Новосибирск -0.4 °C

Шаг вперёд равняется победе

03.04.2008 00:00:00
Шаг вперёд равняется победе
Подводя итоги, принято говорить о достижениях, оставляя проблемы «на потом». Но это если напоказ. Серьезный разговор о реальном положении дел предполагает как раз анализ проблем — так легче сделать следующий шаг вперед и при этом не ошибиться в направлении. Высшая школа Новосибирска не привыкла стоять на месте. Поэтому к обсуждению, анализу и решению проблем готова всегда, будь это ежедневный рутинный труд или годичное собрание, на которое собираются ректоры и ведущие сотрудники всех новосибирских вузов.



Общепризнано, что главным элементом развития высшей школы является наука. Но число диссертационных советов и самих защищенных диссертаций в наших вузах снижается. Причины этого идут «сверху» — система реформируется и процесс этот развивается, мягко говоря, неспешно. В итоге количество бюджетных мест в аспирантуре сокращается, как и ее реальная эффективность, «сухой остаток» получивших ученые звания выпускников.

Численность аспирантов и докторантов не соответствует образовательному уровню Новосибирска, говорилось на годичном собрании высшей школы. Их должно быть не на проценты, а в разы больше, чем сегодня. Неудивительно, что снижение количества вновь защитивших диссертации молодых ученых сопровождается и «обратной» тенденцией: повышением среднего возраста преподавателей. Образовательная нагрузка их, особенно в государственных вузах, чудовищно высока — в среднем 1200 часов.



О какой науке можно говорить при таком количестве занятий со студентами? Останутся ли для этого у преподавателя время и силы? Понятно, что причина этого в желании удержать преподавательскую зарплату на должном уровне. Но ведь могут быть и альтернативные источники ее повышения в стенах тех же вузов: договорные исследовательские работы для бизнес-структур, гранты, переподготовка… Именно такая работа может привлечь на кафедры молодых и продвинуть вперед вузовскую науку.

Еще один настораживающий факт. Если в негосударственных вузах наукой занимается практически каждый третий студент, то в государственных этот показатель значительно ниже. Финансирование научно-исследовательской работы студентов тоже оставляет желать лучшего. Доля бюджетных денег в этом потоке значительно выросла, а вот объем хоздоговорных работ практически не изменился. Это — в целом. На фоне нескольких вузов (НГУ, НГТУ, СГГА), которые увеличили объем работ по хоздоговорам в полтора-два раза, еще печальнее выглядят те, кто резко их сократил. О чем это говорит?

— О том, что наши научные коллективы слабоактивны в борьбе за гранты, — считает ректор НГТУ Николай Пустовой, возглавляющий совет ректоров вузов Новосибирской области (а с недавнего времени избранный к тому же председателем совета ректоров Сибирского федерального округа). — Должен подчеркнуть, что доступность грантов улучшилась, 2006 — 2007 годы показали, что вузовская наука может завоевывать бюджетные гранты. Поэтому главная задача здесь — в активности наших сотрудников. А средства, которые «разыгрываются» в грантах, просто огромные: два, три, пять миллиардов рублей. И сами гранты — два, три, четыре миллиона рублей — стоят того, чтобы за них бороться, на эти средства можно поставить очень хорошие исследования.

Взывает к активности и среднестатистическая структура вузовского бюджета. Федеральный бюджет обеспечивает 54 процента финансирования, 46 — собственные средства. При этом график денежных поступлений от аренды и прочих «мелочей» почти горизонтален; за счет образовательных услуг — круто взмывает вверх (в общей численности студентов 39 процентов занимают те, кто учится на бюджетной основе, остальные — контрактники). А динамика изменений финансового потока от хоздоговорных научно-исследовательских работ после вялого всплеска в 2005 году скатывается все ниже.

Фактором роста в этом направлении должно стать прямо-таки революционное обновление оборудования, осуществленное за счет федерального гранта в двух новосибирских университетах — НГУ и НГТУ. Примечательно, что эти вузы не «гребут под себя» и готовы делиться новыми возможностями в рамках межвузовского сотрудничества. А это в свою очередь открывает для молодых ученых новые возможности, сравнимые с заграничной работой как по самореализации, так и по зарплате.

Не дает расслабляться вузам демографический спад. Реальный конкурс при подаче заявлений на бюджетные места составляет немногим более двух. Если же учесть и контрактников, то абитуриентов, сдавших экзамены без двоек, что называется, «выметают под метелочку». Так что приток «самоприходящих» контрактных денег будет понемногу спадать — лимит прироста, судя по всему, исчерпан. Поэтому Николай Пустовой настоятельно советует коллегам активно заняться устойчивыми, но требующими приложения немалых сил источниками доходов — аспирантурой, наукой и переподготовкой. Сегодня переподготовка кадров дает бюджету вузов всего лишь 12 процентов поступлений. Между тем состояние рынка труда прямо-таки взывает к росту подобных образовательных услуг.

Заметное участие в росте привлекательности образования и науки для молодежи принимает областная власть. На полтора миллиона рублей было выделено в прошлом году губернаторских стипендий. Целевая подготовка специалистов обошлась областному бюджету еще в 73 миллиона рублей плюс 9-миллионная «прибавка» за счет грантов и конкурсов.

— Новосибирские вузы — один из важнейших элементов инновационной модели экономики, на которую сделана ставка в развитии нашей области, — говорил вице-губернатор Геннадий Сапожников, выступая на годичном собрании высшей школы Новосибирска. — Система вузовской подготовки органично включена в проект Новосибирского технопарка, причём она максимально нацелена на генерирование и продвижение новых уникальных знаний и технологий. Кроме того, при активной поддержке руководства области подобная модель сейчас внедряется и в целом ряде других университетов Новосибирска — в 2007 году начата реализация программы так называемых центров инновационной компетенции. Подобное организационное ноу-хау позволяет уже на втором-третьем курсах выявлять наиболее одарённых студентов, стимулировать их исследовательскую деятельность и адаптировать ребят к условиям работы в условиях рынка инновационных разработок.

Геннадий Алексеевич обратил внимание на явную положительную тенденцию — объёмы государственной поддержки научно-исследовательской деятельности со стороны областной администрации выросли за последние восемь лет более чем на порядок. Если в 1999 году на эти цели было направлено 7 миллионов рублей, то в 2007 году — уже порядка 100 миллионов рублей. В нынешнем году эта система поддержки будет расти, что, разумеется, не может не радовать.

За 2007 год были приняты достаточно значимые для вузовской системы решения и на федеральном уровне. Такие, например, как закон об интеграции высшей школы и науки. Заложенные в нем нормы позволяют «более свободно и безналогово» взаимодействовать новосибирским университетам и научным организациям города. Еще один шаг навстречу новому — закон о двухуровневой подготовке специалистов.

За рамками обновлений-2007 остались налоговые проблемы высшей школы. Налоги на имущество, землю, прибыль — все они «уравнивают» государственные вузы с коммерческими организациями.

— Построишь здание и… плати налог на прибыль, — разводил руками с трибуны Николай Пустовой. — Вот парадокс, который ни один ректор не может понять!

Надежда на то, что в законе о государственных учреждениях, который сейчас разрабатывается, эти казусы будут исправлены. Жаль только, что не скоро: думское законотворчество — процесс степенный.

В 2008 году в рамках национального проекта «Образование» будет объявлен конкурс на межвузовскую, комплексную подготовку специалистов в регионах — от бакалавров до аспирантов. Общая цена вопроса — порядка двух с половиной миллиардов рублей. Так что освоивших корпоративный подход ожидают не только рост открывающихся образовательных и исследовательских возможностей, но и ощутимые прямые материальные поступления.

— Мы обязаны участвовать и обязаны победить, — сказал по этому поводу на годичном собрании высшей школы Николай Пустовой.

Потенциал у новосибирских вузов в этом смысле очень хороший, главное — шанс не упустить.

Цифры и факты
В Новосибирской области в государственных вузах учится порядка 140 тысяч студентов. Из них чуть больше половины — на дневных отделениях.
* * *
Число работающих в государственных институтах, университетах и академиях превысило двадцать тысяч человек (в том числе 7000 преподавателей). Консолидированный бюджет высшей школы в 2007 году составил около восьми миллиардов рублей, то есть на треть больше, чем в предыдущем.
* * *
Фактические затраты на подготовку одного специалиста в государственном вузе за прошедший год выросли на 42 процента и составили 91 тысячу рублей. По негосударственным вузам этот показатель почти вдвое меньше — 45 736,2 рубля.
* * *
В новосибирских негосударственных вузах обучается 18000 студентов (по 22 направлениям и 44 специальностям), из них 11000 — в Сибирском университете потребительской кооперации.
* * *
Средний возраст профессорско-преподава- тельского состава в 2005 году — 48,2; в 2006 — 48,5; в 2007 — 48,6.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: