Новосибирск -5.3 °C

С нею — всюду жизнь Александр КЛУШИН. Ученый секретарь Новосибирского государственного художественного музея, хранитель коллекции старой живописи, заслуженный работник культуры РФ.

07.03.2008 00:00:00
С нею — всюду жизнь Александр КЛУШИН. Ученый секретарь Новосибирского государственного художественного музея, хранитель коллекции старой живописи, заслуженный работник культуры РФ.
Что говорить, в нашем социуме женщина издавна считается улучшенным экземпляром человечества. И, наверное, это в какой-то степени справедливо. Потому что у женщины при всех ее эмоциональных качествах, я считаю, больше развито чувство долга. И это ее украшает. Она постоянно думает о семейном благе, о детях, о том же самом мужчине, что рядом… Мужчина от этих забот может уйти в профессию, в мечтания, наконец, в философию… Политика, производство и вообще общественная жизнь его манят и привлекают.



Женщина в этом плане существо более разумное: она старается не лезть туда, где нет конкретного результата, который она хочет видеть каждый день перед своими глазами и наблюдать, какие формы созидаемое ею принимает… Жизнь сложна, и ее стремление к идеалу не всегда увенчивается успехом. Но само это движение заслуживает преклонения.

И сама женщина — ее давно «приметили» художники — является объектом внимания искусства. Ее красота, обворожительность для мужчин — всегда нечто желанное и жизненно необходимое: без женщины мы куда? Без женщины — никуда!

О женщинах в профессии мне трудно говорить, потому что вот одна коллега — моя жена — сидит тут рядом, под боком, и попробуй сказать, что-нибудь не то… А вообще, конечно, в искусствоведении процент женщин выше, чем в какой-либо другой сфере. Особенно в советскую эпоху это была в основном женская профессия. Они писали монографии, готовили доклады, участвовали в конференциях, выпускали каталоги. Брали в основном своей дотошностью и кропотливостью. Если же говорить о полете фантазии или каких-то особых концептуальных открытиях, то там их, скажу по секрету, особо не было… Допустим, таких интересных предположений или догадок, какие сделал в исследовании изобразительного искусства Сарабьянов или Турчин. Даже на Западе женщины-искусствоведы, увы, не сказали своего веского слова. Но вот как музейным работникам женщинам нет равных! Они скрупулезны, дотошны, на них держатся все наши музеи, в том числе Третьяковка, Эрмитаж, в меньшей мере — так сложилось — Русский музей… Ведь музейная работа, она кропотливая. Я сам храню живопись и знаю, как надо изо дня в день привязывать себя к компьютеру и работать-работать-работать над документацией. Мне это интересно, но порой рутинность процесса все-таки достает. Женщин, похоже, нет, они трудятся над документацией как пчелки: у них всегда готовы материалы для какого-нибудь будущего каталога по любой теме.

Женщины — чудные реставраторы. Вот, например, томичка Наталья Порфирьевна Добрынина обслуживает музеи многих сибирских городов, и работать с нею одно удовольствие. В середине марта у нас будет выставка отреставрированных ею полотен — там будут работы замечательных живописцев. Разумеется, среди мужчин тоже есть великолепные мастера-реставраторы. Но когда смотришь на работу Натальи Порфирьевны, ее осторожные, любовные прикосновения к холсту, понимаешь, что реставрация — очень женская стезя — спасать жизнь во всех ее формах от какого бы ни было разрушительного начала, а значит, заботиться о ее продолжении.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: