своё, всё меньше веры, что это вообще возможно...
Людей, которые хотели бы испытать себя на этом поприще, довольно много, но им очень трудно решиться, они не знают, с чего начать. Не хватает информации, навыков, просто поддержки, в конце концов. Вот мы и создали такой проект — молодёжная школа бизнеса. В прошлом году 28 молодых людей прошли у нас двухмесячный курс обучения, а пятеро из них уже открыли свой бизнес. Сейчас мы хотим сделать этот проект цикличным, недавно объявили новый набор.
— Ну а что представляет собой обучение? И кто становится вашими студентами?
Ирина: — Занятия включают в себя теоретический курс, встречи с уже состоявшимися предпринимателями и практикум. У нас налажены очень хорошие отношения с администрацией области и с Новосибирским клубом предпринимателей под руководством Владимира Макина. А участники... В прошлом году девушек было чуть побольше, чем парней. А возраст очень «ровный» — 22 — 24 года.
Настя: — Я, например, уже закончила институт, поработала в банке, но поняла, что это «не моё». Увлеклась дизайном, стилистикой. И вот прошлой весной случайно увидела объявление о наборе в школу. Решила попробовать...
— И? Жизнь круто изменилась?
Настя: — О да! Впечатления были потрясающие. У меня давно была мечта стать самостоятельной, «самой себе начальницей». Я даже немного занималась мелкой коммерцией — помогала знакомым, у которых свой магазин, закупать одежду в Италии. Но тут у меня просто целое новое мировоззрение сформировалось.
Ведь у большинства людей по поводу бизнеса очень стойкий стереотип. Что главное — это деньги. Стартовый капитал, какое-нибудь помещение для офиса, активы. Первое, чему нас научили в МБШ, что главный твой ресурс — это ты сама, твой потенциал, твои идеи, твой особый образ мышления. И мы в этом тут же убедились на практике — во время бизнес-игры «Монополия».
— Так всё-таки игра или практика?
Ирина: — Нет, всё было реально. Это просто название совпадает с популярной настольной игрой. А у нас условия были такие: делимся на команды, каждая из команд придумывает некую бизнес-идею и пытается воплотить её в жизнь. Мы с тренерами помогаем ребятам советами, информацией...
— А деньги?
Настя: — Деньги вообще нельзя было вкладывать, даже свои. Ни копеечки!
— И что, из этого что-то получилось?
Ирина: — Конечно! Не только всё получилось, но ребята еще и заработали на этом. Кстати, Настя была в команде, разработавшей лучший проект.
— Так-так... Давайте-ка с этого места поподробнее. Прибыльный бизнес-проект без копейки начального капитала — это... Остап Бендер просто отдыхает!
Настя: — Началось с того, что мы пришли в ночной клуб «Щука», встретились с управляющим. Спрашиваем: сколько у вас народу бывает, скажем, по четвергам? Он отвечает: ну, человек пятьдесят. А мы ему: а хотите, чтобы пришло сто, а то и больше? И предложили идею вечеринки, посвященной знакомствам. Договорились с сайтом знакомств ngs.love.ru. Договорились насчёт шоу-программы. Договорились насчет информационной поддержки. Нашлись фирмы, согласившиеся предоставить призы для конкурсов...
— Уточняю — это всё БЕЗ ДЕНЕГ?
Настя: — Мы находили такие варианты, которые выгодны всем сторонам. Собственно, это главное. В общем, в один прекрасный вечер наша вечеринка, которую мы назвали «LOVина — party», состоялась и была очень успешной. Мы как организаторы получили гонорар.
Ирина: — А одна из участниц этой затеи — Светлана Марценюк — теперь занимается организацией таких вечеринок постоянно. Открыла своё агентство под тем же брэндом.
— Ну а Настя чем занялась?
Настя: — Открыла «Студию Анастасии Катауровой». Занимаюсь созданием образов — подбор макияжа, одежды. В общем, я стилист. Пока что, конечно, не очень известный, и у меня даже нет постоянного помещения. Но уже были заказы от нескольких глянцевых журналов, есть работы для модельных агентств. А сейчас я собираюсь запустить такой... больше социальный, наверное, проект. Это конкурс красоты для девушек из детских домов. Ведь многие знают, что главная проблема детдомовцев — это социализация. В детдоме они оторваны от реальной жизни и потом им очень тяжело адаптироваться. А на этом проекте у девчонок будет возможность проявить себя, посоревноваться. А может, кому-нибудь повезет и её заметят в мире моды.
— Здорово. Настя, а каково это всё-таки — находиться в «свободном плавании»? Не боязно?
Настя: — Я уже привыкла. Хотя, конечно, «в свободном плавании» я меньше года. Но у меня есть определенные цели, я знаю, чего хочу, и... я просто иду к этому.
— Ну а если порассуждать о плюсах и минусах такого выбора? Какие есть преимущества, какие препятствия?
— Ирина: — Самый главный плюс — это то, что ты становишься хозяином своей жизни. Никто не диктует тебе цели и условия, ты всё для себя определяешь сама. Конечно, приходится очень много работать и постоянно учиться...
— Но и работа, наверное, совершенно по-другому воспринимается?
Ирина: — Конечно. Ну а препятствия... Иногда немного тяжело доказывать что-то партнерам, потому что не сразу тебя воспринимают всерьёз из-за молодости. Но это временно, конечно.
Настя: — Вообще я считаю, что те трудности, которые у меня возникают сейчас, — это вопрос времени. Или, можно сказать, «раскрутки». Буду выполнять больше заказов, становиться более известной в городе... В общем, развиваться.
— А девушкам-предпринимательницам сложнее, чем мужчинам?
Ирина: — В серьёзном бизнесе прежде всего смотрят на то, что ты предлагаешь. На твои идеи. То, что ты девушка, нужно помнить прежде всего самой для себя.
Настя: — У меня очень редко бывало, чтобы ко мне как-то предвзято отнеслись из-за того, что я девушка. Впрочем, в той сфере, в которой я работаю, вообще женщин большинство, так что...
— Ну а со скепсисом приходилось сталкиваться? Со стороны родителей, знакомых...
Настя: — О, это на каждом шагу, особенно поначалу! И отговаривали, и посмеивались, потом всю дорогу советы давали — как да что... Но если слушать только других, ничего не добьёшься. Нужно самой верить — и всё получится!
Ирина: — А я в конце концов своим примером даже мужа заразила — он у меня тоже сейчас пробует открыть своё дело. Не знаю пока, что у него получится, но я за него очень рада.
— Ну что ж, удачи вам! И с наступающим!
— Спасибо!
Главный мой капитал — это я сама!
07.03.2008 00:00:00
«Не женское это дело — бизнес» — частенько можно услышать от... Да от кого угодно! Плюс еще целый перечень сфер деятельности, куда представительницам прекрасного пола лучше не соваться. Хотя жизнь давным-давно показала, что нет «мужских» и «женских» дел, а уж предпринимательство — это и вовсе занятие очень демократичное. Для него нужны лишь смелость, упорство и... А что ещё? И каково это вообще — быть девушкой-предпринимателем?