Об этом мы и поговорили с начальником областного управления по регулированию потребительского рынка и сферы услуг Ларисой Владимировной ЯРКОВОЙ.
— Существует целая система, которая обеспечивает качество пищевой продукции и вообще продовольственную безопасность на территории области. Это каждодневная, планомерная работа, в которой задействован целый ряд служб, — рассказывает Лариса Владимировна. — При губернаторе действует специальная комиссия, созданная для согласования действий всех ведомств. Руководит ею глава нашего департамента Сергей Николаевич Сёмка. Я как заместитель чаще всего веду заседания комиссии. В неё входят представители Роспотребнадзора, Россельхознадзора, управления ветеринарии, Новосибирского центра стандартизации и метрологии, соответствующих отделов милицейской и таможенной служб, ну и так далее. Это все службы, которые так или иначе осуществляют контроль на потребительском рынке, и наша основная задача — согласовать, скоординировать их действия. За счет того, что мы обладаем информацией, поступающей из всех ведомств, складывается более четкая и объективная картина ситуации, выявляются направления, на которых нужно обращать особое внимание. Конечная же цель — это недопущение попадания на рынок Новосибирской области и оборота на нем опасной для здоровья, недоброкачественной пищевой продукции.
— Давно работает эта комиссия?
— Постановление губернатора было подписано 1 ноября 2005 года.
— А каковы конкретные результаты её работы, к примеру, за прошлый год?
— Вся статистика у нас уже подведена. Проведено проверок за год — 5102, проведено экспертиз продукции — 869 027, всего освидетельствовано, то есть осмотрено продукции в объеме более 37 тысяч тонн. Составлено протоколов об административных правонарушениях — 1232, предъявлено штрафов — 1 280 тысяч рублей, заведено уголовных дел — 22. Снято с реализации почти 44 тонны продукции, из них направлено на утилизацию 26,5 тонны. Отстранен от работы — 51 человек.
— Это всё в ходе плановых проверок или бывают какие-то специальные акции?
— Есть, конечно, текущая, плановая работа. Кроме того, мы проводим так называемые месячники по контролю качества той или иной группы продуктов: рыбы, мяса, кулинарной продукции, муки, круп, алкоголя и так далее. Кроме того, по некоторым группам товаров такой повышенный контроль идет в течение всего года — например, по сливочному маслу.
— Почему? Много некачественного масла?
— Продукт очень часто не соответствует тому, что написано на упаковке. Раньше ведь у нас даже не было такого понятия, как спрэт. Сам по себе спрэт — вполне нормальный продукт, но это не совсем масло, и называть его так производитель не вправе. При проведении проверок почти в 80 процентах случаев были выявлены такие нарушения, как неполная информация в маркировке продукта или её отсутствие, заниженная массовая доля жира и завышенная массовая доля влаги, наличие массовой доли немолочного жира в жировой фазе продукта. Зачастую отсутствует контроль условий хранения продукции.
— А какой месячник идёт сейчас?
— Только что закончили месячник по контролю за качеством мяса всех видов и продуктов его переработки. Сейчас настал черед рыбы всех видов обработки, балычных изделий, рыбных полуфабрикатов, икры, морепродуктов, рыбных консервов.
— А результаты по мясу уже есть?
— Да. И, к сожалению, надо признать, что ситуация здесь довольно тревожная. Было проведено 1025 проверок, и нарушения были установлены в 452 случаях — это более 44 процентов от обследованных. Проверки проводились и силами Роспотребнадзора, и управления ветеринарии, и НЦСМ. Только ветеринарной службой было проверено свыше 27 тысяч тонн мясной продукции. В итоге: 368 дел об административных нарушениях, наложено штрафов на общую сумму 423,3 тысячи рублей, приостановлена реализация почти пятидесяти тонн продукции, из них 25,6 тонны уже отправлено на утилизацию.
— А какие здесь самые распространенные виды нарушений?
— Главным образом это мясо неизвестного происхождения, то есть без необходимых сопроводительных документов. Ну и второе — это нарушение сроков и условий хранения.
— А на каких этапах производится контроль? Наверняка и до поступления на реализацию, и после? И как это все выглядит в конечном счете?
— Конечно. А на местных пищевых комбинатах — и во время производства. Для плановых проверок производится определенная выборка, во время месячников мы делаем более обширные «срезы» по тому или иному виду продукции. Ну и, конечно, идет работа по обращениям граждан. Это в обязательном порядке. В целом же стараемся, чтобы во всех проверках присутствовал элемент внезапности. Это, сами понимаете, повышает эффективность контроля. У нас уже есть в планах, за какие виды продукции мы примемся в следующем месяце, и летом, и осенью. Но разглашать эту информацию не стоит.
Напоминаем, что жители Новосибирска и области могут обращаться с замечаниями и предложениями по качеству пищевой продукции по телефонам «горячей линии»:
227-42-34, 227-42-35 — комитет по защите прав потребителей мэрии г. Новосибирска;
220-22-59, 220-20-95 — территориальное управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Новосибирской области;
272-80-00 — ФГУ «Новосибирский центр стандартизации и метрологии»; 210-08-83 — СМТУ Ростехрегулирования;
346-56-85, 346-04-51 — управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Новосибирской области;
202-08-52 — управление ветеринарии по Новосибирской области.
Проверим рыбку большую и малую
11.03.2008 00:00:00
После осеннего скачка цен на продукты тема потребительского рынка приобрела особую актуальность, и потому не обделена вниманием СМИ. Однако говорят главным образом о ценах, не касаясь еще целого ряда аспектов деятельности торговых предприятий. Между тем это очень обширный «невидимый фронт», богатый событиями и интересными фактами. В частности, отдельного разговора заслуживает тема контроля качества продуктов питания.