Новосибирск -0.6 °C

Принимают не по одежке, а по тому, как вы говорите!

15.05.2008 00:00:00
Принимают не по одежке, а по тому, как вы говорите!
О Галине Русалимовой в гражданцевской школе Северного района говорят, как о необычайно творческом и разносторонне одаренном педагоге. И всеми своими знаниями и умениями Русалимова щедро делится с учащимися. Одно из их общих увлечений — художественная роспись, кружок которой ведет Галина Ивановна. Учитель высшей категории, преподаватель русского языка и литературы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, Русалимова очень успешно выступила нынче в конкурсе «Учитель года» на районном этапе.



Для коллег не стала неожиданностью ее победа. Одновременно Галина Ивановна подала документы на грант «Лучший учитель» национального проекта «Образование». Она, несомненно, педагог-новатор. Что, кстати, для сельских учителей не такое уж и редкое качество. Несмотря на то, что им гораздо труднее успевать за требованиями времени, сельские педагоги все же и новые технологии осваивают, и собственные креативные идеи имеют. Профессиональные состязания наглядно демонстрируют это. А как возникло желание принять участие в конкурсе «Учитель года»? С этого вопроса начался наш разговор с участницей его областного этапа Галиной РУСАЛИМОВОЙ.

— Ступенек к этому было много. Прежде всего пришло понимание, что настало время обобщить свой опыт, чтобы работа, которую я делаю, не пропала напрасно. Для начала я вышла на районное методическое объединение с обобщением своего опыта. Кроме того, дважды защитилась на высшую категорию. Когда во второй раз выполняла квалификационную работу, поняла: есть чем поделиться с коллегами. Так решила выйти на большую аудиторию — поучаствовать в «Учителе года». Другой немаловажный момент заключается в том, что педагог высшей категории обязан участвовать в конкурсах. Конечно, с появлением интернета возможности в этом плане расширились. Но наша школа подключилась к сети недавно, поэтому я не смогла попасть в какой-либо веб-конкурс. Пока поставила задачу показаться на местных соревнованиях. Но в дальнейшем обязательно выйду в интернет. Мне это тоже очень интересно.

— И есть уже конкретный онлайн-конкурс, в котором вы хотели бы участвовать?

— Например, конкурс методических разработок. Я работаю над одной из актуальнейших для нас тем — «Развитие речи сельских школьников». Сельские дети всем хороши — они добры, открыты, у нас нет проблемы наркомании, а отношения в классе, можно сказать, семейные. Но проблема из проблем сельского школьника — речь. Не очень высокий уровень образования в семье и то, на чем дети воспитываются, — это не образец для подражания. Школа могла бы стать таким образцом, но и здесь не все просто. Некоторые педагоги считают, что хорошая речь — это не так важно для них. Словесники — да, бьются над этой проблемой. И я как администратор стараюсь поставить ее во главу угла. Но предметники отодвигают это на задний план. Их можно понять: у каждого свои первостепенные задачи. Однако речь играет огромную роль в жизни каждого человека независимо от его рода деятельности. Это наша визитка. Куда бы вы ни вошли, вас примут не по одежке, а по тому, как вы говорите, даже интонируете. Нескольких слов достаточно, чтобы о вас сложилось то или иное мнение. И от этого зависит успешность каждого. Поэтому я учу ребят не только строить предложения, писать сочинения. Конечная цель моих усилий — как раз коммуникация, выход в социум.

— Конкуренция на районном этапе была острой?

— Конкурс проходил в три этапа: надо было дать открытый урок в незнакомом классе, познакомить со своей педагогической концепцией и представить визитку. Было четыре участницы. И все языковеды. Конкуренты очень достойные. Из федоровской и витинской школ участвовали молодые педагоги. По ним я почувствовала, какую хорошую теоретическую подготовку дает сейчас высшая школа. Но молодым конкурсанткам немного не хватило, может быть, опыта. Шли мы очень плотно. Особенно с преподавателем английского языка Северной школы. И как раз урок сыграл свою роль.

— Это был самый интересный момент?

— Интересно было все. Однако, с моей точки зрения, на сто процентов эффективно в чужом классе не покажешь свои возможности. Все равно, пусть простят меня коллеги, это элемент какого-то аттракциона. Я провела урок «Развитие речи». Тема — «Портретный очерк». Все сказали, что это очень сложно. Но для меня это обычная тема. Естественно, класс дается такой, который может себя проявить. И ребятишки хорошо показали себя — в речевом плане раскрылись, написали сочинение. Но у меня осталась некоторая неудовлетворенность. Дело в том, что я всегда очень уважительно отношусь к психологии, поэтому тщательно изучаю детей. Каждое слово я говорю индивидуально какому-то ребенку. Я понимаю, на что это ложится: какая семья, какое воспитание. А здесь отстраненность такая. И они, дети, это понимают. Хотя контакт, повторюсь, был. А теоретическая часть… Я постоянно занимаюсь самообразованием. Для меня это очень интересно. И педагогическую концепцию серьезно представила.

— Что она из себя представляет?

— Там моментов несколько. Но в основе работа с речью. Главная идея, к которой я пришла: чтобы решить задачу, надо поставить сверхзадачу. Когда-то я билась, как рыба об лед, над тем, чтобы научить детей писать хорошо сочинения. И понимала, что не могу решить эту задачу. Почему? Ответа не находила. А когда поставила большую задачу — развитие речи учащихся, все решилось само собой. Сочинения они пишут теперь с удовольствием.

— И какими приемами можно развивать речь ребенка?

— Об этом в двух словах не скажешь. Это каждый момент урока. И прежде всего, как я уже сказала, изучение карты класса, индивидуальностей каждого ребенка. С этого и начинаю. В основе всей работы лежит, конечно, литературный текст. Красивый, правильный, яркий, на примере которого можно наблюдать многие элементы русской речи, все ее богатство. С текстами много работаем. В основном, конечно, публицистического и художественного плана. В первые годы я нарабатывала материал и сама расширяла свой кругозор. В настоящий момент больше работаю с технологией. Как подать материал, чтобы мотивировать ребенка на развитие речи? Есть такая технология критического мышления. В основе ее и лежит речевой момент. Оцениваем текст: нравится — не нравится, находим стилистические неточности, корректируем речевые конструкции. И результаты такой работы уже есть. Недавно семиклассники мне говорят: мы не можем заучить правило по физике. У нас такое ощущение, что это — иди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что. Дети в этой физической формулировке услышали речевой каламбур. Хотя там логика есть, но как она сформулирована... Очень важен в работе момент субъективизации. Я сама не ставлю цель, ее ставят дети. Я просто преподношу какой-нибудь материал и спрашиваю: что вы здесь видите? Они обнаруживают. А что для вас проблема, чего вы не знаете в том материале, который я вам преподнесла? И потом мы обсуждаем, а как можно справиться с проблемой.

— Но ваша концепция предполагает, что ребята любят читать.

— Программные произведения дети у меня читают. На это я их сразу нацеливаю простым практическим способом: говорю, что пятерку можно получить, только прочитав текст и рассуждая о прочитанном. Правильно или нет будете вы рассуждать — это неважно. Важно, чтобы вы прочитали произведение и рассуждали о прочитанном. Это для них и есть мотивация к чтению. Поощряю каждый момент, направленный на это. Если кто-то что-то прочитал, мы обсуждаем. Дети обязательно делятся своим читательским опытом. Если у кого-то дома есть библиотека, я сразу стараюсь задействовать ее: рекомендую взять ту или иную книгу. Уверена, что много зависит от семьи. На личном примере это могу подтвердить. У нас семья была читающая. Мама тоже филолог. И мы все читали. У нас была библиотека. Замечаю, что и в других семьях то же самое. Если отец с матерью читают, ходят в библиотеку, то и их дети тоже активные читатели. Но проблема, конечно, такая существует. В городе, по-моему, дети еще меньше читают. Не знаю, как они умудряются изучать художественные произведения по их краткому изложению. Есть сейчас такие издания. Я сразу говорю своим детям: можете даже не читать это, не тратить время. Сейчас в школе широкие возможности. В классе есть телевизор. Смотрим фильмы, спектакли по программным произведениям. Все они высокохудожественной пробы. Но раньше читаем все-таки книги. Иногда показываю самые интересные моменты из фильма или спектакля. Так и подогреваю интерес к чтению.

— Говорят, с чувством языка надо тоже родиться.

— У меня в первом выпуске был Дима Андреев. Он в шестом классе «Войну и мир» прочитал. И опять-таки это шло из семьи. У него мама библиотекарь, бабушка — педагог. Он очень рано начал читать. У него речь была развита. В следующих выпусках как-то не было ребятишек с выдающимися лингвистическими наклонностями. А вот на нынешний мой седьмой класс я возлагаю большие надежды. И их использую по максимуму во всех направлениях. В ребятах стараюсь разбудить интерес к творчеству. Мы сотрудничаем с юнкоровской страничкой «Ювента» в районной газете. Приняли участие в конкурсе районки «Портфолиум». В седьмом классе ребята работают в жанре интервью, сочиняют сказки, стихи. И все это они делают с удовольствием. Новые возможности для ребят открыл опять-таки интернет. Мы и раньше участвовали, например, в международном филологическом конкурсе «Медвежонок», но заочно. И это было не особенно объективно. Сейчас, когда ребенок сам может сесть за компьютер, выполнить задания и отправить их — оценки станут более достоверными. Мы на это рассчитываем.

— Что дал сельскому учителю национальный проект «Образование»?

— Пожалуй, впервые за последние годы государство от деклараций перешло к реальной поддержке образования. Посетите любую из школ нашего района и увидите, как изменилась их материальная оснащенность. Мебель, учебные пособия, компьютеры и все остальное стало реальностью везде. Я говорила, что у меня появился в классе телевизор, поэтому видеоматериалы сейчас мы широко используем. И компьютерный класс в школе есть, и мы подключены к сети. А это ведь уникальный доступ к любой информации. Я, например, купила диски электронной библиотечки Кирилла и Мефодия по литературе. Там есть и иллюстративный, и тестовый, и дополнительный материалы. Очень солидное методическое издание. Теперь сельские педагоги не чувствуют себя оторванными от источников информации. А именно это меня очень тяготило, когда из города переехала в село. Проблема книжных магазинов исчезла еще раньше: через «Мир книги» я приобретаю очень много нужной литературы. А вот информационный профессиональный вакуум существовал. Кроме курсов, ничего не было. Интернет его заполнил. И это не формально. Ограниченность сельского бытия — одна из наших бед. И теперь мы можем раздвинуть рамки этого мира и показать его разнообразие детям.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: