Напомним, что одним из главных направлений стал переход общеобразовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование и нормативную систему оплаты труда. Ряд школ области в экспериментальном порядке с 1 сентября 2007 года перешел на эти новые «финансовые рельсы», что, безусловно, позволило нашему субъекту Федерации увидеть проблемные места, на практике отработать механизмы их преодоления. А уже с 1 января 2008 года все школы Новосибирской области перешли на новый режим работы.
Результатом стали не только ликвидация уравнительного подхода к оплате труда, зависимость этой оплаты от результатов и качества образования, но и формирование новой системы государственно-общественного управления образования, что опять-таки идет в неразрывной связи с принципиально иным качеством образования.
Владимир Иванов, руководитель департамента образования Новосибирской области:
— Очень важно отметить, что реализация комплексного проекта прошла без существенных социальных потрясений для педагогической общественности. Постепенно пришло понимание необходимости «работы по-новому». И крайне важно, что в прямой связи с этим идет формирование не формального, а реального общественного участия. Ведь вслед за этим вполне внятно можно говорить о действительно новой системе оценки качества образования!
Два дня интенсивной работы прошли с широким участием педагогической общественности — от руководителей учреждений образования и представителей районных органов управления отраслью до московских экспертов.
Александр Адамский, ректор института проблем образовательной политики «Эврика» (федерального оператора по реализации КПМО), перед началом работы семинара подчеркнул ключевой аспект предстоящей работы:
— Комплексные проекты входят в завершающую стадию. И если мы вместе с вами по итогам покажем высокую эффективность, то финансирование направлений модернизации будет существенно увеличено, а некоторые из них будут включены в нацпроект «Образование».
Шаги, сделанные Новосибирской областью, даже выраженные сухим языком цифр, ощутимы: на 1 федеральный рубль из бюджета субъекта вложено 10 — по экспертной оценке, это один из самых высоких показателей в стране. За прошедший год с небольшим сумма федерального финансирования составила порядка 275 млн рублей. Областной бюджет на основе софинансирования добавил 230 млн. Плюс к этому за данный период было добавлено более 2 млрд рублей.
Владимир Иванов:
— Важно, крайне важно было укрепить материально-техническую базу учреждений образования. Новые кабинеты, оборудование для столовых, спортивные сооружения и инвентарь, автобусы для подвоза учащихся в сельской местности — задач стояло немало. Плюс к этому часть средств пошла в одном из ключевых направлений — повышение квалификации наших педагогов.
Одной из участниц семинара стала Любовь Ситник, заместитель министра общего и профессионального образования Свердловской области. Сопоставимый по некоторым параметрам с Новосибирской областью, этот субъект Федерации лишь с 1 сентября 2008 года вводит новые финансовые механизмы в учреждениях образования.
Любовь Ситник:
— Хочу подчеркнуть, что работа на таких семинарах очень ценна. Особенно когда перед нами есть пример региона, накопившего больше опыта в вопросе модернизации образования. Должна сказать, что участие в сегодняшнем семинаре, работа с коллегами и обширный опыт Новосибирской области нам, безусловно, помогут.
Однако губернатор Виктор Толоконский, отметив, что «обновление системы образования идет на всех уровнях», в своем выступлении остановился, в частности, на таком социально значимом вопросе, который, казалось бы, мог остаться на втором плане:
— Прекрасно понимаю значение кадрового потенциала нашей области и хочу поблагодарить и собравшихся сегодня здесь, и всех педагогов за то, что они делают в школах. Но сегодня — при таких растущих зарплатах — педагог или директор никогда сам не уйдет из школы на пенсию, которая сейчас объективно мала. Необходимо в самое ближайшее время рассмотреть вопрос с пенсионным обеспечением работников образования.
Подтверждением реальности этих намерений губернатора по улучшению социального обеспечения педагогов-пенсионеров уже сейчас можно считать вложенные в модернизацию образования 2 млрд из областного бюджета и готовность, при необходимости, расширять поддержку данной отрасли по самым различным направлениям.
Кроме того, как подчеркнул Виктор Александрович, есть возможность принять и организационные решения, позволяющие по-новому выстроить работу учебных заведений. Так, например, в планах — введение должности школьного инспектора, наделенного широкими полномочиями от учредителя — органа управления образованием. Вписываясь во вновь формирующуюся систему с активным общественным участием в процессе образования, это позволит, в частности, качественно отслеживать правовые интересы как учеников, так и коллектива педагогов. А это — совершенно иной уровень образовательного жизнеустройства.
***
Проделанная работа, ее продолжение позволяют говорить о выходе на новый уровень не только системы образования в целом, но и ее важнейшей составляющей — качества образования. Сложно было говорить об этом, когда несколько лет назад ученики, придя в школу, видели порой лишь облупившиеся стены. Сегодня, когда материально-техническая база учреждений образования, финансовые механизмы, дающие широкую самостоятельность школам (а как следствие — изменение самого учебного процесса), пришли в соответствие XXI веку, всерьез можно вести разговор о действительно новом качестве образования. А это, в свою очередь, даст возможность сегодняшним школьникам в будущем и реализовать себя, и влить свой потенциал в общее русло развития области и страны.
Главный результат — качество
21.05.2008 00:00:00
Каждый день в сфере образования — на вес золота. Ведь от того, как он пройдет, зависит будущая профессиональная и социальная реализация сегодняшнего ученика. Вместе с тем время стремительно. Кажется, только вчера (а прошел целый год) Новосибирская область стала победителем конкурса на государственную поддержку субъектов РФ, внедряющих комплексные проекты модернизации образования (КПМО). Однако уже в эти выходные прошел двухдневный семинар, задачей которого стала выработка экспертной оценки проделанной работы.