Новосибирск 4.9 °C

Производители товаров — в торговых сетях?

15.07.2008 00:00:00
Производители товаров — в торговых сетях?
Становится уже банальностью напоминать об иллюзорности либерального взгляда на то, что рынок расставит всё по своим местам и экономическая жизнь в стране наладится наилучшим образом. Однако по иронии судьбы приходится снова и снова обращать внимание на иллюзорность саморегулирования рыночных отношений. Вот почему на недавнем своеобразном общественном совете, рассмотревшем в областной администрации взаимодействие производителей товаров и товаропроводящих сетей, было весомо заявлено, что от иллюзий пора бы уже отказаться; должен быть соблюден баланс взаимоотношений всех участников рынка: производителя, проводника товаров и потребителя.



Даже (а может, тем более) когда во всем мире идет кипучий процесс переоценки (заметьте: не уценки!) продовольствия, производимого на продажу…

В погоне за высокой культурой, совершенствованием обслуживания покупателей, а наверняка и по другим причинам, один за другим закрыто множество рынков. По официальным данным, на розничные рынки и ярмарки сегодня в нашей области приходится лишь десять процентов оборота розничной торговли. На индивидуальные предприятия — 22 с «копейками» процента, на малые предприятия — 23 процента. Ну а 44 процента оборота розницы взяли на себя крупные торговые сети.

Вроде бы и монополией это не назовешь, но и подступиться к «крупняку» даже властным структурам не всегда удается. На просьбу ознакомиться с необходимыми документами сетевики частенько заявляют официальным лицам, что все бумаги у хозяев в других городах: Москве, Кемерово, Барнауле… За многими предприятиями крупных современных торговых сетей — дебиторская задолженность, которая нисколько не мешает им заниматься строительством порой до двадцати супермаркетов! Выходит, и оборотные средства есть, и должки — в порядке обычного. Вот уж поистине картинка на яркой конфетной обертке: «Ну-ка, отними!»

«Отнять», а точнее, привести в соответствие с честными рыночными отношениями, далеко не всегда удается. Расчет крупных торговых сетей с товаропроизводителями за взятый на реализацию продовольственный товар нередко растягивается на срок до 90 дней. И это относительно продуктов с ограниченным сроком реализации, которые должны перекочевать на кухни потребителей буквально в течение пяти дней со времени появления на прилавке того или иного супермаркета!

Товар уже 85 дней, как реализован, а денежки за него производитель не дождался. И речь идет не о мелких партиях. Из мелкого накапливается большое. Некоторым производителям продовольствия торговые сети задолжали до 20 — 30 миллионов рублей. Размер задолженности зачастую превышает сумму месячного объема продаж. Товаропроизводители признаются, что невозврат им средств становится для них уже невыносимым. Долговременная отсрочка платежей за поставленную в торговые сети продукцию стала настоящим бичом и для сельхозтоваропроизводителей, и для предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности. Как в такой ситуации расширять, совершенствовать производство?

Товаропроизводители жалуются и на высокие вступительные взносы (до 60 тысяч условных единиц), устанавливаемые супермаркетами. А в частоколе различных скидок, бонусов и прочего производителям продовольствия легче потеряться и разочароваться, чем выиграть. При этом каждый субъект товаропроводящих сетей мотивирует собственную «страховочную» систему некоей спецификой своей деятельности.

Нередко возникает несогласованность ценовой политики. Крупные продавцы товаров зачастую требуют скидок до шести процентов, а то и выше от уровня, оговоренного прайс-листом. Недоброй традицией стала практика, когда одна торговая сеть ссылается на другую и требует не только таких же коммерческих условий, но и еще более выгодных для себя. Как это назвать, если не самым откровенным выкручиванием рук партнерам — производителям товара?

Многие торговые сети сами определили для себя право возвращать нереализованный товар поставщику — иногда без акта, без объяснений.

А во что превращается декларируемая крупными компаниями-продавцами конфиденциальность договора? Специалисты уже не раз сталкивались со случаями, когда торговые сети безжалостно карают тех товаропроизводителей, поставщиков товаров, которые обращаются, например, за помощью в областную администрацию. Таких сети просто вышвыривают из сферы совместной деятельности, причем даже без выплаты средств, которые сами задолжали. Отсюда — постоянный страх поставщиков, что сильные мира прилавков и с ними могут в любой момент поступить так же.

Вообще эксперты отмечают довольно низкий уровень культуры деловых взаимоотношений в сфере работы продавцов с производителями продовольствия. Похоже, общество ушло или почти ушло от базарных устоев «блошиных» рынков, а к настоящей культуре рыночных отношений приблизилось пока мало.

Становится понятным, почему мелкие и средние товаропроизводители не в состоянии поставлять свой товар в сетевые торговые предприятия.

Справедливости ради надо отметить, что и у представителей торговых сетей есть немало претензий к товаропроизводителям. Мало еще логистических центров, где бы можно было не только хранить товар, но и оперативно распоряжаться им. Многие поставщики не освоили современную практику штрихового кодирования штучных товаров, без чего невозможно обойтись сетевикам при современных торговых технологиях. С некоторыми товаропроизводителями не установлена даже связь в виде электронной почты. На ряде предприятий слабо организована или вообще отсутствует служба сбыта продукции, нет специалистов, ответственных за взаимодействие с торговыми сетями.

Кроме того, сетевики ссылаются на нестабильность производства товаров, на так называемый плавающий или ограниченный объем производимой продукции, на узкий ассортимент. Претензии вызывают и качество, цена, упаковка местной продукции.

После таких основательных взаимных претензий впору руки опустить, но потому и собрались представители сторон в областной администрации, чтобы укрепить, максимально усовершенствовать отношения.

В нашей области немало фактов, когда предприятия—производители продовольствия («Бараба» Куйбышевского района, купинский «Консервщик», Искитимский молзавод, «Сибирский аграрный холдинг» и другие) создали собственные торговые сети на местах, в Новосибирске, а некоторые даже за пределами нашей области. Однако на встрече было авторитетно заявлено, что товаропроизводители нуждаются во взаимодействии с крупными товаропроводящими сетями, в продвижении на большой рынок своей продукции.

Что уже достигнуто и что необходимо сделать в дополнение к вышесказанному?

Торговое обслуживание в Новосибирской области осуществляют более десяти тысяч стационарных розничных предприятий, действуют две тысячи предприятий общественного питания, свыше тысячи предприятий оптовой торговли, 112 розничных рынков и 4400 мелких розничных объектов. Розничный оборот растет. Ежедневно в области реализуется товаров на 548 миллионов рублей.

Наша область занимает одно из ведущих мест в Сибирском федеральном округе по производству основных видов сельхозпродукции и по их валовому объему производства входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Рост уровня производства сельхозпродукции в 2007 году, в сравнении с 2006 годом, составил в Новосибирской области 12 процентов. В целом успешно реализуется приоритетный национальный проект, касающийся продовольствия.

Большая часть потребляемых у нас продовольственных товаров производится в нашей области. Кроме того, почти треть производимой продукции мы отправляем за пределы нашей территории — в Томскую, Кемеровскую области, Красноярский край, Якутию. Это колбасные изделия, мясо, птица, цельномолочная продукция, безалкогольные напитки, пиво, мука.

В условиях резкого роста цен на продовольствие во всем мире руководство Новосибирской области ведет всё более активную политику содействия улучшению контактов товаропроизводителей и сетей, проводящих продукты питания к покупателю. Входит в систему опыт подписания соглашений областным департаментом, ведающим сферой потребительского рынка, и торговыми сетями о содействии в продвижении товаров. Разумеется, определенные обязательства берут на себя и сетевики. Больше всего это касается ценовых ограничений на товары в интересах потребителей продовольствия — покупателей.

Представители торговых сетей заявляют товаропроизводителям: дайте, мол, нам в больших объемах и достаточном ассортименте технологичных для продажи товаров. В свою очередь товаропроизводители работают порой на склад и ждут от торговых сетей послаблений, отмены ряда драконовских, необоснованных условий. Думается, в этом негласном противостоянии проигрывают и те, и другие. И покупатели.

Хочется лишь успокоить жителей области: отсутствие местного продовольствия нашему рынку не грозит. Так, сухого молока на предприятиях-производителях — тысяча тонн, сухого обезжиренного молока — пятьсот тонн, сыров — около двухсот тонн. Как правило, это вполне качественная продукция, без добавок, в отличие от зарубежных продуктов, хотя и уступает им в «обертке».

Дело за малым: и производителям продукции, и хозяевам торговых сетей надр делать новые и новые шаги навстречу друг другу. В своих интересах, потому что они полностью зависят от заинтересованности покупателей в выборе товаров. Чтобы он, этот самый покупатель, питался местным продовольствием не вприглядку, а реально. Тогда, может, ежедневная реализация товаров в нашей области составляла бы не 548 миллионов рублей, а 700 — 800 миллионов или весь миллиард.

В ближайшее время администрацией Новосибирской области будет подготовлен ряд мер, направленных на стимулирование взаимодействия торговых сетей и местных производителей товаров. В частности, планируется подготовить типовой договор о сотрудничестве, а также рассмотреть возможность компенсации оплаты налога на добавленную стоимость для торговых сетей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: