Новосибирск 5.6 °C

Подземка нуждается не только в деньгах

25.07.2008 00:00:00
Подземка нуждается не только в деньгах
Новосибирскому метрострою нужно не просто своевременное и полное, но и дополнительное финансирование. К такому выводу пришли депутаты комитета Новосибирского областного Совета по транспортной, промышленной и информационной политике, побывавшие в начале этой недели на строительстве станции метро «Золотая нива». Новосибирскому метрострою, первому в Сибири, уже более 40 лет. Вопрос о строительстве нашей подземки еще в 1968 году на партхозактиве поднял первый секретарь обкома Федор Степанович Горячев.



И до сих пор метро является решающим фактором транспортного развития нашего города. Когда было принято решение о том, чтобы первую очередь метро построить за пять лет, никто в это не верил. Но эти объемы были выполнены в положенные сроки, метро запустили. Затем были тяжелейшие 90-е, в которые и вовсе звучало мнение: а зачем вообще городу метро? Для современных новосибирцев оно уже далеко не роскошь, и сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что метро в нашем городе продолжать возводить необходимо, поскольку только улицы с возрастающим потоком движения не справятся.

К настоящему времени метростроительный процесс заметно оживился — совсем недавно сданы станции «Маршала Покрышкина», «Березовая роща», на очереди — «Золотая нива». На этом объекте, как точно подметили депутаты-транспортники, «все живое» — стройка «дышит», работа кипит, что позволяет надеяться на завершение строительства в намеченные сроки — к 2009 году. Как отмечает начальник МУП «Управление заказчика по строительству подземных транспортных сооружений» — депутат облсовета Николай Хван, сроки эти вполне реальны, ведь объем работ по «Золотой ниве» планировался еще на стадии строительства «Березовой рощи».

Метростроевцы уверяют: закончат возведение, даже несмотря на наблюдающуюся пока по этому году некоторую нехватку средств. Пока — потому что есть надежда на корректировку бюджетов этого года, которая, возможно, принесет увеличение финансирования метростроя-2008.

Когда-то попытка федерального центра переложить бремя метростроя исключительно на региональный уровень не получилась, и сегодня строительство идет на основе паритетного софинансирования, когда 50 процентов вкладывает федеральный бюджет, 50 составляют местные средства областного и городского бюджетов. Сегодня в консолидированном бюджете, выделяемом на строительство метро, на 2008 год определен 1 миллиард 111 миллионов рублей, а требуется порядка 1 миллиарда 900 миллионов рублей. Предугадывая дефицит, источники дополнительных средств на этот случай строители старались планировать заранее.

«Нехватка средств на 2008 год за счет работы подрядчиков по кредиторским схемам и особым механизмам закупки оборудования составляет не более 200 — 300 миллионов рублей. Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский и мэр города Новосибирска Владимир Городецкий недавно были на коллегии Минтранса, куда было направлено наше письмо, и, возможно, у нас будет дополнительное финансирование из федерального центра на 2008 год», — говорит Николай Хван.

Не помешают своевременному завершению строительства и возникшие геологические сложности. Это неожиданное поднятие грунтовых вод, а также техногенных вод из городских сетей. Кроме того, на пути метростроения, как оказалось, существует огромное количество чистейших подземных родников — сами строители даже пьют эту воду. В результате уровень грунтовых вод поднялся на 6 метров, и тоннель оказался, по сути, затопленным, поэтому теперь нужны серьезные работы по водопонижению.

«Когда мы делаем геологические изыскания, казалось бы, все предусматривается, но на деле оказывается, что за всем не уследишь. Проектные изыскания для этого участка делались еще в 1988 году — с тех пор прошло 20 лет, а геология почв меняется быстро, может даже поменяться в течение года. Поэтому сегодня приходится буквально на ходу пересматривать проект, чтобы осушить воду и пройти дальше», — говорит Николай Хван.

«Чтобы быстрее вводить новые станции и отрезки метро, работать нужно поступательно, кроме того, необходимо применять новейшие технологии. Для нормального финансирования метростроения нужно ежегодно иметь в бюджете около 2 — 2,5 миллиарда рублей. То есть городской и областной бюджеты должны закладывать порядка 1 — 1,5 миллиарда рублей в год», — говорит председатель транспортного комитета Сергей Титков.

Сергей Николаевич не случайно отметил не только необходимость своевременного и достаточного финансирования, но и применения новых технологий при строительстве метро. Сегодня на проходке к «Золотой ниве» используется щит разработки 1932 года и постройки 1937 года. Между тем на возведении предыдущих станций — на сбойке станций метро «Маршала Покрышкина» и «Березовая роща» — успешно применялся современнейший комплекс ХХI века ЛОВАТ. Сегодня из-за нехватки средств этот агрегат бездействует, находясь в Новосибирске. То есть, говоря о дополнительном финансировании, нужно говорить и о применении новых технологий строительства метро в городе Новосибирске.

Подобного рода парадоксальные ситуации, вызванные дефицитом средств, во многом продиктованы сформированным отношением к метростроению. К сожалению, до сих пор строка «метростроение» официально не была выделена даже на федеральном уровне. Поэтому-то финансирование возведения подземки в большой степени и происходило как бы по остаточному принципу. Сегодня разрабатывается соответствующая государственная целевая программа. По прогнозам Николая Хвана, такая целевая программа на уровне правительства будет принята в ближайшие годы. И если она появится на уровне страны, как говорится, сам Бог велел принимать подобные документы и в регионах, строящих подземку.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: