Новосибирск 3.2 °C

Школа как объект заботы

27.08.2008 00:00:00
Школа как объект заботы
Это только кажется, что подготовка образовательных учреждений области к новому учебному году — процесс рутинный, из года в год повторяющийся как по кальке. Безусловно, основные параметры соблюдаются в статусе закона: пребывание учащихся в стенах второго дома должно быть безопасным, комфортным и способствовать их наилучшему образованию и развитию. Но насколько качественно это удавалось осуществить, допустим, еще несколько лет назад, в большей мере зависело от экономической «погоды» за окном, нежели от профессионализма и желания управленцев.



Сегодня эта «погода» заметно стабилизировалась, и на традиционной августовской пресс-конференции руководителя областного департамента образования Владимира Иванова (он давал ее совместно с Юрием Фроловым — начальником управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС России по Новосибирской области, потому как пожарная безопасность образовательных учреждений — гарантия того, что и все другие усилия властей по отношению к этой сфере не сгорят «синим пламенем»), впервые на моей памяти, после перечисления школьных новостроек нынешнего года, была озвучена перспектива, пусть и не самая ближняя, но удивительная — сноса школьных зданий… Да-да, вполне приличных и пригодных для учебного процесса, но не отвечающих современным техническим нормам. Нормам безопасности — в первую очередь. Это относится к зданиям, имеющим, в частности, деревянные перекрытия и другие строительные атавизмы позапрошлого века.

А такие намерения сами по себе объективнейший показатель, что страна выбралась из экономического ступора и безвременья.
Известно, что школу всегда, в самые трудные времена, по крайней мере последние восемь лет, в нашей области старались обустроить-оснастить как можно лучше: тому свидетельством многолетние целевые школьные областные программы — от обеспечения автобусами до всеобщей компьютеризации образовательных учреждений. Сейчас работа идет по самым разным направлениям еще и по планам, рассчитанным на разные, но более кратковременные сроки: два-три, если надо, четыре года.

В таком режиме, по словам Владимира Иванова, сотрудничает департамент образования с коллегами из МЧС:

— Потому что все, что связано с пожарной безопасностью, враз сделать невозможно. Хотя если что-то зависит от руководства школы, эти вопросы мы решаем незамедлительно.

В общем, как заверили журналистов Владимир Иванов и Юрий Фролов, на сегодняшний день школы области полностью обеспечены первичными средствами пожаротушения. И, что самое главное, не считая прочно вошедших в школьную практику консультаций пожарных инспекторов и учебных тренингов ГО ЧС, 86 процентов учащихся области занимаются сегодня в помещениях, оборудованных автоматической пожарной сигнализацией и системой управления эвакуации. Хотя цена вопроса не маленькая: для типовой школы на 1250 человек установка такой системы обходится приблизительно в 470 тысяч рублей, и осталось в основном оборудовать ими самые маленькие, а точнее, малокомплектные школы на селе, до конца года районам будет выделено из областного бюджета еще 35 млн рублей, чтобы эту проблему решить полностью. Как заметил главный пожарный инспектор области полковник Фролов: «Не в каждом объекте Российской Федерации примерно такого же численного состава, как Новосибирская область, тратятся такие большие средства (а за четыре года планомерной работы они составили сумму в 400 млн рублей) на приведение объектов образования, по терминологии специалистов, в пожаробезопасное состояние или условия, создающие безопасное пребывание в них детей».

А результаты, как говорится, тьфу-тьфу, таковы: «К счастью, на сегодняшний день мы констатируем, — сказал Юрий Фролов, — на объектах образования области и города Новосибирска в этом году пожаров и возгораний не было». И в настоящий момент, считает он, на первый план выходят обучение и тренировки ребят, а также школьного персонала на случай любой чрезвычайной ситуации, не только пожара.

Что касается дел «мирных», то, по словам руководителя департамента образования, впервые в этом году область на подготовку школ к учебному году перешагнула в финансировании за миллиардный рубеж. То есть в ремонт школ всеми уровнями бюджетов — муниципалитетов районов и городов, области как субъекта Федерации — вложен 1 млрд 13 млн рублей. (Значительную долю этих вложений — 702 млн рублей плюс 157 млн рублей в течение трех лет на благоустройство — осуществит город Новосибирск.)

Для сравнения: еще 3 — 4 года назад общие суммы, которые вкладывались в подготовку всех школ, не превышали 250 — 300 млн рублей. И это есть отрадное новое, это есть иллюстрация того, что реальная экономика «задышала»…

В течение двух последних лет планово шло переоснащение новым технологическим оборудованием школьных столовых: в этот проект вложено более 100 млн рублей. До конца года, по словам руководителя департамента образования, будет освоено еще 20 млн рублей, и «эта проблема полностью снимется — дальше муниципалитеты должны будут поддерживать порядок и обновлять по мере надобности оборудование».

Так же, в режиме нон-стоп, идет работа — и только за последние два года в это направление вложено более 120 млн рублей — по созданию полноценной спортивной базы школ. Причем речь не о мячах, лыжах или снарядах, а о спортивных комплексах на территории школ. Например, в этом году такие комплексы (легкоатлетические, игровые площадки и проч.) обновили или сделали заново 350 школ. Более 150 имеют сегодня хоккейные коробки, и они, решили в обладминистрации, должны быть во всех крупных школах области.

При всех общих запросах школ у каждой, разумеется, свое лицо и, следовательно, существуют специфические проблемы и «узкие места». Для устранения подобных «отклонений от стандартов» департаментом образования с главами районных администраций подписаны соглашения, по которым специально выделяемые областью средства используются на оборудование медкабинетов, улучшение системы канализации и т.д. По такому же принципу вот уже в течение восьми лет выделяется ежегодно каждому району 18 — 19 млн рублей на приобретение учебников, и они закупают именно то, что им необходимо.

За последние годы перестала быть актуальной буквально вопиющая в конце 90-х — начале 2000-х кадровая проблема. Молодые специалисты потянулись в школу. И, безусловно, важная тому причина — переход образовательных учреждений на нормативно-подушевое финансирование и новую систему оплаты учительского труда. У начинающего педагога, если он будет качественно работать, реально появилась возможность получать не меньше коллеги с большим стажем. Причем, согласно трем августовским постановлениям губернатора Виктора Толоконского, норматив финансирования будет ежегодно и весьма ощутимо «подрастать». Так, если в январе 2007 года он составлял 11 000 рублей на ученика, сегодня — 15 500 рублей, то с 1 декабря 2008 года он поднимется до 20100 рублей.

Нет нынче опасений и по поводу готовности школ после летнего ремонта. Из 1174 зданий к приему учащихся уже к 20 августа были готовы 1000. Окончательный срок сдачи комиссии остальных — начало этой недели. Две школы — 99-я Центрального района и 28-я в Калининском — планово закрыты на реконструкцию. Еще в апреле было решено, какие ближайшие образовательные учреждения примут ребят на этот учебный год в свои стены. В четырех школах ремонт продолжится и в сентябре, но это те работы, которые ведутся не в классных помещениях, и не будут мешать учебному процессу.

О новостройках. К новому учебном году в области будет сдано 6 объектов. Это школа в селе Раздольном Новосибирского района, школа-интернат в селе Биаза Северного района, третья очередь школы в Кушагах Усть-Таркского района и новый спортзал-пристройка в Багане. В Новосибирске современными пристройками обзавелись 109-я школа в Кировском и 12-я школа в Центральном районе. По сути, заново родилась после реконструкции 19-я школа в Октябрьском районе.

Словом, все идет по плану. Согласитесь, это лучшая характеристика состояния отрасли. Хотя проблемы здесь, конечно, неисчерпаемы, поскольку школа — это самый живой и стремящийся к росту (во всех смыслах, в том числе буквальном — из года в год, из класса в класс) организм. Есть и еще один оптимистический показатель: по словам руководителя департамента образования, наконец-то пошел реальный прирост первоклассников, в прошлом году он составил тысячу девочек и мальчиков, нынче, по предварительным прогнозам, число их увеличится вдвое. А это означает, что у российской семьи, и, соответственно, у школы, в контексте реальной экономики и определенной стабильности наметилась реальная «человеческая» перспектива.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: