Новосибирск 6.1 °C

Мир создаем своими руками

22.03.2008 00:00:00
Мир создаем своими руками
Если вы живете рядом со школой, вы счастливый человек. Одного взгляда на весело бегущих ребятишек, залетевшей в форточку трели их звенящих голосов достаточно, чтобы ваше сердце наполнилось трепетным и нежным чувством. Сколько бы лет ни прошло с прощального школьного звонка, отпустившего нас во взрослую жизнь, наша первая альма-матер продолжает жить в нас многие годы. Светлыми воспоминаниями, признательностью к тем, кто был к нам строг и требователен, но безгранично любил нас, а еще теми главными нравственными принципами, что сформировались, вызрели в школьный период и стали нашим главным внутренним стержнем на всю жизнь.




Учить. Воспитывать. Созидать личность?
Что такое школа сегодня, в век «ускоренности» во всем: в техническом прогрессе, в стремлении познать, успеть, достичь; в век, когда личностный успех для многих становится оправданием пренебрежения к чему-то важному, сущностному, объединяющему нас; в век, когда, кажется, никому уже не до сантиментов?! Должна ли школа, как идеально отлаженный завод, оснащенный по последнему слову науки, выпускать ультрасовременные «модели» будущих грамотных управленцев, успешных политиков, рисковых бизнесменов или все-таки она может стать чем-то большим? Вопрос отнюдь не риторический.

В нашем городе есть школа, где современных подростков, выросших не на Павке Корчагине и Тимуре с его добропорядочной командой, а на «Комеди-клаб», «Бригаде» и «Доме-2», учат уважать старость, заботиться о тех, кто слаб и беспомощен, воспринимать как равных себе сограждан, которых государство упорно именует «людьми с ограниченными возможностями» и просто… стремиться делать добро.

Когда я в первый раз побывала в двадцать втором лицее Новосибирска, меня прежде всего поразила простота и открытость в общении девчонок и мальчишек этого, что скрывать, весьма престижного учебного заведения. Их неэлитарность и в лучшем смысле обыкновенность. Хорошие дети, веселые, соответственно возрасту дерзкие и независимые, но при этом очень уважительные. В школе в качестве общепринятой идеологии действует особая система взаимных отношений. Учеников друг к другу, к педагогам и родителям, к жителям окрестных домов, ко всем. Как это происходит? Разговор особый. Но результат этой работы уже виден. Сегодня лицей №22 стал притягательным местом не только для его постоянных «жителей», но и для окрестных пенсионеров, ровесников из детских домов города, ветеранов войны и многих-многих других.

Выход в интернет на восьмом десятке
Одна из свежих идей — бесплатные компьютерные курсы для пожилых горожан. Мне об этом проекте рассказал одиннадцатиклассник Кирилл Кобляков, один из пареньков, которые, не жалея личного времени, делятся знаниями с «учениками», годящимися им в бабушки и дедушки.

— По-моему, многие пожилые люди приходят к нам не столько компьютер освоить, сколько расширить круг общения, познакомиться с новыми людьми. Есть одинокие, есть те, у кого дети и внуки живут далеко, а им, наверное, скучно и тоскливо в пустой квартире, — говорит Кирилл. — Среди них очень много интересных и талантливых людей. Ромка Ушкан даже подружился с одной бабушкой, они все время шутят, рассказывают друг другу о чем-то. Нормальный диалог поколений.

Первый раз прикасаясь к «мышке», они улыбаются. Робко осваивают работу с текстовыми документами. Дальше — больше, смелее, заинтересованнее. К концу курсов большинство «учеников» могут написать и отправить электронное письмо, выйти в интернет и найти необходимую информацию. Кирилл говорит, что в первые посещения Всемирной сети пожилые дамы и джентльмены, как правило, интересуются лекарственными новинками. Но эти навыки и умения — не единственное их «приобретение». Тесное общение с «племенем молодым и незнакомым» дарит пожилым людям такой заряд энергии, такое желание бывать в школе и впредь, что противиться этому они уже не могут. Да и зачем?!

Начальная школа пока, может, и не обладает ценными знаниями, которыми бы могла поделиться с миром, зато богата на энтузиазм и творческие идеи. Здесь хорошей традицией стали душевные посиделки в литературной гостиной. Собрав гостей со всех волостей за горячим чайком да хорошей беседой, песни народные поют, танцуют, рукодельничают. Словом, и гостей развлекают, и секретами мастерства с бабушками обмениваются, и друзей новых заводят. Порой человеку пожилому, сроднившемуся с одиночеством, трудно отважиться на визит в школу, но добрая молва и объявление в газете делают свое дело. Кто-то приводит знакомых, соседей, и дружеский круг становится шире. Говорят, до недавнего времени главными участницами посиделок были бабушки, а тут как-то кавалер, их ровесник, на огонек заглянул, так все встрепенулись, оживились, и вечерок удался на славу. Живая беседа, искренний интерес со стороны ребятишек, радость от общения с ними, положительные эмоции — не это ли рецепт долголетия и счастливой старости?!

От сердца к сердцу
Сейчас уже трудно сказать, с чего все началось. Скорее всего, с апельсинок. Каждый ребенок в школу нес апельсинку. Их собирали в коробки, а затем с поздравлениями и самыми сердечными пожеланиями вручали ветеранам в госпитале или ребятам из детских домов. И человек, беря в руки оранжевое солнышко, понимал, что это не рядовое пожертвование от спонсора, а дар маленького сердца. Знак сочувствия, понимания, душевного тепла. Ведь малыш, прежде чем внести свой вклад в общее дело, о чем-то думал, просил маму или папу купить большой красивый апельсин, такой, который подарит радость незнакомому, но очень хорошему человеку, вечером наверняка много беседовал с родными, расспрашивал, почему так бывает, что человек оказывается один, без близких, в казенном доме, а утром старался не забыть ценный груз, затем, шагая в школу, снова думал, думал... И его мысли, его чувства не могли не передаться адресату. Кстати, эту самую первую акцию под названием «Маленькое солнышко — большому другу» придумала директор Татьяна Васильевна Ведяева, которая семь лет назад возглавила школу.

Потом было еще несколько самых разных социальных проектов, благотворительные акции под Рождество и на Пасху стали традиционными, классы начали сами выходить с собственными инициативами и постепенно, эволюционным путем все это выстроилось в единую программу. Как отмечают педагоги, школьная благотворительная организация «Доброе сердце» родилась тогда, когда сами дети поняли, что разовые акции не удовлетворяют их потребность заботиться о ком-то, чувствовать себя ответственными, нужными…

Год назад, когда мы первый раз беседовали с Татьяной Васильевной на эту тему, она произнесла очень точную фразу: «Милосердие не может быть акцией, оно должно постоянно присутствовать в нашей жизни». И то, что школа делает сегодня, — реальные шаги по воплощению этой идеологии в жизнь. Она дает возможность каждому ребенку проявить лучшие качества своей души.

В раннем возрасте это может быть проявление доброты, щедрости в виде той же апельсинки, подаренной ветерану, или в виде акварельных красочек, отданных в детский дом, где живут ребятишки, такие же, как ты, только… без мам и пап. Это новое узнавание мира. Понимание того, что он сложен и многогранен. Что не всем дано то, что имеешь ты. А значит, надо ценить тепло домашнего очага, любовь и внимание близких, отвечать им нежной привязанностью и благодарностью. Надо делиться с теми, кто обездолен. Надо строить свою жизнь так, чтобы брошенных детей и одиноких стариков не становилось больше. Надо учиться чувствовать гражданскую ответственность за то, что происходит в обществе в целом. Так из капли, из одного доброго поступка, из одной встречи с кем-то лицом к лицу, из одной мысли, запавшей в душу, постепенно формируются духовность ребенка и его характер.

Мое призвание
В старшем звене все уже серьезней. Дети, объединившиеся в лицейскую организацию «Доброе сердце», постоянно бывают в госпитале для ветеранов вооруженных конфликтов и в специализированных учреждениях для детей, имеющих пороки развития. Они не просто навещают, общаются, стремятся пробудить почти угасший интерес к жизни, они выполняют совершенно серьезную работу по уходу за пациентами и даже несложные медицинские манипуляции. К этой части своей жизни все относятся по-особенному, но главную работу, безусловно, делают парни и девчонки, обучающиеся в двух медицинских классах. Они уже сделали свой жизненный выбор.

В откровенных разговорах один на один ребята признаются, что первые визиты очень болезненны. Теоретические знания о том, что пожилой человек более раним, склонен к тревогам, раздражителен, обидчив, что у него уже не та координация движений и реакция, что он не всегда может даже обслуживать себя, что все это вместе взятое не вина его, а естественный ход вещей — одно. Видеть реальное человеческое страдание, понять, что и в этом существовании есть высокий смысл, прочувствовать, как важны каждое сказанное слово, каждый знак внимания, вовремя протянутый стакан с водой — другое. Не каждый человек среднего и старшего возраста способен духовно «дозреть» до этого понимания, а они, пятнадцати- шестнадцатилетние подростки, «дозревают».

— Когда впервые приходишь к ребятишкам с церебральным параличом или другой серьезной болезнью, главное, что испытываешь — жалость и сочувствие. Но постепенно начинаешь видеть, что тот, кто еще месяц назад не мог держать в пальчиках карандаш, пытается нарисовать домик, кто-то самостоятельно делает первые шаги. Это так замечательно! — говорит Лена Косолапова. — А через какое-то время ты ловишь себя на том, что перестаешь замечать их «непохожесть» на тебя. Это просто дети. То озорные, то грустные, прижимающие к себе любимую игрушку, радующиеся твоему приходу… Мы все чем-то отличаемся друг от друга. И неважно, чем именно. Человек может быть образцом с точки зрения анатомии, но подлецом по сути, а другой, имея физический недостаток, обладать красивейшей душой. Мы все — часть этого мира, и нам жить рядом.

Лена уверена, что медицина — ее призвание. Я поймала себя на мысли, что у такого доктора хотела бы лечиться и к такому доктору без боязни привела бы своих детей. Подумала, но не произнесла этого вслух. Спросила у Лены о другом. Что бы она сделала, если бы имела реальное влияние на наше общество?

— Постаралась бы сделать так, чтобы люди с ограниченными возможностями ни в чем не чувствовали себя ущемленными. Мне бы хотелось, чтобы детей с ДЦП по одному-два ребенка брали в обычные классы. Чтобы они легче адаптировались к обществу и чтобы те ребятишки видели, что мир не одинаков, чтобы учились уважать и ценить друг друга за непохожесть, за душевные качества… — ответила она.

Паренек с ДЦП успешно прошел весь курс средней школы и уже выпустился из лицея. Он получил хороший жизненный старт в виде основательных знаний и крепких товарищеских отношений с обычными детьми и педагогами. Не берусь судить, что из этих двух составляющих значимее. А школа в очередной раз убедилась в том, что это абсолютно нормальная практика. Это и есть сосуществование людей в высоком понимании этого слова.

Не желая того, в предшествующий исторический период мы фактически изолировали людей с ограниченными возможностях в их квартирах, их центрах реабилитации, в их кругу (хотя даже встретиться и просто поговорить им выпадает не частая возможность), а наши дети хотят жить с ними рядом, учиться в одном классе, вместе ходить в библиотеку и в кино. Они добрее и мудрее нас. Мы можем утешаться лишь тем, что родили и воспитали таких детей.

Примеров такой «взрослой» ответственности лицеистов можно приводить сколько угодно. Зная, что социальная практика начнется только в старшем звене, один из шестых классов (сейчас они уже семиклашки) сам нашел настоящего старшего друга. Им стала пожилая учительница, живущая недалеко от школы. Помню, как девчонки взахлеб рассказывали мне о сложностях «притирки». Как знакомились через настороженность и определенное недоверие. Как одинокий пожилой человек постепенно открывался навстречу, приглядываясь к новым знакомым, вероятно, оценивая серьезность их намерений, а может, боясь, что в какой-то момент они не придут и квартира вновь наполнится звенящей тишиной. А они просто забегали на огонек расспросить про здоровье, помочь по хозяйству, продукты из магазина принести. Прошло совсем немного времени и бабушка уже «варилась» в гуще их забот, знала об успехах и неудачах каждого и с нетерпением ждала свежих новостей со «школьного» фронта.

Здесь старшие классы не только шефствуют над младшими в общепринятом смысле, но и, покидая стены школы, передают им как особое свидетельство доверия тех, о ком они заботились. И вот уже новые юные голоса раздаются на лестничной площадке — и человек, торопливой походкой спешащий к входной двери, знает: это пришли друзья. Так было и с классом Тамары Курбановны Сотниковой. Заботу о Тамаре Дмитриевне Шамшуриной шестиклашки приняли как эстафету от выпускников, которых по школьной дороге как классный руководитель тоже вела Тамара Курбановна.

Что такое социально активная школа
Людмила Васильевна Фролушкина, председатель правления Новосибирского отделения Российского детского фонда, в интервью нашей газете сказала: «Наше Новосибирское отделение Российского детского фонда в соседях у двадцать второго лицея, но нас связывает не только доброе соседство, но и очень хорошее сотрудничество. В прошлом году мы с Татьяной Васильевной Ведяевой запустили проект «Дети — детям». Семьдесят воспитанников детских домов побывали в гостях у лицеистов. Они пробовали себя в актерском амплуа в студии «Фриволите», работали вместе за компьютерами, занимались бисероплетением, общались, показывали друг другу концертные номера. Этим летом, накануне Дня защиты детей, мы обязательно повторим такую встречу. А недавно в офисе нашего отделения Детская компьютерная академия установила новую технику, на которой мы с ребятами из лицея планируем проводить мастер-классы для воспитанников детских домов. Еще есть программа «Детский диабет», которая стартовала второго декабря. Девчонки и мальчишки из лицейской благотворительной организации «Доброе сердце» очень помогли нам и в подготовке подарков, и в проведении праздника, встречали детей, заботились о них, дарили им ощущения праздника. А позже — ездили к ребятишкам в больницу. И вообще у нас много совместных акций и дел».

Два месяца назад на базе школы состоялся первый слет волонтеров Железнодорожного района, говорили о добровольничестве и социальном партнерстве, делились опытом. Многие школы района откликнулись. И детям, и педагогическим работникам это было интересно. Так что же такое современная школа для семей своих учеников, для жителей прилегающего микрорайона, для общества? С этим вопросом я обратилась к директору Татьяне Васильевне Ведяевой.

— Я считаю, что на сегодняшний день каждая школа должна быть социально активной. Было время, когда от пионерской и комсомольской организаций требовали, чтобы они были центром работы с микрорайоном. Потом от этой практики отошли, и совершенно напрасно, на мой взгляд. Сегодня социальная деятельность актуальна как никогда. Скажем, разве пойдут люди среднего достатка, а тем более пожилые люди, в интернет-клубы или на курсы компьютерной грамотности, где им эти знания обойдутся в 5 — 6 тысяч рублей?! Нет, конечно. Им это не по карману. А здесь они получают не только бесплатное обучение, но и общение с нашими детьми. У нас для жителей микрорайона работает литературная гостиная, в начальной школе — клуб «Посиделки». Мы дружим с госпиталем ветеранов войны, не так давно провели грандиозную встречу, посвященную годовщине Курской битвы. Мы шефствуем над центром реабилитации детей-инвалидов «Олеся» и специализированным детским садом «Сибирский лучик». Это еще одна грань жизни... Наши ребята играют с детьми, помогают воспитателям одеть их, покормить, гуляют с ними.

Насколько важно для ребенка, который живет в счастливой, благополучной семье, знать, что все зыбко в нашем мире, что молодость и здоровье не навсегда… Не только в книге прочитать, но и самому прочувствовать, что сильный должен помогать слабому, успешный — тому, у кого меньше возможностей. А еще понять, как важно самому постараться сохранить здоровье, избегать вредных привычек, чтобы в будущем родить счастливого здорового малыша. В этом году мы провели две беседы для мальчиков и для девочек о важности репродуктивного здоровья. И, знаете, мальчишки, слушая опытного гинеколога, были удивлены тем уровнем ответственности, которая лежит на них, и радовались тому, что эта беседа оказалась возможной.

А еще в лицее состоялась конференция… пап. Совершенно серьезно. Пригласили сильную половину семей, где растут мальчишки и девчонки «проблемного» возраста — с четвертого по девятый класс, и затеяли откровенный разговор о важности «отцовской составляющей» в воспитании ребенка. Многие папы, погрязшие в работе и незаметно переложившие заботы о подрастающих наследниках на плечи мам и бабушек, узнали много полезного. А еще благодаря помощи приглашенного психолога Татьяны Леонидовны Чепель удалось серьезно поговорить о детях, у которых нет отцов. Ни один участник конференции не отмахнулся, не сказал: «Это не моя забота!» Напротив, папы как-то прониклись и поняли, что важно не только то, как они воспитывают своих сыновей дома, но и то, в каком коллективе те учатся и растут. Сильный это коллектив, добрый, успешный или наоборот? От этого в большой степени зависит, каким станет ребенок, комфортно ли ему будет в дальнейшей жизни. Благополучная либо неблагополучная среда сказывается и на интеллектуальном росте ребенка. Так что получается, что папа должен чувствовать ответственность не только за своего сына, но и за его товарищей, за класс...

Скажете: «Ерунда. Невозможно!» А вот и не ерунда, и очень даже возможно. Надо только глянуть пошире. Один папа сказал, что, когда он в выходной идет с сыном на каток, ему не составит труда прихватить еще пяток сорванцов. Другой пообещал свозить парней в музей воинской славы и, кстати, уже выполнил свое обещание. Но это только начало. Думается, что главная работа и главные успехи впереди. Когда дети социально активны, родители просто не смогут остаться в стороне.

«То, что мы делаем, это социализация личности в различных аспектах, — говорит Татьяна Васильевна. — Любой человек должен быть ответствен за то, что происходит вокруг. Нам, и школе, и обществу в целом, пора уже начать учиться на своих ошибках и не допускать новых. Только тогда не будет такого количества брошенных стариков и несчастных детей. Я сама очень увлечена идеей социально активной школы, и для меня важно, чтобы наш опыт транслировался на другие школы. Это большая системная работа, которая имеет свою цель и задачу и которая уже воплощается в жизнь».

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: