Новосибирск -1.7 °C

Не упустить качество

01.08.2008 00:00:00
Не упустить качество
Новосибирская область является лидером среди регионов России по реализации нацпроекта «Образование». Об этом заявил на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов Владимир Иванов, руководитель областного департамента образования. Школы перешли на новую модель оплаты труда на основе подушевого финансирования. Приметами времени станут электронный журнал, мобильный дневник, расписание и другие атрибуты информатизации. Но новые технологии лишь приходят на подмогу в решении главной задачи педагогов — повышении качества образования.



В реализации приоритетного национального проекта «Образование» Новосибирская область участвует третий год, и за это время, по словам В. Иванова, «можно говорить об устойчивых положительных изменениях в региональной образовательной системе». Безусловно, важным фактором явилась финансовая подпитка. В ходе нацпроекта на развитие образования из федерального и областного бюджетов направлено около 2,3 млрд руб.

Упор в современном образовании делается на создание инновационной инфраструктуры на всех уровнях. Актуальной становится массовая информатизация. Все школы области подключены к интернету, обеспечены комплектами программных продуктов. В рамках нацпроекта при поддержке администрации области на базе ГУО «Областной центр информационных технологий» открыт центр обработки данных Новосибирской открытой образовательной сети. Его планируется использовать как стартовую площадку для внедрения регионального проекта «Цифровая школа», позволяющую провести дальнейшую техническую модернизацию школ, лицеев, гимназий, училищ. Во многих школах уже внедрены такие формы, как «Мобильный дневник» (расcылка сведений об успеваемости учеников через sms-cообщения на мобильные телефоны родителям). «Хорошо это или нет, мы, правда, пока еще не поняли», — отметил В. Иванов.

С этого года школы также переходят на электронное расписание и электронные журналы.

Введение новых технологий потребовало прежде всего от учителей знания компьютера. По словам руководителя департамента образования, 92% педагогических работников в области владеют компьютерными технологиями. Реальностью становится переход на новые формы, в том числе дистанционные. Было проведено 30 курсов, на которых обучилось около 700 человек.

Серьезным испытанием для школ стал переход на нормативно-подушевое финансирование. Явление это будоражило многие регионы прежде всего из-за того, что введение новой модели финансирования сопровождалось изменением системы оплаты труда учителей и других школьных работников. Основными целями НПФ являлись стимулирование процессов развития школы к поддержанию и постоянному повышению качества и конкурентоспособности; рост возможностей образовательного выбора для учащихся; рост автономии школы; повышение эффективности бюджетных расходов.

Спорным вопросом является исходный показатель для расчета норматива: в качестве показателя принят класс-комплект в 28 человек. А фактически в класс иногда приходят человек 15 — 20. Незаполненные школы остаются без финансирования. В Новосибирской области тоже существуют проблемы с наполняемостью как городских, так и сельских школ, и норматив по НПФ не всегда выполняется.

На селе особенно остро стоит вопрос подвоза детей из удаленных районов области, поэтому в рамках программы «Школьный автобус» приобретено 10 автобусов для подвоза дополнительно еще 500 ребят к местам обучения.

Вопрос поборов в школах долго будировал общественность. Ясность внесло введение публичной отчетности. Отныне на сайте каждой школы размещен финансовый отчет, где все могут ознакомиться с доходами и расходами образовательного учреждения. Владимир Иванов подчеркнул, что все чиновники департамента образования всегда открыты для общения, любой желающий может зайти на сайт департамента образования и задать свой вопрос. Ответ будет дан в течение недели.

Большое внимание уделяется поддержке одаренных детей. Последняя блестящая победа Сергея Никитина, выпускника специализированного учебно-научного центра НГУ, взявшего «золото» в личном первенстве на Международной химической олимпиаде школьников, еще раз подтвердила статус области как «питомника» для гениев.

Низкие зарплаты способствовали оттоку квалифицированных педагогических кадров. Сейчас ситуация выравнивается.

За время реализации нацпроекта средняя зарплата педагога выросла с 6600 до 14167 рублей. До 2010 года намечен еще почти двукратный рост зарплаты. Кроме того, лучших учителей поощряют дополнительно.
Виктор Толоконский согласился с позитивным характером изменений в региональной системе образования: «Образовательные учреждения произвели оптимизацию всей системы расходов, прекратили добавлять ненужные ставки, появились дополнительные стимулы к качеству. Школы наконец-то стали публичными, с бюджетом учреждения может ознакомиться любой желающий». Вместе с тем губернатор напомнил, что повышение качества обучения является доминирующим в работе образовательных учреждений. «Нужно вводить новые критерии работы педагогов, которые бы максимально отражали качество урока и работы учителя. Многое в документах часто упускается. Поэтому необходимы новые обязательные стандарты. По больному вопросу — заполняемости классов — губернатор предложил ввести новый норматив — 30 человек в классе и решить таким образом вопрос недозагрузки.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: