Новосибирск 1.1 °C

Я горжусь своим прадедом

10.06.2008 00:00:00
Я горжусь своим прадедом
Мишка не видел первых кадров фильма «Мы из будущего». Тех, на которых бывший студент истфака по кличке Борман торгует боевыми наградами, и сцены, где дерутся из-за территории две бригады «черных копателей». Мишка попал сразу на тот момент, когда среднестатистические молодые люди из питерской тусовки (один — убежденный скинхед со свастикой на плече, второй — меломан, подсевший на черный рэп, третий, как уже было сказано, студент истфака, отчисленный за раскопки на местах боев Великой Отечественной и торговлю найденными наградами, а четвертый — его друг детства) странным образом переносятся в сорок второй год.



Они оказываются в центре боевых действий на том самом поле, где вели раскопки.

«Меня потрясло, как люди смогли внутренне измениться, попав в другие жизненные обстоятельства. Они сумели все переоценить и сделать для себя очень важные выводы», — говорит Мишка. Он уверен, что подобная метаморфоза может произойти с каждым из нас. В определенной ситуации. А вот в обыденных обстоятельствах оставаться высоконравственным человеком, уметь «подняться» над слепой уверенностью в собственной правоте, над всем тем наносным, что невидимым грузом оседает на нашем разуме и нашем сердце гораздо сложнее.

Миша Бирюков — восьмиклассник лицея «Надежда Сибири». Мы познакомились, когда я в мае, после Дня Победы, пришла в школу, чтобы посмотреть работы ребят на тему «Орден в моем доме».

Тема, предложенная детям педагогами, только на первый взгляд могла показаться простой. Чтобы рассказать о награде, хранящейся в семье как ценная реликвия (или несохранившейся, что тоже бывает), нужно было, как минимум, детально расспросить про нее всех родных. А фактически изучить большой и очень важный период истории своей семьи. Следующий этап, не всегда нашедший отражение на бумаге, но, без сомнения, запечатлевшийся в маленьком сердце, — попытка понять: что эта старая вещь значит для меня лично?

Иду по коридору школы. Подхожу к большим красочным плакатам, составленным из маленьких личных стенгазет ребят. Читаю:

«Мой прадедушка служил в армии двадцать лет, в пограничных войсках. Он участвовал в двух войнах — Финской и Великой Отечественной. Оборонял Кавказ. Был ранен. У него много наград, в том числе орден Красного Знамени и медали «За оборону Кавказа» и «За победу над Германией». Это пишет Демид Бартенев из 1 «Б». На стареньком фото — бравый молодой вояка в кожаной куртке и с саблей в руке. На другом — тот же человек, но старше. В гимнастерке. Он внимательно и вдумчиво вглядывается в нас. О своей прабабушке первоклашка сообщает, что в войну она работала в тылу, на заводе имени Чкалова.

«Мой прадедушка Александр Степанович был шофером на передовой. В 1943 году на него пришла похоронка, но он был ранен и нашелся в госпитале, пришел домой с ранением. Его семья была очень рада. Прадедушка был награжден медалью «За отвагу», — рассказывает в своей «газете» Иришка Пашкевич. За несколькими строками — целые судьбы...


«Здравствуй, ДЕД!», — я мысленно прихожу к обелиску, взметнувшемуся в небо над морской гладью Керченского пролива.
...Командир части береговой охраны подполковник ЗАЙЦЕВ Павел Федосеевич... Героями не рождаются, героями становятся. Становятся обыкновенные мальчишки, ничем не отличающиеся от своих сверстников. Ты был одним из таких ребят. Деревенский парнишка, оставшийся в Гражданскую войну без отца. Но манило небо и мечта звала в полет. Что чувствовал ты, когда первый раз поднялся в небо на стареньком тренировочном самолете? Что захватило: красота, которая открылась перед взором, или чувство радости от победы над собой?..
...О чем думал ты, направляя свой бомбардировщик на штурм японской эскадры, несущей смерть нашим берегам? Что двигало тобой: желание отомстить за погибших товарищей, защитить свою землю, а может, страх за жизнь самых близких людей - жены и трех маленьких дочек, ждущих твоего возвращения из боя в военном гарнизоне. Ты был сильным. В благодарность командование наградило морского летчика майора Зайцева Павла Федосеевича именным оружием морского офицера — кортиком. Знаешь, он теперь семейная реликвия, которая бережно хранится у нас в семье...
Фрагменты письма Бирюкова Михаила.


«Они защищали Сталинград. Прадедушка был командиром роты мотострелкового полка. А бабушка служила в роте шифровальщиков. Когда переправлялись через Волгу, прадедушка спас тонувшую девушку. Так они познакомились. И на фронте сыграли свадьбу. Дальше воевали вместе и освобождали Европу от фашистов», — повествует четвероклассница Злата Богословская.

Еще интереснее все это слушать «вживую», глядя, как загораются гордостью глаза девчонок и мальчишек. Они смущаются, если забыли какую-нибудь деталь, и растерянно хлопают ресницами, не зная, чем заполнить тягостную паузу после слов «он погиб», «он не вернулся»...

Бабушке Ильи Василевского было лишь семнадцать, когда началась война. В сорок втором она ушла санитаркой на фронт. Воевала в 232-й Сибирской дивизии. За мужество была награждена орденом и медалями. У Даши Барсуковой воевали сразу три прадеда: два родных и один — двоюродный. По их боевому пути можно географию изучать. Один участвовал в тяжелейших боях под Москвой и защищал город на Неве. Другой прошел всю Европу и встретил победу в сердце фашистской Германии. Третий — громил японцев на Дальнем Востоке.

«Нет в России семьи такой, где б не памятен был свой герой...» — поется в знаменитой послевоенной песне. Как время летит... Вот уже не внуки, а правнуки находят свой способ поклониться подвигу героев, но эта истина не теряет своей актуальности. История для этих ребят живая. Они чувствуют боль утрат через шесть десятилетий! Для многих благодаря этой акции история страны раскрылась через историю семьи, и наоборот. А ведь им сложнее, чем было нам, школьникам восьмидесятых, семидесятых, шестидесятых.

Читаю о том, что дедушка Лизы Денисовой, Иван Дмитриевич Филимонов, прошедший всю войну с сорок первого по сорок пятый, вернувшись, стал преподавать в школе историю. И Владимир Моисеевич Язвин, прадедушка Аллы, потерявший ногу в боях за освобождение Крыма, сам участник великих исторических событий, тоже объяснял на уроках подросткам, как много ошибок сделано человечеством... А я вспоминаю нашего Григория Ивановича. После фронтового ранения он всегда ходил с палочкой и припадал на правую ногу. Так интересно о событиях не только Второй мировой, но и других периодов истории страны нам не рассказывал никто.

В сорок первом весь выпуск двадцать второй школы ушел на фронт. Вернулись четверо. В 2008-м сегодняшние старшеклассники размышляют над тем, как могла сложиться история, если бы их далекие ровесники думали и чувствовали иначе...

— То, что мы победили в этой войне, — величайший подвиг. Не сумей выстоять наши прадеды, жизнь сегодня могла бы быть совсем иной. По плану фюрера большая часть населения России должна была быть истреблена. А остальных превратили бы в рабов, в бессловесный скот. И неизвестно, кем бы был сейчас каждый из нас. Если бы вообще был...

Ваня Чернецкий — девятиклассник, и о войне знает больше, чем девчушки из «началки». Ему не сложно «примерить» на себя солдатскую шинель и попытаться выразить чувства человека, которому через полчаса идти в атаку.

— Я думаю, что наши прадеды, которые тогда были молодыми парнями, думали не о смерти и не о подвигах, а совсем о другом. О своем городке. О друзьях. О том, что дома остались мама или любимая девушка, и их надо защитить… А если каждую секунду думать о том, что тебя могут покалечить, убить, наверное, никакого мужества не хватит...

Так мы снова «съехали» на фильм «Мы из будущего» и еще долго дискутировали о том, что такое подвиг: героизм на грани безрассудства или простое исполнение долга, и всегда ли подвиг увенчивается наградой, или безымянных героев неизмеримо больше, чем мы даже можем себе представить?! Совершенно естественно в нашей беседе появилась тема подвига в мирное время, и тут я вспомнила, что, когда рассматривала детские стенгазеты, рядом с фронтовыми фотографиями видела цветные фото наших современников.

Тема «Орден в моем доме» раскрылась во всем многообразии, воздав почет и уважение ныне живущим бабушкам и дедушкам, своей многолетней добросовестной работой заслуживших звание ветеранов труда. Тем, кто возводил «стройки века» и спасал жизни людей в операционной, кто делал открытия в научных лабораториях и охранял рубежи Родины, кто строил БАМ и ликвидировал последствия чернобыльской аварии.

Дед Даниила Смывина из 1 «Г», написавшего, что награды бывают не только боевые, но и трудовые, и они тоже предмет гордости потомков, 35 лет работал заместителем директора на знаменитом «Сибсельмаше» и был удостоен ордена «Знак Почета». Но и внук уже имеет несколько медалей. «Нужно очень стараться, чтобы стать победителем. Мне очень нравится танцевать. Я буду много тренироваться и... побеждать. Я хочу стать великим танцором!» — пишет будущий чемпион.

А Антон Снытко рассказал о своей прабабушке, Нине Павловне Малининой, которая родила и воспитала девятерых детей. «Их семья была очень дружной. Дети помогали друг другу в учебе и домашних делах. Все они были очень трудолюбивыми, спортивными, музыкальными и хорошо учились. Вместе они пережили Великую Отечественную войну и трудные послевоенные годы. Повзрослев, они стали уважаемыми людьми, хорошими специалистами в выбранной профессии и достойными гражданами своей страны. В 1956 году моя прабабушка была награждена орденом «Материнская слава» первой степени. Я горжусь, что являюсь потомком такой героической женщины!» — пишет семиклассник.

Знаете, о чем мне подумалось?.. Мы мало говорим с детьми о своих родных, о тех, кто рядом, и о тех, кто ушел в мир иной. Вот в нашей школе не было подобной акции. И если на вопрос о профессии своих бабушки и дедушки они ответят без труда: «Инженеры-строители!», то объекты, над которыми они работали, и их трудовые награды назовут вряд ли. Просто не знают. Повода не было поговорить. Родители заняты. Дедушка, несмотря на возраст, тоже еще работает. Бабушка прибаливает и все равно хлопочет по хозяйству. Но ведь время идет. Жизнь проходит!

Что же касается фронтовиков... Лишь единицы героических прадедов и прабабушек живы. Сегодняшним третьеклашкам и пятиклашкам семейную историю, ее военный период пересказывают молодые родители, сами выросшие на рассказах своих родителей. В такие минуты осознаешь, какая ответственность лежит на тебе и уже на твоих детях. Ведь только от нас зависит, в каком виде родословная дойдет до праправнуков тех, кто сложил головы под Смоленском и Ржевом.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: