Новосибирск
04.04.2008 00:00:00
Марианна Данилова
Кадровый голод большой стройки
Активно развивающаяся сегодня строительная отрасль не то что с каждым годом, а, наверное, уже и с каждым месяцем требует повышения качества возведения зданий, повышения квалификации, многократного увеличения количества специалистов на рынке. Найти решение сложнейшей проблемы острого дефицита рабочих строительных специальностей пытались специалисты на одном из выездных совещаний, которое заместитель губернатора Новосибирской области — руководитель областного департамента строительства и ЖКХ Владимир Анисимов провел в Новосибирском городском профессиональном училище №55.



Объемы-то масштабные...
В последние годы Новосибирская область имеет все основания гордиться своими успехами в развитии строительной сферы. С 500 тысяч квадратных метров, сданных в 2003 году, наш регион всего за несколько лет смог выйти на значительно более высокие показатели ввода новостроек — 1 миллион 73 тысячи квадратных метров жилья в 2006 году и 1 миллион 274 тысячи метров в 2007 году. Плюс 2 миллиона «квадратов» полезных площадей промышленного и социального назначения. При таком подъеме в отрасли кадровая проблема на строительном рынке обостряется практически со всех сторон, и особенно не хватает специалистов рабочих специальностей. При ежегодном росте объемов строительства в нашей области примерно на 20—40 процентов, ежегодная же потребность в специалистах рабочих профессий составляет около 20 тысяч человек. Понятно, что, если в таких условиях не решать кадровые проблемы, через несколько лет столь бодро взятые высочайшие темпы развития отрасли потеряются.

«Динамика увеличения строймонтажа показывает, что, даже имея огромное количество стройматериалов, мы не можем получить строительный продукт без вложения труда. Сегодня возникают проблемы с приглашением рабочей силы, с «перетягиванием» квалифицированных рабочих друг у друга. Можно решать эту проблему, воспитывая кадры, но демографическая ситуация дает понять, что исключительно таким путем восполнить кадровые пробелы нереально. Второй путь — развивать технологии, но чтобы освоить эти технологии, нужно, опять же, в очень короткие сроки подготовить высококвалифицированных специалистов — для работы с ними», — сказал в ходе заседания Владимир Анисимов.

Наши могут многое
Пока же варианты решения проблемы дефицита строительных специальностей возникают самые разные. Прежде всего строители прибегают к сравнительно дешевым услугам, предоставляемым рабочими из ближнего и дальнего зарубежья. По словам Владимира Анисимова, как показывает практика, качество этой работы не всегда удовлетворительно. В изобилии предлагающие свои услуги иностранные рабочие из ближнего и дальнего зарубежья, по мнению многих специалистов, приезжают к нам с нулевыми знаниями, умениями и навыками. Директор 55-го профучилища Николай Коновалов подтверждает: эти так называемые «специалисты» не умеют даже того, что хорошо и с легкостью делают студенты профессиональных строительных училищ, закончившие первый курс.

«Специалисты-каменщики из Китая, когда на базе нашего училища с ними проводился своеобразный экзамен по производственному обучению, показали полное несоответствие даже начальному разряду наших специалистов», — сказал Николай Иннокентьевич.

Обучение же в новосибирских профтехучилищах дает высокие результаты — даже в тяжелые времена практически полной стагнации строительной отрасли воспитанники 55-го училища были востребованными. Они создавали собственные бригады, ремонтировали жилье и содержали себя и свои семьи, работая по специальности. По словам Николая Коновалова, многие давние выпускники ПУ-55 сегодня возглавляют строительные фирмы. Сам Николай Иннокентьевич начинал свой карьерный рост тоже в училище №55 — здесь он когда-то учился, затем закончил институт и вернулся работать мастером производственного обучения. Со временем Николай Коновалов дослужился до должностей заместителя директора по воспитательной и по производственной работе, а сегодня возглавляет родное училище, в стенах которого он уже 36 лет. И к сегодняшнему дню потенциал у этого учебного заведения огромный — на базе 9 классов здесь готовят мастеров отделочно-строительных работ, дачного приусадебного строительства, электрогазосварщиков. Также на базе 11-х классов обучение получают по специальностям штукатур-маляр, столяр-строитель, плотник. Все это лишний раз подтверждает, что создать свою «армию» необходимых рынку рабочих возможно.

Специалист нужен, а обучение — нет?

Но если с учебным потенциалом все более-менее в порядке, в таких вопросах, как организация производственной практики, заключение договоров социального партнерства со строительными организациями, сложностей пока предостаточно. Как обучать ребят, в училище знают, но дальше вопрос, по большому счету, не двигается, в результате молодежь не закрепляется на предприятиях. Профессиональное училище №55, по словам его директора, имеет договоры социального партнерства с 22 различного рода строительными фирмами, многие из которых являются мелкими, «временными», и договоры с ними носят разовый характер. Вот и получается, что при желании выпускники 55-го училища реально работу находят, но работодатель заключает договор не с училищем, а с ними напрямую. Таким образом, строительные организации сегодня не вкладывают в подготовку работников ни рубля.

«Мы готовы заключить договоры о сотрудничестве с одной или несколькими строительными фирмами, чтобы решать вопросы подготовки специалистов из молодежи и взрослых в плане обучения, повышения квалификации, переподготовки. Но пока компании смотрят на нас лишь как на бесплатных поставщиков рабочей силы», — говорит Николай Коновалов.

И такая ситуация — практически во всей системе профессионального образования, которую, по словам руководителя департамента образования Новосибирской области Владимира Иванова, в Новосибирской области составляют 16 образовательных учреждений — профессиональных лицеев и училищ. Девять из них располагаются в городе Новосибирске, остальные — в области. Сегодня в них обучаются 2203 человека. В прошлом году за счет резкого сокращения ряда специальностей (таких, как продавец, кулинар, менеджер) доля обучающихся строительным специальностям несколько увеличилась. Впервые в этом году восстановлена подготовка по специальности кровельщик, расширена подготовка реставратора строительных работ и ряда других специальностей. Структуру подготовки кадров и в дальнейшем планируется корректировать под конкретные заказы.
Куда они «пропадают»?

Однако при том, что выпуск 2007 года составил 2070 специалистов и по его итогам трудоустроилось 80,1 процента человек, рабочих рук на рынке по-прежнему не хватает. Представители строительных организаций, участвовавшие в заседании, комментировали: реально до рынка, до строительных организаций дошли далеко не все выпускники. На вопрос: «Куда «пропадают молодые специалисты?» — частично нам в перерыве между своими занятиями ответили сами ученики 55-го училища. Просто они хотят зарабатывать больше — на жилье, достойную жизнь. Казалось бы, зарплаты в отрасли и так сравнительно высокие — даже по предложениям вакансий на интернет-сайтах по поиску работы видно, что сегодня обладатель рабочей специальности, такой, как, к примеру, каменщик, может получать на порядки больше, чем, скажем, инженер-конструктор. По словам руководителя ассоциации строителей и инвесторов Новосибирской области Константина Бокова, средняя зарплата, заявляемая строительными организациями, состоящими в ассоциации, равняется 40—50 тысячам рублей, а есть и компании, говорящие о 70 тысячах рублей в среднем. Однако ученики училища №55 поднимают планку еще выше, и с желанием повышать свой заработок поспорить сложно. При том, что примерная «начальная цена» специалиста электрогазосварщика колеблется в пределах 20 тысяч рублей, студенты второго курса 55-го училища, обучающиеся этой профессии, в будущем надеются зарабатывать до 150 тысяч рублей в месяц. Правда, для этого нужно продолжать учиться, постоянно повышать свою квалификацию, ежегодно совершенствоваться в профессии и... попасть работать вахтовым методом на нефтепровод. Квалифицированных рабочих на новосибирских стройках, понятно, от этого не прибавится.

Школьники тоже денег стоят
Но даже, несмотря на разнообразие перспектив и достаточно большие заработные платы в будущем, профессионально ориентировать современных школьников на получение рабочих специальностей очень сложно. Профучилища долгие годы комплектовались по остаточному принципу, и сегодня в подавляющем большинстве и семьей, и школой выпускники в основном ориентируются на поступление в вузы. Поэтому основной набор в профучилища идет на базе 9-х классов. Усугубляет ситуацию для профессионального образования переход системы общего образования на нормативно-подушевое финансирование — теперь каждый ученик приносит деньги, и школы, естественно, пытаются сохранять и обучать контингент 9-х классов. А многие училища при этом даже не выходят на показатель 60—70 процентов набора.

По словам Владимира Иванова, попадают в училища в основном те «трудные» ребята, которых «не совсем привечала школа», плюс дети-сироты. И всех их ввиду обязательности общего образования в училищах сначала фактически «доучивают» до 11-го класса, а уж затем дают им профессиональное образование. По мнению специалистов, такую систему среднего образования необходимо перестраивать, чтобы готовить специалистов с меньшими затратами времени, но более качественно в профессиональном смысле. Поэтому перед директорами школ сегодня ставится задача ориентировать на поступление в училища в большей степени учеников 11-х классов. Тогда училища смогут готовить специалистов за достаточно короткий срок — год-полтора. Конечно, при этом ученикам нужны гарантии трудоустройства, стабильной, «вменяемой» заработной платы и социального пакета. Однако пока у профучилищ есть серьезные сомнения в том, что без других перемен сделать систему среднего образования сугубо профессиональной на сегодня возможно.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Похожие новости
Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей