Новосибирск 2.8 °C

Любви все тяготы подвластны, или Хочешь летать — дружи с шашками

28.08.2008 00:00:00
Любви все тяготы подвластны, или Хочешь летать — дружи с шашками
Пилотажная группа «Русские витязи» образована в апреле 1991 года из лучших летчиков подмосковной авиабазы ВВС Кубинка (где с 1935 года базировался отдельный авиаотряд, а с 1938 года — 11-й и 24-й авиаполки, защищавшие небо нашей Родины в годы Великой Отечественной войны). Организационно это подразделение входит в состав 237-го Центра показа авиационной техники, созданного в 1938 году. Летчики занимаются боевой подготовкой, параллельно выполняют полеты по программе пилотажного мастерства. На той же базе дислоцируется другая всемирно известная пилотажная группа «Стрижи», которая использует самолеты МиГ-29 и выступает в отдельных программах совместно с «Русскими витязями». Самолеты эксплуатируются во всем диапазоне скоростей и высот полета (минимальная высота — 50 метров). Постоянно ведется работа по нахождению новых возможностей боевой воздушной техники.



— Слезай-ка вниз, Ваня, — озабоченная мама пробует турнуть парнишку лет семи, весело взгромоздившегося на двухметровый металлический забор. Ближе к небу. Так все, мол, в нем появляющееся, виднее: планеры, вертолеты, парашютисты...

— А чо? — удивляется сын.

— А ничо! Военные самолеты полетят, и ты свалишься.

— Так низко полетят? — удивляется сын еще больше.

— Нет. Просто они гудят громко. Отцепишь ты руки, чтобы ими уши зажать, держаться станет нечем, и — свалишься.

Мальчик уныло повинуется. А вот замечание — в пику пресловутым байкам о женской логике — оказалось резонным. Громко не громко гудят, но стоять на земле, наблюдая столь сногсшибательное зрелище, лучше все-таки твердо. Иначе вот так рот откроешь, глаза выпучишь — и... Некоторые даже предпочли сидеть и лежать, предусмотрительно взяв с собой в аэропорт для этой цели шезлонги. Тоже верно. Такой небесной эксцентрики Новосибирск воочию еще не видывал: эти маги-укротители пространства пожаловали к нам впервые. Сурово! Сумасбродно! Супер! Именно так расшифровывали граждане в этот день название Су-27 — птицы гордой, грозной и грациозной, сполна отличающейся «умом и сообразительностью». Хотя простому человеческому уму многие из вытворяемых ею фокусов навскидку непостижимы. А уж когда собирается их в небе стая...

Выстроившись ромбом вчетвером, например, они, оставаясь в прочной связке, принимаются выписывать в воздухе самые невероятные траектории, самые фантастические картинки. Словно бы действительно ухватившись крыльями за одну волшебную нить-невидимку... «Вот это я понимаю — слетанность!» — только и произносит бывалый летчик, стоя с изумленным взором на земле. Коронным же номером, который явно добавил адреналинчику неискушенным, стал встречный пилотаж: два самолета буквально метят друг другу в лоб. На бешеной скорости, но символической высоте. Видны — как на ладони. Только вскинутой вверх... Летят. И в крайний (слово «последний», как мы знаем, тут не говорят) момент благополучно — в считанных метрах друг от друга — разлетаются. Многотысячная толпа взвизгивает, ухает, аплодирует, даже плачет (должно быть, от переизбытка радости за летчиков). И это все они, «Русские витязи», знаменитая команда, единственная в мире, выполняющая групповой высший пилотаж на боевых самолетах класса тяжелых истребителей. Суммарный вес увиденного нами ансамбля из четырех машин (а летают они и большим составом) — около сотни тонн. А как легки с виду! Разумеется, эту визуальную легкость обеспечивают те, кто внутри. Поистине сверхчеловеки — с «железобетонной» основой, фантастической реакцией и выдержкой. Так?

— Абсолютно правильный, резонный вопрос. Кто занимается высшим пилотажем, используя любую авиацию — ту же легкомоторную, реактивную, планерную, вертолетную, — от этих бешеных перегрузок никуда не уйдет, — сказал в беседе с вашим корреспондентом накануне шоу Игорь Ткаченко, ведущий пилот и соло-пилот группы «Русские витязи», гвардии полковник, заслуженный летчик России, летчик-снайпер. — Но если на спортивных самолетах типа Як-52 эти перегрузки импульсные, составляют считанные секунды, то на боевых самолетах четвертого поколения Су-27 и МиГ-29 они в десятки раз дольше, исчисляются минутами. И твои внутренние органы на эти минуты становятся в определенном смысле от тебя оттянуты, оторваны. Чтобы все это сносить, нужна изначально правильная физическая форма.

— И как степень этой правильности определить?

— Наша советская школа и наша медицина всегда держали в этом отношении, как говорится, нос по ветру. Отбирали кандидатов буквально с лошадиным здоровьем. В какой-то степени проводился банальный психологический отбор, меньше внимания отдавалось теоретическим знаниям школьной программы, когда люди шли в летчики. Главное — крепчайшее здоровье. Потом в процессе, так сказать, натаскивания пилота практиковались многие упражнения, связанные именно с быстротой реакции, с остротой внимания, шли большие объемы информации, подлежащие обработке. Но прежде всего хорошо должны были работать сердце, позвоночник, система кровообращения, зрение и так далее. Конечно, чем раньше человек начинает летать, тем лучше внутренние органы и все эти связки между ними адаптируются. И тем легче потом будет летчику в более зрелом возрасте.

— Чем раньше, тем лучше — это само собой. Но есть же возрастной ценз, ребенка все равно за штурвал не посадят.

— Но ребенок может, готовясь в летчики, начинать на батуте прыгать, затем — с парашютом. И вообще больше заниматься спортом. Другой вопрос — каким именно? Это важно. Тяжелая атлетика тут не подходит, футбол тоже. Потому что можно получить травмы, которые впоследствии будут совершенно ни к чему. Если есть или были у тебя сломанные кости, ушибы, растяжения, то при перегрузках все оно даст болезненные ощущения. Та же тяжелая атлетика нагружает сердце, позвоночник, кишечник, ставит определенным образом руки — после этого ты просто не будешь чувствовать самолет.

— Так чем заниматься надо, если хочешь стать асом высшего пилотажа?

— Как мы считаем, самый авиационный спорт — это шахматы. Я серьезно говорю. Потому что расчетливость, внимание, реакция, вообще голова в нашем деле — сами понимаете... Шахматы, шашки, плавание и легкая атлетика — вот наши виды спорта, оптимальный набор дисциплин для подготовки к делу. А в 16—17 лет надо начинать приступать к подготовке непосредственно летной. Сам я в 16 лет пришел после десятого класса в училище (Борисоглебское высшее военное авиационное училище летчиков им. В.П. Чкалова. — Авт.). В сентябре приступил к занятиям, а в январе уже летал. То есть вчерашний школьник управлял самолетом Л-29. А это довольно сложная машина, реактивный самолет чешского производства, он был у нас на вооружении и использовался при первоначальном обучении летного состава.

— И многое с тех пор изменилось в подготовительной программе?

— Многое. Сегодня наша летная школа приучает летать молодых людей только с третьего курса. Просто взяли западные образцы подготовки: первые два года человек изучает теорию... Ну, может, когда-нибудь здравый смысл возьмет свое, все это будет подкорректировано, что-то еще изменится. В сторону лучших традиций отечественной системы, конечно.

— Игорь Валентинович, а что помогает вам, прошедшему нашу легендарную школу, спустя много лет сохранять отличную форму и проделывать ТАКОЕ в небе?

— Надо собственный тонус поддерживать, продолжая «обычным» спортом заниматься. Любить эту жизнь, любить ее энергично! Оптимистом быть. И для духовности добавлю: переносить все сложности экстремального полета проще, когда ты любишь свою профессию. То есть идешь в полет не обреченно — ну вот, елки-палки, мол, опять понедельник, опять за штурвал... Нет, тут ты, наоборот, ждешь этот понедельник, стремишься скорее в эту кабину, в это небо — с совершенно оптимистическим настроением, с легким сердцем. А раз так, то и все тяготы, все перегрузки будут тебе только в удовольствие и меньше скажутся на здоровье. Все, что вокруг нас происходит материального, имеет духовную «родословную». Поэтому состояние твое внутреннее всегда влияет на внешние события. Вот мне сегодня 44. И крайние 20 лет я выполняю сложные фигуры высшего пилотажа, одиночного и группового. Ну пока, слава Богу, хожу на двух ногах и читаю без очков!

— Думаю, такой алгоритм уместен будет в любой профессии...

— Согласен.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: