Новосибирск -0.7 °C

Строительство в Сибири: проблемы перевешивают...

24.07.2008 00:00:00
Строительство в Сибири: проблемы перевешивают...
Разносторонний характер проработки вопросов развития строительной сферы и увеличения доступности жилья, ставших одними из самых обсуждаемых на недавнем заседании руководителей Сибирского федерального округа в Омске, затронул проблемы нескольких уровней. В прошлых номерах «Советской Сибири» мы уже рассказывали о ходе обсуждения. Чтобы ряд интересных и актуальных вопросов не остался лишь в рамках омского заседания, сегодня продолжаем тему.



Наши соседи возводят город-спутник
Интереснейший проект представили в ходе обсуждения наши соседи кемеровчане. Как пояснил первый заместитель губернатора Кемеровской области Валентин Петрович Мазикин, там строится город-спутник областного центра Лесная Поляна. Это новый современный российский город, который возводится полностью с нуля, и признан пилотным проектом комплексного освоения территории. Строительство ведется в экологически чистом месте, которое граничит с тайгой, на его территории расположены живописные озера, реки. Одним из условий застройки является сохранение природной среды, которая гармонично вписана в городской ландшафт.

Планируемая численность населения — 30 тысяч человек. Общая площадь застройки — 1 миллион 142 тысячи квадратных метров. За двухлетнюю реализацию этого проекта кемеровчане добились следующих результатов: утверждена вся необходимая проектно-строительная документация, подходит к завершению строительство всех внешних инженерных сетей города (электричество, газ, водоснабжение, канализация, связь). В 2007 году сданы первые пять тысяч квадратных метров жилья, а также выполнен задел по сдаче в 2008 году еще 50 тысяч квадратных метров. Благодаря федеральной целевой программе «Жилище» в область поступили и полностью освоены федеральные средства на строительство федеральной дороги между областным Кемерово и Лесной Поляной.

Задачи подобных проектов — моделей комплексного освоения территорий, по убеждению Валентина Мазикина, невозможно решить разрозненно, поэтому необходима системная реализация всех направлений, и в Лесной Поляне используется именно такой подход.

«При этом задача стоит не только в том, чтобы построить много жилья и обеспечить устойчивое развитие территории. В условиях современной экономики город должен строиться и развиваться для человека. Только в этом случае можно ждать отдачи в экономическую и социальную сферы. Ключевой задачей при реализации проекта комплексного освоения территории является обеспечение баланса интересов власти, бизнеса и общества», — говорит кемеровский вице-губернатор.

Для этих целей в Лесной Поляне создан фонд развития территории, деньги которого направлены на практическую отработку частно-государственного партнерства. Кроме того, уже проработана концепция образовательной системы города-спутника, на очереди — концепции по здравоохранению, ЖКХ, правопорядку, правилам проживания, экономическому развитию. В городе предусмотрена отдельная программа по формированию рынка доступного и комфортного жилья. Здесь предлагается большое разнообразие жилья, и каждая семья или человек сможет выбрать себе квартиру в зависимости от своих доходов, потребностей или образа жизни. Таким образом, на территории смогут проживать люди с разным уровнем дохода, в то же время городской инфраструктурой смогут одинаково пользоваться все жители. В результате формируется равномерная социальная среда, при которой нет «районов бедноты» и дорогих закрытых коттеджных поселков.

Чтобы избежать спекуляции вокруг квартир в Лесной Поляне (для покупки средней квартиры от 40 до 60 квадратных метров новоселы среднего уровня доходов брали ипотечные кредиты от 1 до 1,5 миллиона рублей), жилье приобреталось только через фонд развития жилищного строительства Кемеровской области. Всего за 10 лет более двух тысяч молодых семей смогут получить жилье в новом городе по областным целевым программам, еще три тысячи молодых семей смогут самостоятельно, без поддержки государства приобрести здесь жилье. Акцент ставится именно на молодые семьи, которые составят в Лесной Поляне более 70 процентов населения.

Доступное жилье для мобильных граждан
Говоря о повышении доступности жилья для граждан, губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский выделил проблему дальнейшего улучшения жилищных условий людей, которая должна быть учтена при планировании строительства. Молодой семье должно быть доступно небольшое жилье типа квартир-студий, со временем семья должна получить возможность покупки квартиры с несколькими комнатами, а впоследствии — частного дома.

Кроме того, новосибирский губернатор высказался за строительство арендного жилья, так как, по мнению Виктора Александровича, все жилье не может быть в собственности — люди должны быть более мобильными, свободными в плане выбора места и качества проживания.

«Это выгодно и для бюджета: мне проще за человека с очень низкими доходами доплачивать муниципалитету или какой-то частной компании, которая строит дома, чем покупать эти квартиры в собственность. Другого механизма в законе пока нет, так как любое социальное жилье сегодня сразу же приватизируется. По подобной схеме сегодня мы уже строим специальные дома для пожилых людей, но уже с особым статусом — без права приватизационного процесса. И мы намерены строить очень большое количество арендного жилья, создавать этот рынок», — прокомментировал Виктор Толоконский.

«Под Москву» — не значит для всей России
Достаточно серьезный резонанс у сибирских руководителей получила современная законодательная база строительных процессов. Как отметил президент некоммерческой организации межрегионального отраслевого объединения «Союз строителей Сибири», президент некоммерческой организации «Союз строителей и инвесторов Алтайского края» Михаил Гаврилович Фокин, в настоящее время строители стараются наладить взаимоотношения с федеральными органами, в том числе с прокуратурой, разного рода надзорными органами по вопросам Градостроительного, Земельного кодексов РФ.

По словам Михаила Гавриловича, алтайские законодатели обеспокоены тем, что они сегодня вынуждены работать под диктовку федерального закона об аукционах на земельные участки.

«Мы выступаем не за то, чтобы выделять землю вовсе без аукционов, но мы за аукционы, которые бы базировались на законах субъектов РФ. Наверное, из Москвы трудно оценить, как, на каких основаниях, кому и какую отдавать землю под застройку в Алтайском крае — это способны определить и губернатор вместе с законодателями региона. Но, к сожалению, на федеральном уровне эту инициативу отвергли. В результате в деревнях многих наших регионов, где есть свободные участки, остается непонятным, почему нужно стоять в очереди для того, чтобы рядом с отцом построил дом в сельской местности его сын», — комментирует ситуацию Михаил Фокин.

Кроме того, есть проблемы сдачи линейных объектов — линий электропередач, газовых трасс, теплоэлектроцентралей, которые проходят по территориям, где может быть до нескольких десятков владельцев собственности. И везде нужно оформить регистрацию этой земли, хотя она и нужна только на время возведения сетей.

Особое место в умах и сердцах строителей занимает закон о саморегулируемых организациях в области строительства, принятый недавно в виде поправок к Градостроительному кодексу. В своем современном виде этот закон, по мнению Михаила Фокина, ориентирован в большей степени на Москву, Санкт-Петербург и, возможно, еще какие-то наиболее развитые субъекты РФ в европейской части страны.

«В области строительства объединиться должны 100 организаций, которые из своей прибыли в компенсационный фонд обязаны вложить по одному миллиону рублей. Иркутская, Томская области, Алтайский край, не говоря уже о Хакасии, Республике Алтай, не набирают такого количества организаций, которые бы могли обеспечить формирование на своей территории саморегулируемых организаций. Кроме того, контролировать допуск в саморегулируемые организации, которые, по сути дела, являются заменой лицензирования, госорганы уже не смогут. Поэтому мы хотим обратиться на федеральный уровень с просьбой о пересмотре норм по вопросам саморегулирования», — говорит Михаил Фокин.

Государственные функции контроля по закону о саморегулировании передают во всероссийскую ассоциацию, которая будет работать в Москве. То есть законодательство в этой сфере ярко выражает интересы федерального центра и практически не сочетается с проблемами и условиями, сложившимися в СФО.

Добиться пересечения параллелей!
В ходе обсуждения отмечалось, что подготовку кадров, система которой сегодня переживает серьезный кризис, под свой контроль должны взять также саморегулируемые организации.

Было отмечено, что сегодня подготовка кадров и строительная сфера идут параллельными курсами, как бы не пересекаясь. Требовать качественной подготовки в такой ситуации сложно. Вкладывать деньги в такой процесс обучения бесполезно — они будут использоваться для оснащения кабинетов, где проходит обучение по программам, далеким от современной технологии строительства. В обучающих программах нет ведения текущей строительной документации, не оформлена приемно-сдаточная документация и многое другое. Часы, отведенные на технологию работ, тратятся на изучение строительных работ 70—80-х годов прошлого века.

В договоры на подготовку кадров должны закладываться требования качества подготовки и в соответствии с этим — разрабатываться программы теоретического обучения с постоянным участием и контролем со стороны заказчика. Программы теоретического и производственного обучения целесообразно ежегодно согласовывать с аттестационными комиссиями саморегулируемых организаций, в которые без всяких взносов должны входить учебные заведения.

«Нужно избавляться от работы по принципу: учили в ПТУ, учили в техникуме, а когда специалист пришел на производство, там совершенно новая база, все надо узнавать заново. В масштабе Сибири нужно все учебные заведения отдать под наблюдение попечительско-наблюдательных советов, в которые войдут бизнес-сообщества, власть территорий», — говорит Анатолий Квашнин.

Многие участники заседания согласились с необходимостью совершенствования современной усложненной, запутанной нормативно-правовой базы, которая во многом не сориентирована ни на снижение себестоимости, ни на упрочнение строительной сферы. По большому счету, высказывались губернаторы и спциалисты, нужна ревизия всей нормативно-правовой базы и ее существенное упрощение. Кроме того, регионам необходимо дать в руки определенные законодательные регуляторы, потому что пока по большому счету субъектов РФ в нормативной базе есть только обязанности.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: