Выберите свой район: Новосибирск
Баган
Барабинск
Бердск
Болотное
Венгерово
Довольное
Здвинск
Искитим
Карасук
Черепаново
Каргат
Колывань
Кольцово
Коченево
Кочки
Краснозерское
Куйбышев
Купино
Кыштовка
Маслянино
Мошково
Новосибирск
Убинское
Обь
Ордынское
Северное
Сузун
Татарск
Тогучин
Усть-Тарка
Чаны
Чистоозерное
Чулым

Производители товаров — в торговых сетях?

2008-07-15
Николай Царев
Производители товаров — в торговых сетях?
Становится уже банальностью напоминать об иллюзорности либерального взгляда на то, что рынок расставит всё по своим местам и экономическая жизнь в стране наладится наилучшим образом. Однако по иронии судьбы приходится снова и снова обращать внимание на иллюзорность саморегулирования рыночных отношений. Вот почему на недавнем своеобразном общественном совете, рассмотревшем в областной администрации взаимодействие производителей товаров и товаропроводящих сетей, было весомо заявлено, что от иллюзий пора бы уже отказаться; должен быть соблюден баланс взаимоотношений всех участников рынка: производителя, проводника товаров и потребителя.



Даже (а может, тем более) когда во всем мире идет кипучий процесс переоценки (заметьте: не уценки!) продовольствия, производимого на продажу…

В погоне за высокой культурой, совершенствованием обслуживания покупателей, а наверняка и по другим причинам, один за другим закрыто множество рынков. По официальным данным, на розничные рынки и ярмарки сегодня в нашей области приходится лишь десять процентов оборота розничной торговли. На индивидуальные предприятия — 22 с «копейками» процента, на малые предприятия — 23 процента. Ну а 44 процента оборота розницы взяли на себя крупные торговые сети.

Вроде бы и монополией это не назовешь, но и подступиться к «крупняку» даже властным структурам не всегда удается. На просьбу ознакомиться с необходимыми документами сетевики частенько заявляют официальным лицам, что все бумаги у хозяев в других городах: Москве, Кемерово, Барнауле… За многими предприятиями крупных современных торговых сетей — дебиторская задолженность, которая нисколько не мешает им заниматься строительством порой до двадцати супермаркетов! Выходит, и оборотные средства есть, и должки — в порядке обычного. Вот уж поистине картинка на яркой конфетной обертке: «Ну-ка, отними!»

«Отнять», а точнее, привести в соответствие с честными рыночными отношениями, далеко не всегда удается. Расчет крупных торговых сетей с товаропроизводителями за взятый на реализацию продовольственный товар нередко растягивается на срок до 90 дней. И это относительно продуктов с ограниченным сроком реализации, которые должны перекочевать на кухни потребителей буквально в течение пяти дней со времени появления на прилавке того или иного супермаркета!

Товар уже 85 дней, как реализован, а денежки за него производитель не дождался. И речь идет не о мелких партиях. Из мелкого накапливается большое. Некоторым производителям продовольствия торговые сети задолжали до 20 — 30 миллионов рублей. Размер задолженности зачастую превышает сумму месячного объема продаж. Товаропроизводители признаются, что невозврат им средств становится для них уже невыносимым. Долговременная отсрочка платежей за поставленную в торговые сети продукцию стала настоящим бичом и для сельхозтоваропроизводителей, и для предприятий пищевой, перерабатывающей промышленности. Как в такой ситуации расширять, совершенствовать производство?

Товаропроизводители жалуются и на высокие вступительные взносы (до 60 тысяч условных единиц), устанавливаемые супермаркетами. А в частоколе различных скидок, бонусов и прочего производителям продовольствия легче потеряться и разочароваться, чем выиграть. При этом каждый субъект товаропроводящих сетей мотивирует собственную «страховочную» систему некоей спецификой своей деятельности.

Нередко возникает несогласованность ценовой политики. Крупные продавцы товаров зачастую требуют скидок до шести процентов, а то и выше от уровня, оговоренного прайс-листом. Недоброй традицией стала практика, когда одна торговая сеть ссылается на другую и требует не только таких же коммерческих условий, но и еще более выгодных для себя. Как это назвать, если не самым откровенным выкручиванием рук партнерам — производителям товара?

Многие торговые сети сами определили для себя право возвращать нереализованный товар поставщику — иногда без акта, без объяснений.

А во что превращается декларируемая крупными компаниями-продавцами конфиденциальность договора? Специалисты уже не раз сталкивались со случаями, когда торговые сети безжалостно карают тех товаропроизводителей, поставщиков товаров, которые обращаются, например, за помощью в областную администрацию. Таких сети просто вышвыривают из сферы совместной деятельности, причем даже без выплаты средств, которые сами задолжали. Отсюда — постоянный страх поставщиков, что сильные мира прилавков и с ними могут в любой момент поступить так же.

Вообще эксперты отмечают довольно низкий уровень культуры деловых взаимоотношений в сфере работы продавцов с производителями продовольствия. Похоже, общество ушло или почти ушло от базарных устоев «блошиных» рынков, а к настоящей культуре рыночных отношений приблизилось пока мало.

Становится понятным, почему мелкие и средние товаропроизводители не в состоянии поставлять свой товар в сетевые торговые предприятия.

Справедливости ради надо отметить, что и у представителей торговых сетей есть немало претензий к товаропроизводителям. Мало еще логистических центров, где бы можно было не только хранить товар, но и оперативно распоряжаться им. Многие поставщики не освоили современную практику штрихового кодирования штучных товаров, без чего невозможно обойтись сетевикам при современных торговых технологиях. С некоторыми товаропроизводителями не установлена даже связь в виде электронной почты. На ряде предприятий слабо организована или вообще отсутствует служба сбыта продукции, нет специалистов, ответственных за взаимодействие с торговыми сетями.

Кроме того, сетевики ссылаются на нестабильность производства товаров, на так называемый плавающий или ограниченный объем производимой продукции, на узкий ассортимент. Претензии вызывают и качество, цена, упаковка местной продукции.

После таких основательных взаимных претензий впору руки опустить, но потому и собрались представители сторон в областной администрации, чтобы укрепить, максимально усовершенствовать отношения.

В нашей области немало фактов, когда предприятия—производители продовольствия («Бараба» Куйбышевского района, купинский «Консервщик», Искитимский молзавод, «Сибирский аграрный холдинг» и другие) создали собственные торговые сети на местах, в Новосибирске, а некоторые даже за пределами нашей области. Однако на встрече было авторитетно заявлено, что товаропроизводители нуждаются во взаимодействии с крупными товаропроводящими сетями, в продвижении на большой рынок своей продукции.

Что уже достигнуто и что необходимо сделать в дополнение к вышесказанному?

Торговое обслуживание в Новосибирской области осуществляют более десяти тысяч стационарных розничных предприятий, действуют две тысячи предприятий общественного питания, свыше тысячи предприятий оптовой торговли, 112 розничных рынков и 4400 мелких розничных объектов. Розничный оборот растет. Ежедневно в области реализуется товаров на 548 миллионов рублей.

Наша область занимает одно из ведущих мест в Сибирском федеральном округе по производству основных видов сельхозпродукции и по их валовому объему производства входит в первую десятку регионов Российской Федерации. Рост уровня производства сельхозпродукции в 2007 году, в сравнении с 2006 годом, составил в Новосибирской области 12 процентов. В целом успешно реализуется приоритетный национальный проект, касающийся продовольствия.

Большая часть потребляемых у нас продовольственных товаров производится в нашей области. Кроме того, почти треть производимой продукции мы отправляем за пределы нашей территории — в Томскую, Кемеровскую области, Красноярский край, Якутию. Это колбасные изделия, мясо, птица, цельномолочная продукция, безалкогольные напитки, пиво, мука.

В условиях резкого роста цен на продовольствие во всем мире руководство Новосибирской области ведет всё более активную политику содействия улучшению контактов товаропроизводителей и сетей, проводящих продукты питания к покупателю. Входит в систему опыт подписания соглашений областным департаментом, ведающим сферой потребительского рынка, и торговыми сетями о содействии в продвижении товаров. Разумеется, определенные обязательства берут на себя и сетевики. Больше всего это касается ценовых ограничений на товары в интересах потребителей продовольствия — покупателей.

Представители торговых сетей заявляют товаропроизводителям: дайте, мол, нам в больших объемах и достаточном ассортименте технологичных для продажи товаров. В свою очередь товаропроизводители работают порой на склад и ждут от торговых сетей послаблений, отмены ряда драконовских, необоснованных условий. Думается, в этом негласном противостоянии проигрывают и те, и другие. И покупатели.

Хочется лишь успокоить жителей области: отсутствие местного продовольствия нашему рынку не грозит. Так, сухого молока на предприятиях-производителях — тысяча тонн, сухого обезжиренного молока — пятьсот тонн, сыров — около двухсот тонн. Как правило, это вполне качественная продукция, без добавок, в отличие от зарубежных продуктов, хотя и уступает им в «обертке».

Дело за малым: и производителям продукции, и хозяевам торговых сетей надр делать новые и новые шаги навстречу друг другу. В своих интересах, потому что они полностью зависят от заинтересованности покупателей в выборе товаров. Чтобы он, этот самый покупатель, питался местным продовольствием не вприглядку, а реально. Тогда, может, ежедневная реализация товаров в нашей области составляла бы не 548 миллионов рублей, а 700 — 800 миллионов или весь миллиард.

В ближайшее время администрацией Новосибирской области будет подготовлен ряд мер, направленных на стимулирование взаимодействия торговых сетей и местных производителей товаров. В частности, планируется подготовить типовой договор о сотрудничестве, а также рассмотреть возможность компенсации оплаты налога на добавленную стоимость для торговых сетей.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Яндекс.Дзен
Резонанс
Новости
Проект Большая Перемена
14.04.2021 Детифото
У семьи из рабочего поселка Линево Искитимского района необычное увлечение: мама с сыном создают макеты домов, маяков, паровозов и самолетов.
Проспект Дзержинского у большинства жителей Новосибирска ассоциируется с авиапромом: это улица, над которой грохочут истребители, где изначально жили авиаконструкторы и заводчане,  и где, как ни здесь, мог возникнуть сквер Авиаторов. Однако, если пройти все шесть километров этого, как ни странно, старинного проспекта, окажется, что он весьма разнообразен. Рассказом о проспекте Дзержинского VN.ru начинает серию прогулок по новосибирским улицам.
Во все тяжкие пускаются жители Новосибирска, пытаясь заработать во время пандемии. Самые раскрепощенные освоили сервис по продаже пикантных фотографий в соцсети для взрослых OnlyFans. Популярность этого ресурса в Сибири невысока, но желающих сорвать куш предостаточно. Насколько в эру интернета велик спрос на такой контент? Мы задали этот вопрос вебкам-моделям.
Подписка на газету Советская Сибирь на 2021 год