Новосибирск 7.5 °C

Сверяя бюджеты, работаем над ошибками

25.06.2008 00:00:00



Одной из ступеней преодоления ошибок регионального бюджета текущего и будущих лет стали прошедшие в облсовете публичные слушания по проекту закона «Об исполнении областного бюджета Новосибирской области за 2007 год».

Правда, публичными слушания получились не в полной мере — приглашенные представители общественности не решились выдвинуть собственные предложения по совершенствованию бюджета-2007 или вступить в дискуссию по недочетам его исполнения. Как отметил председатель бюджетного комитета Виктор Осин, в дальнейшем депутаты намерены работать в более тесном взаимодействии с гражданами. Депутат надеется, что к следующим бюджетным слушаниям общественники вступят в конструктивный диалог с законотворцами.

Характеризуя исполнение областной казны минувшего года, первый заместитель губернатора Новосибирской области Василий Юрченко подчеркнул, что по нему сегодня получены все необходимые заключения из Минфина РФ. Основные задачи прошлого года выполнены. Темпы роста налоговых и неналоговых доходов составили 140 процентов, и наша область попала на третье место в России по уровню роста этого бюджетного показателя. Как отметил начальник управления финансовой и налоговой политики Новосибирской области Леонид Горнин, это почти на 15 процентных пунктов выше среднероссийского показателя, и по темпам роста наша область заняла третье место в РФ. Это стало возможным благодаря высокому темпу роста экономического потенциала региона, эффективному развитию экономики области в целом.

Область справилась с задачей снижения внутреннего государственного долга, составившего в 2007 году 5 миллиардов 183 миллиона рублей, — по оценке Василия Юрченко, это попадание в очень хорошие пределы, предусмотренные Бюджетным кодексом РФ. При этом задача дальнейшего уменьшения этого долга не снимается. В целом по мнению первого заместителя губернатора, в 2007 году наблюдалось повышение эффективности исполнения бюджета — оно получилось устойчивым и самодостаточным.

Следует отметить, что удельный вес безвозмездных поступлений из федерального фонда компенсаций в общем объеме областных доходов в 2007 году составил 11 процентов — это подчеркивает уверенное движение региона к самодостаточности.

В прошлом году продолжалась бюджетная политика, направленная на более высокие темпы роста господдержки производства и капитальных расходов, ориентированных на качественное развитие бюджетной сети, инфраструктуры территории. Так, например, средства, направленные в 2007 году из областного бюджета на господдержку сельского хозяйства, составили 3 процента от расходной части консолидированного бюджета при среднем показателе по РФ 3,5 процента. Средства на развитие транспортной инфраструктуры в 2007 году из областного бюджета были направлены в объеме 10,4 процента от расходной части бюджета при среднем показателе по РФ 8,5 процента.

По сравнению с 2006 годом поступления в доходную часть бюджета в целом выросли на 41,6 процента, при этом структура доходной части областного бюджета без учета целевых федеральных средств несколько изменилась. Увеличилась доля собственных доходов. Определяющими доходными источниками остаются налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц. В составе налоговых поступлений плановые назначения 2007 года перевыполнены почти по всем доходным источникам.

На увеличение поступлений по налогу на прибыль организаций поработал рост доли прибыльных предприятий — по данным территориального органа федеральной службы статистики, их удельный вес за прошлый год возрос на 6,3 процента.

Увеличение исполнения налога на доходы физических лиц обусловлено прежде всего ростом среднемесячной зарплаты. В целом в области за январь и декабрь 2007 года средняя зарплата увеличилась на 29,7 процента. Значительный рост фонда начисленной зарплаты возрос в таких отраслях, как обрабатывающая промышленность (на 32,7 процента), финансовая деятельность (на 24,8 процента), сфера операций с недвижимостью (на 35,5 процента), бюджетная сфера в системе здравоохранения (на 24,6 процента), образования (на 25,7 процента). На рост поступлений налога на доходы физических лиц оказала влияние систематически проводимая в 2007 году работа по вопросам легализации теневой заработной платы и обеспечения полноты поступления налоговых платежей. В результате проведенных мероприятий 656 налогоплательщиков повысили оплату труда самостоятельно. По состоянию на 1 января 2008 года сумма задолженности по зарплате по сравнению с началом года снизилась в 2,2 раза.

Рост поступлений налога на имущество организаций на 31 процент в 2007 году во многом обусловлен тем, что в экономической сфере Новосибирской области заложен фундамент развития инновационного сектора экономики, ускоренной модернизации и расширения действующих производств, внедрения новых технологических решений на промышленных предприятиях. К примеру, рост налоговой базы по НЗХК и РЖД России составил по 36 миллионов рублей.

Освоение расходов по департаменту агропромышленного комплекса области составило почти 90 процентов. Областные целевые программы в 2007 году реализованы на 96 процентов — такого высокого уровня исполнения паспортов областных программ, отмечают специалисты, вообще не наблюдалось за последние годы. Общая сумма межбюджетных трансфертов по сравнению с предыдущим периодом увеличилась на 15 миллиардов 15 миллионов рублей.

«В целом бюджет-2007 и государственные обязательства исполнялись значительно равномернее и точно в срок. Накопленный бюджетный потенциал может быть и дальше использован для укрепления конкурентных преимуществ Новосибирской области. По результатам исполнения бюджета по деятельности органов власти государственного и муниципального сектора управления в целом, по темпам роста экономического потенциала нашей области уже в 2008 году на основе характеристики процессов 2007 года одним из английских рейтинговых агентств были повышены на один пункт рейтинговые показатели Новосибирской области», — подчеркнул Леонид Горнин.

Председатель Контрольно- счетной палаты Новосибирской области Елена Гончарова отметила негативный финансовый фактор минувшего года — ускорение роста инфляции с 8,4 процента до 11,6 процента. Это не позволило достичь среднероссийских темпов роста доходов населения.

Экономический рост в 2007 году прежде всего был связан с инвестициями, которые увеличились на 44 процента, — это значительно превышает уровень прошлого года и показатели в РФ.

Наблюдались изменения подходов в реализации национального проекта по сельскому хозяйству, они позволили преодолеть спад в этой отрасли. Негативным фактором тут является несоответствие выделенных средств потребности, предусмотренной законом, по выполнению обязательств перед сельхозтоваропроизводителями, а также — невозможность оперативно перераспределять средства между районами, так как полномочия области исполняются путем передачи субвенций.

Как отметил заместитель председателя бюджетного комитета Сергей Канунников, недовыполняемость бюджета по субсидированию процентных ставок на развитие малых форм хозяйствования в агропромышленном производстве из заложенного 131 миллиона исполнение по факту составило только 33 миллиона рублей. Заместитель губернатора Виктор Гергерт пояснил, что заложенные на это деньги прислали из федерального бюджета в самом конце года, и исполнить их за декабрь было невозможно. Все областные бюджетные средства на эти цели были израсходованы. Виктор Осин объясняет возникновения таких ситуаций тем, что «кто-то был технически не готов к исполнению, освоению средств».

«И в бюджете 2008 года, я уверен, особенно по капитальным вложениям исполнение составит далеко не полные суммы. Нужно не просто тратить, а правильно тратить средства, к чему мы пока во многом не готовы. Уже сегодня необходимо формировать капитальные вложения 2009 года, проводить организационную работу, тендеры и так далее. Деньги есть, но нужно работать более продуманно, системно и на перспективу», — говорит Виктор Константинович.

Предложение по повышению эффективности бюджета внес депутат Анатолий Степанов: перераспределять в виде премии сумму непроизведенных бюджетных затрат тем бюджетополучателям, которые демонстрируют динамичное движение вперед. Это снизит уровень непроизведенных затрат и повысит процент исполнения бюджета.

«Конечно, в бюджете минувшего года мы уже ничего не изменим и не исправим, зато возникшие предложения и замечания по его исполнению можно учесть в бюджете-2008, а также применить их при формировании бюджета 2009 года и последующих лет. Мы добавляем в бюджет 2008 года 4 миллиарда рублей — то есть идет постоянная работа по внесению изменений. Сегодня к бюджетному процессу нужно подходить более фундаментально и профессионально, чем раньше, и ставить более серьезные задачи», — сказал Виктор Осин.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: