Новосибирск -0.4 °C

Естественный отбор саморегулирования

16.04.2008 00:00:00
Естественный отбор саморегулирования
Такие масштабные процессы, как строительство, чуть не поминутно набирающие мощь, стремительно наращивающие объемы, нуждаются в тщательном регулировании. В первую очередь в плане качества, финансовой ответственности, а также по многим другим направлениям. Споры об отмене лицензирования в строительстве продолжаются. Сегодня, в переходный период становления регулирования в отрасли, по сути, действует двойное законодательство.



С одной стороны, продлевается действие закона РФ о лицензировании проектирования, строительства и инженерных изысканий для строительства зданий и сооружений, с другой — обсуждается закон о саморегулируемых организациях (СРО) в строительстве, которые уже создаются.

Подобная организация совсем недавно была образована в Новосибирской области, и в нее уже вошли несколько десятков строительных компаний. Возглавил новую структуру президент ассоциации строителей и инвесторов Новосибирской области Константин Боков.

Как отмечает заместитель губернатора Новосибирской области — руководитель областного департамента строительства и ЖКХ Владимир Анисимов, это положило начало созданию саморегулируемого механизма в строительной отрасли нашей области. По мысли Владимира Александровича, сферу деятельности СРО должен составить достаточно широкий спектр обязательств. В соответствии с законодательством СРО должна вести контроль деятельности входящих в нее предприятий, проводить плановые, внеплановые проверки, в том числе по обращениям физических лиц. В саморегулируемые организации войдут проектные, инженерно-изыскательские и строительные компании. Планируется рассмотреть вопрос о включении в СРО и производителей стройматериалов.

«Самым весомым в готовящемся законодательстве о саморегулируемых организациях является то, что они, а значит, сами строители несут ответственность за качество конечного продукта фактически весь период его эксплуатации. Раньше этого почти не было, да и сегодня по большому счету пока еще нет. Есть реальный разрыв: строители жилье построили, передали его фактически государству, хотя деньги за него заплатило население, и дальше начинается новый цикл эксплуатации», — отмечает Владимир Анисимов.

В рыночных условиях, уверены специалисты, это нормальная ситуация будущего — когда количество и качество труда строителей будет принимать непосредственно покупатель, а оценивать эти показатели сами строители, и к такой ситуации нужно готовиться. А надзорные функции государства рано или поздно должны перейти в сферу технического регулирования. Саморегулируемые же организации при этом, по словам Константина Бокова, должны выполнять в первую очередь обязательства перед потребителями, и обязательства эти не только морально-этические, но и финансовые. Здесь имеется в виду прописанная в законе необходимость создания саморегулируемыми организациями компенсационных фондов из взносов строительных организаций. Их размер пока не установлен, однако специалисты полагают, что чрезмерно большие взносы могут привести к монополизации в сфере строительства.

«Подразумевается коллективная ответственность за работу тех строительных компаний, которые входят в саморегулируемую организацию. То есть государство созданием соответствующего закона перекладывает ряд забот на некоммерческие саморегулируемые организации», — комментирует Константин Боков.

Посылы, как видно, во многом на благо потребителям строительной продукции. Но финансовые обязательства — ноша всегда достаточно тяжелая. Поэтому и отбор в СРО обещает быть жестким — чтобы строительные организации имели потенциал выполнения прав и обязанностей, появляющихся у них перед потребителями.

Но пока непонятно, как именно эти фонды будут аккумулироваться, формироваться — в процентах или каких-то твердых суммах, как они будет использоваться. Главный инженер одной из работающих в Новосибирске строительных компаний ЗАО «Роснефтегазстрой-Академинвест» Вадим Веденов уверен: не «потрогав», не почувствовав, как все это будет происходить, сложно говорить, что лучше — лицензирование или саморегулирование, поэтому безоговорочно отменять лицензирование нельзя.

По мнению представителя государственной законодательной власти — депутата Госдумы РФ Анатолия Локтя, закон о саморегулируемых организациях и отмена лицензирования в строительной сфере очень противоречивы.

«Это значит, что теперь любая организация может взяться за строительство сложнейших объектов — высотных зданий, мостов. На самом деле очень важно, чтобы этим занимались только высококвалифицированные, компетентные в данной сфере специалисты. Раньше ответственность за это несло государство, существовал закон о государственном лицензировании», — сказал Анатолий Евгеньевич.

Депутат пояснил: лицензирование как «не рыночный инструмент» было решено отменить, заменив его саморегулируемыми организациями, когда появились обвинения, что в период рыночных отношений все государственное лицензирование стало сплошь порождать коррупцию. Такого же мнения придерживается Вадим Веденов, обозначивший лицензирование как «прямую лазейку для коррупции».

«Конкретных примеров на этот счет достаточно. В советские времена было несколько крупных проектных организаций — их по пальцам можно было пересчитать. А только в 2000 — 2001 годах было выдано лицензий и зарегистрировано 2 тысячи проектных организаций, в основном маленьких проектных мастерских. Созданные на базе бывших мощных структур путем «деления посредством коррупции» (по схеме «деньги — лицензия»), они не имеют ни хранилищ типовых проектов, ни проектов детальных планировок — никакой базы», — говорит Вадим Веденов.

То же самое, по мнению Вадима Николаевича, зачастую происходит со многими строительными организациями-однодневками, а следовательно, во многом и со строительным процессом вообще. К примеру, как комментирует специалист, сегодня нередки ситуации, когда два человека решают создать фирму, берут под офис квартиру в аренду и «провозглашают» себя строительной организацией. У них нет ни базы, ни постоянного штата людей, ни техники — все по найму. Такая организация может взять на себя обязательства, начать строительство, а потом по каким-то причинам «сдуться», ну мало ли разругались компаньоны — и все полетело. Страдают при этом в первую очередь, конечно, инвесторы строительства. Поэтому, уверен Вадим Веденов, очень важен тот «естественный отбор», возможность которого дает саморегулирование в строительстве. С созданием СРО мелкие фирмы исчезнут, так как не смогут конкурировать с давно работающими на рынке крупными и хорошо зарекомендовавшими себя компаниями. Их объединение в саморегулируемые организации даст поддержку, сплотит общие интересы.

Закон о лицензировании действует до сих пор: каждые полгода его «продлевают», придерживая отмену. При этом один из вариантов законопроекта о саморегулируемых организациях принят в первом чтении. Разработчики планируют успеть принять данный документ до окончания действия закона о лицензировании.

«Я не вижу технологической возможности для этого, что означает, что, скорее всего, опять встанет вопрос о продлении лицензирования, и я считаю, что это лучший вариант. Раньше при возникновении каких-либо коллизий в строительных процессах, при невыполнении обязательств со стороны строителей оставалась последняя инстанция — государство. С принятием закона о саморегулируемых организациях апеллировать к этому важнейшему арбитру будет невозможно — государство будет как бы ни при чем. Под удар попадут обманутые дольщики, люди, пострадавшие от некачественного строительства, обрушений строительных кранов», — отмечает Анатолий Локоть.

Как сообщает информационное агентство «Регнум», по словам одного из разработчиков законопроекта о саморегулируемых организациях — председателя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям Мартина Шаккума, введение института саморегулируемых организаций в строительной сфере является объективной необходимостью. Она связана с нарастанием опасности техногенных катастроф, обусловленных ухудшающимся качеством строительства и эксплуатацией зданий и сооружений, отсутствием действенных механизмов ответственности участников строительного рынка за выполнение своих обязательств перед потребителями их услуг. Принятие законопроекта, считает Мартин Шаккум, позволит реализовать на практике эффективную модель сочетания государственного регулирования с саморегулированием субъектов в области строительной деятельности.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: