Новосибирск 4.3 °C

Не свернувший с главной дороги

10.04.2008 00:00:00
Не свернувший с главной дороги
За время своей трудовой деятельности наш юбиляр оставил «знаки качества» во многих уголках огромной страны. Он строил мосты и дороги в нефтегазовых районах Сибири, был первопроходцем на восточном участке Байкало-Амурской магистрали, трасса Чаны — Венгерово тоже дело рук Александра Филипповича Барсукова. 60-летие заслуженный строитель России, депутат областного Совета и генеральный директор ООО «Новосибирскагропромдорстрой» встречает в прекрасном настроении — есть здоровье, желание работать и любимое дело, которому он не изменил ни разу в жизни.



Дорожник на генном уровне
Родился Александр Барсуков 10 апреля 1948 года в старинном русском селе Крохалёвка Коченевского района. Детство было привычным для всего послевоенного поколения, и уже лет с семи Саша помогал по хозяйству, делал всю крестьянскую работу. В родном селе окончил начальную школу, до восьмого класса учился в селе Катково, а аттестат зрелости получал уже в Чике. Пришло время определяться с выбором будущей профессии, хотя по большому счету никакого выбора и не существовало. Похоже, что тягу и любовь к дорожному строительству Александр Филиппович получил буквально на генном уровне. От отца, который 45 лет проработал на участке Чик — Колывань. Барсуков-младший поступает на вечернее отделение в Новосибирский строительный институт, параллельно работая дорожным техником. Понимая, что многих знаний не хватает, Александр поступает на дневное отделение Томского строительного института, на автодорожный факультет. Но вскоре вновь оказывается в Новосибирске, в третьем по счету институте.

«Мосты и тоннели» — вершина профессии
Самая легкодоступная, хоть и очень краткая, информация об Александре Филипповиче Барсукове располагается на веб-сайте областного Совета депутатов. Привлекает внимание графа «Образование»: Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (НИИЖТ), специальность — инженер-строитель путей сообщения. Человек, ассоциирующийся с дорогами автомобильными, оказывается железнодорожником. Юбиляр эту «несостыковку» в биографии объясняет довольно просто:

— Из томского института, — говорит Александр Филиппович, — я действительно перешел в НИИЖТ, на факультет «Мосты и тоннели». И тогда, да и сейчас этот факультет дает самый фундаментальный багаж знаний, который применим практически во всех сферах строительства. Так что образование я получил лучшее из всех возможных. И очень скоро оно мне пригодилось на практике.

Великая стройка страны
После института Барсуков оказался в армии. Для сегодняшнего дня формулировка, применяемая Александром Филипповичем, звучит весьма необычно: не «забрали», а «появилась возможность послужить». К тому же дипломированный инженер служить пошел по специальности — в железнодорожные войска под Волгоградом. Но любоваться приволжскими красотами довелось недолго — однажды ночью часть подняли по тревоге, загрузили в эшелоны и повезли на восток. Последний отрезок преодолевали уже не по железке — её там просто не было. Позже от того места, куда прибыли воины-железнодорожники, взял свое начало восточный участок БАМа — одна из величайших строек советской эпохи. Дикую романтику необжитых мест и возможность заниматься любимой работой Александр Филиппович до сих пор вспоминает как один из лучших периодов в жизни:

— Привезли нас в натуральную тайгу, на сотни верст вокруг ни души. За два года, что я там провел, мы возвели полностью автономный городок со всей инфраструктурой и приступили к строительству железной дороги: делали насыпи, клали рельсы, строили мосты. Тяжело было, но радость, что ты востребован, возможность созидать перечеркивали все негативные эмоции.

С востока на север. И… в кабинет
Естественно, что на гражданке энергия и солидный практический опыт молодого специалиста тут же оказались востребованными. С 1976 по 1981 годы Александр Барсуков работает в ордена Ленина мостостроительном тресте №2 (ныне «Сибмост»). Сегодня «Сибмост» является флагманом в своем деле, а в советское время эта организация была еще мощнее. В конце 70-х годов вовсю шло освоение нефтяных и газовых месторождений в Тюменской области, в других регионах Сибири, и мостостроительный трест №2 шел в авангарде этого процесса. Мосты через могучие реки, дороги в условиях мерзлоты — все это выпало на долю нашего юбиляра. Судьба была благосклонной к Александру Филипповичу, ведь он поучаствовал в грандиозных стройках того времени, приобрел колоссальный опыт, стал специалистом высочайшего класса. И… попал на заметку партийному руководству города. Да и не могло быть иначе, ведь в те годы система отбора и отслеживания кадров была организована по высшему разряду. В партию Александр Филиппович вступил в армии, да и вообще его биография, включая крестьянское происхождение, была просто безупречной по тем временам.

Некоторое время Барсуков работал освобожденным инструктором в райкоме партии Железнодорожного района, а затем перешел в горком партии на должность заместителя заведующего отделом строительства и городского хозяйства. Партийные органы тогда руководили всеми процессами жизни, вырабатывали стратегию деятельности, курировали исполнение. И хотя Александра Филипповича особо не прельщала чиновничья работа, но отказаться означало практически поставить крест на дальнейшей карьере.

Снова в деле
Проведя более пяти лет на кабинетной работе, Барсуков стал активно просить найти практическое применение его знаниям и энергии. Руководить и направлять — важно и престижно, но Александр Филиппович хотел решать конкретные задачи, вновь строить дороги, мосты, осваивать «белые пятна». И, к счастью, для него вскоре нашелся подходящий фронт работ — в 1987 году в области начал создаваться «Агродорспецстрой», возглавил который наш герой. И Александр Филиппович вновь почувствовал себя в родной стихии, словно рыба, вырвавшаяся из тесного аквариума в океанские просторы. Организация финансировалась напрямую Министерством сельского хозяйства СССР, так что с деньгами и объемами работ проблем не было. Постепенно создавалась база: «Агродорспецстрой» имел свои щебеночные и асфальтобетонные заводы, собственный подвижной железнодорожный транспорт. Работы велись почти во всех районах Новосибирской области. Только за период с 1987 по 1991 годы организация построила свыше 300 километров дорог в области, не считая благоустройства сел и строительства множества объектов хозяйственного назначения. Из заметных достижений тех лет — трасса Чаны — Венгерово, начало строительства дороги Здвинск — Довольное, дороги почти во всех населенных пунктах Ордынского, Чановского, Барабинского, Здвинского районов. Словом, жизнь для Александра Барсукова вновь вернулась в привычное и приятное русло.

Дороги — индикатор экономики
Коренная ломка жизни страны в 90-х не пошла на пользу никому, в том числе и дорожникам. Денег не хватало, объемы с каждым годом падали, мощные дорожные организации теряли свой главный потенциал — квалифицированных специалистов. В 2000 году ушел и Александр Филиппович — его опыт вновь оказался востребованным во власти. Он возглавил областное управление транспорта, связи и строительства дорог, позже реорганизованное в департамент транспорта и дорожного хозяйства. Впрочем, и на этот раз чиновничья работа не принесла Александру Филипповичу полного удовлетворения:

— Во-первых, — объясняет он, — состояние дел в дорожной отрасли четко отражает состояние экономики. В те годы оно было далеко не блестящим. Я очень рад, что сейчас дела идут на поправку, на дорожное строительство и содержание дорог выделяются серьезные деньги. Но уверен, что необходимо возрождать дорожный фонд, ведь если, не дай бог, что-то произойдет в экономике, мы опять останемся без денег и работы.

Во-вторых, во власти очень много рутины, бумажной работы, встреч, совещаний. Безусловно, это необходимо, но я в очередной раз убедился, что «не мое». К тому же дела в родной организации шли не ахти, и ваш покорный слуга снова вернулся к практике, на хозяйственную деятельность.

За время отсутствия директора «Агродорспецстрой» превратился в ООО «Новосибирскагропромдорстрой», но специфика осталась прежней — строительство и содержание дорог в сельской местности. Изменились и условия работы — теперь любой объект необходимо выигрывать на конкурсе — конкуренция очень жесткая. Тем не менее, по словам Александра Филипповича, «работы — море», уже решаются вопросы по обновлению технического парка, компонованию кадрового состава. В кабинете Барсукова постоянно звонят телефоны, директор решает множество вопросов — он снова занят любимым делом, он счастлив.

Не изменяя себе
Уже третий год Александр Филиппович депутат областного Совета. «Спровоцировали» земляки-коченевцы, которых он никогда не забывал, где бы ни работал. Хоть это и дополнительная нагрузка, но к ней Барсуков подходит серьезно, когда что-то не удается сделать — огорчается. Плюсов, правда, больше — в районе строятся мосты, дороги, возводится крытый каток в Коченево. Депутат Барсуков удовлетворен, что многие насущные вопросы жителей области удается решать, а не выходить к людям с одними оправданиями.

А еще Александр Филиппович очень рад, что, несмотря на многочисленные перипетии судьбы, ни разу не изменил себе, своему делу. В «смутные» времена мог в бизнес уйти, заняться еще чем-то. Но остался истинным дорожником.

— Я считаю, — говорит юбиляр, — что путь нужно выбирать один раз, и наша судьба в наших руках. Все эти отговорки про фортуну, рок и так далее я не принимаю. Есть хорошая французская поговорка: «Слабый ждет случая, а сильный создает его сам». Лучше и не скажешь!

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: