Новосибирск 2.3 °C

Демографический спад как конкурентное преимущество

22.07.2008 00:00:00
Демографический спад как конкурентное преимущество
Как будет развиваться система образования в нашей области, насколько глубокой будет интеграция науки и высшей школы, кто возьмет на себя ответственность за подготовку специалистов — об этом говорили и спрашивали в субботу российского министра науки и образования Андрея Фурсенко новосибирский губернатор Виктор Толоконский и руководители областных учреждений образования всех уровней. В этом году Андрей Фурсенко уже приезжал в Новосибирск. И не скрывает, что готов поддерживать нашу область, так как считает ее весьма значимой на образовательном и научном рынке России.



Конкурс в новосибирские вузы составляет в среднем около четырех человек на место. Для периода демографического спада очень неплохо. И даже право абитуриента подавать в приемную комиссию копии документов не дает такого искажения общей картины, как в других регионах. Дело в том, что новосибирские вузы могут себе позволить ограничить прием дубликатов единственной специальностью, не допуская того, чтобы потенциальный студент поступал одновременно во все по принципу «куда пройду по результатам ЕГЭ, туда и ладно».

Кстати, тема пресловутого единого государственного экзамена прозвучала на совещании довольно мягко.

— Наше общее отношение к ЕГЭ нормальное, у нас нет оголтелой неприязни. Мы осознаем, что любая система контроля знаний имеет свои плюсы и минусы. И ЕГЭ должен развиваться и совершенствоваться, чтобы его механизм был здоровым и объективным, — высказал коллегиальное мнение председатель совета ректоров вузов Новосибирской области Николай Пустовой.

А вот проекты инновационных образовательных программ Николай Пустовой оценил очень высоко. По его мнению, этот государственный эксперимент оказался очень удачным и станет хорошим катализатором развития системы высшего образования в регионе. Ведь именно благодаря такому проекту новосибирские вузы получили около 250 миллионов рублей на создание центров инновационных технологий и порядка 1,5 миллиарда на поддержку научно-педагогических кадров.

Большая часть федеральных денег досталась университетам-победителям — НГУ и НГТУ. Поэтому ректоры на уровне Сибирского федерального округа договорились, что именно на их базе будет создан центр коллективного пользования, чтобы новые инновационные возможности были использованы всеми вузами СФО. Потому что современное оборудование, как выразился Николай Пустовой, «должно молотить 24 часа в сутки».

Но «дело даже не в ресурсах, которые мы получили, а в приоритетах», считает руководитель областного департамента образования Владимир Иванов. Об этом, в частности свидетельствует то, что на недавних Дельфийских играх команда новосибирцев заработала 17 золотых медалей. Это больше, чем у последующих пяти сборных, вместе взятых. По таким предметам, как физика, химия, математика, информатика, наша область готова ежегодно проводить на своей территории всероссийские и даже международные финалы школьных олимпиад. База есть, поэтому для нашего науко- и вузоемкого региона было бы очень выгодно привлечь как можно больше способных школьников и студентов.

Такой подход министр образования и науки одобряет и поддерживает, как и уникальную новосибирскую систему отбора и поддержки талантливой молодежи, целевую подготовку востребованных специалистов на средства областного бюджета, стремление власти заинтересовать бизнес «прицельным» обучением кадров.

Но не только о плюсах говорили министру участники совещания. Немало было сказано и о проблемах. Например, о реструктуризации и наполняемости сельских школ, о новой системе оплаты труда, о том, что нет еще полной ясности с федеральным классификатором специальностей, несмотря на то, что уже с 2009 года повсеместно вводится система двухуровневой подготовки специалистов. Не обошли ректоры стороной и проблему активного «размножения» филиалов и представительств вузов даже в малых городах, не говоря уже о мегаполисах. Это, как и массовое расширение контрактной подготовки, отнюдь не улучшает качество обучения.

Специально подготовленного доклада Андрей Фурсенко делать не стал. Предпочел «пройтись» по тем вопросам, что прозвучали на совещании:

— Понимаю, это именно то, что вас волнует.

Будущих выпускников и их работодателей должно порадовать, что государство задалось целью определить стандарты обучения в соответствии с современными нуждами экономики, дабы не переучивать на производстве молодых специалистов. И (в качестве программы максимум) через 10 — 20 лет прийти к тому, что дипломы и ученые степени будет «выдавать» не государство, а собственно вуз, который берет на себя полную ответственность за качество подготовки.

Беда в том, посетовал министр, что сегодня большинство вузов не только не хочет свободы, но боится ее как черт ладана. А корректировать, обновлять программы обязательно нужно. В том числе и потому что демографический спад очень обостряет конкуренцию в сфере высшей школы — ву- зам в ближайшее время предстоит буквально бороться за каждого абитуриента.

Что же касается филиалов и представительств, государственных, отраслевых и коммерческих вузов, Андрей Фурсенко однозначно согласился с необходимостью предъявлять к ним единые требования. И пообещал, что «гораздо большую роль будет играть в ближайшее время Рособрнадзор». А комментируя вопрос о качестве образования, предложил «подвести черту»: определить минимальный балл, с которым вчерашнего школяра не примут ни в один вуз — ни на бюджетное, ни на коммерческое место. Потому что «получить тройку с плюсом по ЕГЭ может любой здоровый человек, который приложит к этому минимальные усилия».

Но, определяя пути решения проблем, обещая поддержку, министр подчеркивал, что результативность образования должна существенно возрасти, в том числе и в сфере научных исследований. А пока наука в вузах оставляет желать лучшего.

— Очень бы хотелось, чтобы эти исследования были связаны с нуждами экономики. Вузам проще найти контакт с бизнесом, ведь они не только науку делают, но еще и кадры бизнесу поставляют, — высказал пожелание Андрей Фурсенко. — Задачи исследований должны быть согласованы с бизнесом, а он, в свою очередь, должен быть готов участвовать в софинансировании этих работ.

Государство и само готово выделять на это деньги, причем достаточно большие — до 150 миллионов в год. Но при непременном равном или чуть меньшем соучастии бизнеса, чтобы ответственность тоже была равной. При этом промышленность будет вкладывать деньги только в то, что ей действительно нужно, считает министр:

— Было бы очень правильно, если бы Новосибирск, центр, в котором всегда традиционно образование и наука были связаны с промышленностью, показал пример в этом направлении.

— Мы готовы половину затрат бизнеса взять на бюджет области, — незамедлительно отозвался губернатор Виктор Толоконский. А завершая совещание, сказал, что нельзя в такой большой сфере, как образование и наука, ожидать мгновенных качественных результатов, но обстановка здесь уже сегодня кардинально меняется. И немалую роль в этом играют новые государственные подходы, новые стимулы, которые позволили повысить качество работы на всех уровнях образования.

По итогам совещания губернатор, еще не выйдя из зала, дал несколько поручений. В частности, подготовить в течение месяца системную программу внесения проектов, грантов в Министерство образования об использовании механизма софинансирования затрат на научные исследования. И подтвердил готовность областного бюджета выделять деньги, чтобы повысить спрос со стороны бизнеса. А демографический спад… На его фоне, считает губернатор, Новосибирская область может далеко обогнать другие регионы, так как имеет стратегические преимущества в образовании и науке и в состоянии привлечь и талантливую молодежь, и научно-педагогические кадры.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: