Новосибирск 3.2 °C

Талант ответственностиВ Петербурге после продолжительной болезни умер народный артист России Андрей Толубеев

10.04.2008 00:00:00
Талант ответственностиВ Петербурге после продолжительной болезни умер народный артист России Андрей Толубеев
Он был актером БДТ, но полностью себя в родном театре выразить не мог, и работа в антрепризах для него — вот редкость — была прежде всего поиском ролей, а уж потом заработком. Деньги он зарабатывал в кино — и «Бандитский Петербург», и «Агент национальной безопасности» будут помянуты потомками добром хотя бы только за это. В театре же для него не было проходных ролей даже в проходной драматургии. Но запомнился он, конечно же, в драматургии первоклассной.



Андрею Толубееву начинать актерскую карьеру было непросто: фамилия ассоциировалась прежде всего с отцом, Юрием Толубеевым. И сначала вроде бы речь об актерстве не шла: он окончил Военно-медицинскую академию имени Кирова, факультет авиационной и космической медицины. Но еще во время учебы пришел в любительский драмкружок — и остался; потом поступил в ЛГИТМиК, который окончил в 1975 году. После чего был принят в Большой драматический театр.

В коллекции ролей (а их четыре десятка и около шестидесяти в кино) — Нерон в «Театре времен Нерона и Сенеки», Вурм в «Коварстве и любви», Лопахин в «Вишневом саде», Бернард Найтингейл в «Аркадии». Только в этом кратком перечне виден гигантский диапазон актера. Он своих персонажей изучал, как врач, и рисовал с хирургической точностью: никакой гуаши в рисунке, никакой неопределенной акварели — надежность, холст, масло…

В Толубееве была какая-то надежность, столь редко чувствующаяся в актерах. Это не значит, что он не мог «спрятать ее в карман», сыграть человека шаткого, тревожного. Но когда была такая возможность в драматургии, он добавлял персонажам мужской ответственности за мир. Самый очевидный пример — Лопахин: что бы там ни имел в виду режиссер, за Россию, по мнению критиков, с этим Лопахиным было не страшно.

* * *
Нам, новосибирцам, посчастливилось встретиться с Андреем Юрьевичем на сентябрьских — 2006 года — гастролях Большого драматического театра в Новосибирске. На сцене он был великолепен. В полной мере насладиться его мастерством и неотразимым актерским обаянием смогли зрители, побывавшие на спектакле по пьесе Ясмины Реза «Art». В этой постановке — трио трех народных артистов — Геннадия Богачева, Валерия Дегтяря и Андрея Толубеева, как говорится, при равных возможностях лидировал Толубеев в роли ранимого интеллектуала Сержа, купившего за большие деньги живописное полотно — своеобразный «белый квадрат» и упрямо отстаивающего свое видение шедевра... Но это лишь сюжетная канва роли: живой трепет сложной личности, философскую подоплеку происходящего Толубеев подавал ярко, с едва заметной иронией и главное — трогательно-узнаваемо. Ведь на закате жизни мы устаем от сомнений в собственном праве на непререкаемость мнения, оценки, от сомнений, что мы вообще что-то значим в этом мире. Что мы сами и есть мир — независимый, самодостаточный, уникальный…

А еще была встреча с коллегами по Союзу театральных деятелей России в новосибирском Доме актера. Два часа, оставившие от общения с Андреем Юрьевичем впечатление встречи с давно знакомым, близким по духу и образу мыслей человеком. Он был искренен, готов действовать и преодолевать препятствия для улучшения участи актерской братии как бессменный в течение более десятка лет председатель Петербургской организации СТД, а также для сохранения великой русской — в первую очередь театральной — культуры… Делился планами — актерскими, режиссерскими, писательскими.

За прошедшее с той поры время он многое из загаданного сделать успел — по-толубеевски талантливо, с максимальной отдачей, еще больше — не успел.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: